Знак * указывает
на статистически значимые различия
Различия
между мальчиками и девочками
обнаружены по показателям коммуникабельности
(«расположение рук», «прорисовка
рук») и показателям стабильности
(«прорисовка ног», «устойчивость
фигуры»). В соответствии с этими
данными девочки выглядят как
более замкнутые, менее общительные
и стабильные, чем мальчики.
Обсуждение
результатов
Вопрос
о том, как приспособиться к интенсивным
жизненным изменениям и при этом
остаться автономной, независимой, цельной
личностью в той или иной мере
возникает перед каждым человеком.
В разные периоды жизни эта
тема занимает то лидирующее, то второстепенное
место в ряду других человеческих
проблем. Особенность ее звучания в
подростковом возрасте определяется многочисленными
переменами, к которым девочка
или мальчик не всегда бывают готовы,
но перед необходимостью принятия которых
они поставлены. В научных работах,
выполненных в разных исследовательских
парадигмах, задачи развития личности
в этом возрасте формулируются в
принятых для того или иного направления
понятиях, при этом общий смысл
этих задач практически не меняется.
Это – переструктурирование Эго
и формирование стабильной, интегрированной
структуры характера; утверждение
гетеросексуальной идентичности; ослабление
привязанности к родителям.
Подростки
12-13 лет, лишь за некоторым исключением,
все относятся к раннему подростковому
или даже к предподростковому
возрасту, который характеризуется
неадекватностью функционирования
ранее принятых защит и адаптивных
стратегий. Именно в этом возрасте отмечается
начало интенсивных телесных изменений,
сопровождающихся амбивалентными эмоциональными
реакциями. Могут наблюдаться так
называемые «рост подвижности аффекта»
и «колебания настроения» [9], проявляющиеся
либо в экстернализации эмоций, чрезмерной
экспрессивности, либо в интернализации
переживаний и замкнутости.
Предположительно
различия между подгруппами, полученные
в нашем исследовании, отражают известную
закономерность гетерохронного полового
созревания мальчиков и девочек,
ведь у последних половая зрелость
происходит на два с лишним года
раньше, чем у первых. Было показано,
что для девочек (по сравнению
с мальчиками) характерно снижение
коммуникативных реакций и устойчивости.
Они, согласно нашим недавним исследованиям,
отличаются не только от мальчиков-сверстников,
но и от девушек 16-18 лет «и выглядят
такими же эмоциональными и уверенными,
но при этом более закрытыми, нестабильными,
чрезмерно контролирующими себя
и менее коммуникабельными» [11, с.
93].
Различия
между мальчиками и девочками
в соотношении показателей адаптации
и стратегий самоутверждения, также
могут быть следствием неравномерно
происходящего полового созревания
подростков, но, кроме того, и результатом
несовпадения мужской и женской
линии в развитии идентичности.
У девочек
были обнаружены связи между всеми
тремя стратегиями самоутверждения
и отдельными показателями адаптации.
Конструктивные стратегии самоутверждения
ассоциируются с уверенностью, высокой
самооценкой и осуществлением контроля
поведения и внутренних процессов.
Неуверенная стратегия отрицательно
связана с контролем, и актуализируется
в тех ситуациях, где регуляция
поведения либо не осуществима (экстремальные
случаи), либо не важна (контроль осуществляет
другая, более сильная фигура –
родители или представители противоположного
пола). Доминантная стратегия ассоциативно
связана со сверхуверенностью, силой
Эго, и может рассматриваться
как адаптивная реакция в ситуации
безусловного лидерства девочки. Показатели
«открытость опыту» и «стабильность»
не имеют значимых связей с утверждением
Я, поскольку, в исследовании выяснилось,
что именно они подвержены наибольшей
подвижности в период перехода от
детского возраста к подростковому.
У мальчиков
было выявлено меньше связей адаптивности
с самоутверждением, что, по нашему
мнению, объясняется как различиями
в интенсивности полового созревания
мальчиков и девочек, так и
особенностями формирования мужской
идентичности. Стабильность и общительность
мальчиков указывают на сниженный
уровень внутренней конфликтности
и напряженности, обусловленные
задержкой полового созревания этой
подгруппы подростков по сравнению
с подгруппой девочек. Наличие отрицательных
связей конструктивного самоутверждения
с показателями открытости опыту, и
положительных связей того же показателя
с неуверенной стратегией иллюстрируют
наше предположение о специфичности
мужского пути развития, цель которого
состоит в развитии автономного,
независимого Эго. Отсутствие связей доминантной
стратегии самоутверждения с
показателями адаптивности мальчика объясняется
тем, что подобный способ самоутверждения
может быть как позитивным, так
и негативным.
В целом
можно сказать, что обнаружены связи
между стратегиями самоутверждения
и такими показателям адаптивности
как «открытость опыту», «контроль»
и «уверенность». Соотношений показателей
стабильности и коммуникабельности
со стратегиями самоутверждения
личности не выявлено, и отсутствие
этих связей при повторных исследованиях
выборки может служить основанием
для вывода о не значимости уровня
общительности и устойчивости личности
для ее утверждения в социуме.
Литература
- Альберти
Р., Эммонс М. Самоутверждающее
поведение. СПб., 1998.
- Бобнева М.И.
Социальные нормы и регуляция поведения.
М., 1978.
- Маховер К.
Проективный рисунок М., Смысл, 1996.
- Налчаджян
А.А. Социально-психологическая адаптация
личности. Ереван, 1988.
- Никитин Е.П.,
Харламенкова Н.Е., Феномен человеческого
самоутверждения. СПб., Алетейя, 2000.
- Проективная
психология // Под ред. Л.Беллак, Л.Абт. Перевод
с англ. // М., 2000.
- Романова
Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы
в психологической диагностике М., Дидакт,
1992.
- Социальная
дезадаптация: нарушение поведения у детей
и подростков // Под ред. А.А.Северного.
М., 1996.
- Тайсон Ф.,
Тайсон Р. Психоаналитические теории развития.
Екатеринбург, 1998.
- Харламенкова
Н.Е., Никитина Е.П. Разработка валидной
процедуры оценки самоутверждения личности
// Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 6.
С. 67-76.
- Харламенкова
Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации
личности при нормальном и аномальном
половом развитии // Современная личность:
социальные представления, мышление, развитие
в норме и патологии, М., 2000. С. 91-98.
- Adelson J. Handbook
of Adolescent Psychology. N.Y., Wiley, 1980.
- Moffitt T. Individual
Differences are Acceptuated during Periods of Social Change: The Same
Case of Girls at Puberty // J. of Pers. And Soc. Psychol., 1991, 61,
p. 157-168.
- Caspi A., Lynam
D., Moffitt T., Silva Ph. Unravelling Girls' Delinquency: Biological,
Dispositional and Contextual Contributions to Adolescent Misbihavior
// J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.19-30.
- Koff E., Rierdom
J., Silvestone E. Changes of Representation of Body Image as a Function
of Menarched Status // Developmental Psychology, 1978, 14, p. 635-642.
- Koppitz E.M. Psychological
Evaluation of Children's Human Figure Drawings. N.Y., 1968.
- Larson R., Ham
M. Stress and “Storm and Stress” in Early Adolescence: The Relationship
of Negative Events with Dysphoric Affect // J. of Developmental Psychol.,
1993, Vol. 29, N 1, p. 130-140.
- Petersen A.C. Adolescent
Development // Annual Review of Psychology, Vol.39, 1988, p.583-607.
- Yama M.F. The Usefulness
of Human Figure Drawings as the Index of Overall Adjustment // J. of
Personality Assessment, 1990, 54 (1&2), p. 78-86.