Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

Работа содержит 1 файл

Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением.docx

— 33.33 Кб (Скачать)
 

Знак * указывает  на статистически значимые различия

Различия  между мальчиками и девочками  обнаружены по показателям коммуникабельности («расположение рук», «прорисовка  рук») и показателям стабильности («прорисовка ног», «устойчивость  фигуры»). В соответствии с этими  данными девочки выглядят как  более замкнутые, менее общительные  и стабильные, чем мальчики.

Обсуждение  результатов

Вопрос  о том, как приспособиться к интенсивным  жизненным изменениям и при этом остаться автономной, независимой, цельной  личностью в той или иной мере возникает перед каждым человеком. В разные периоды жизни эта  тема занимает то лидирующее, то второстепенное место в ряду других человеческих проблем. Особенность ее звучания в  подростковом возрасте определяется многочисленными  переменами, к которым девочка  или мальчик не всегда бывают готовы, но перед необходимостью принятия которых  они поставлены. В научных работах, выполненных в разных исследовательских  парадигмах, задачи развития личности в этом возрасте формулируются в  принятых для того или иного направления  понятиях, при этом общий смысл  этих задач практически не меняется. Это – переструктурирование Эго  и формирование стабильной, интегрированной  структуры характера; утверждение  гетеросексуальной идентичности; ослабление привязанности к родителям.

Подростки 12-13 лет, лишь за некоторым исключением, все относятся к раннему подростковому  или даже к предподростковому  возрасту, который характеризуется  неадекватностью функционирования ранее принятых защит и адаптивных стратегий. Именно в этом возрасте отмечается начало интенсивных телесных изменений, сопровождающихся амбивалентными эмоциональными реакциями. Могут наблюдаться так  называемые «рост подвижности аффекта» и «колебания настроения» [9], проявляющиеся  либо в экстернализации эмоций, чрезмерной экспрессивности, либо в интернализации переживаний и замкнутости.

Предположительно  различия между подгруппами, полученные в нашем исследовании, отражают известную  закономерность гетерохронного полового созревания мальчиков и девочек, ведь у последних половая зрелость происходит на два с лишним года раньше, чем у первых. Было показано, что для девочек (по сравнению  с мальчиками) характерно снижение коммуникативных реакций и устойчивости. Они, согласно нашим недавним исследованиям, отличаются не только от мальчиков-сверстников, но и от девушек 16-18 лет «и выглядят такими же эмоциональными и уверенными, но при этом более закрытыми, нестабильными, чрезмерно контролирующими себя и менее коммуникабельными» [11, с. 93].

Различия  между мальчиками и девочками  в соотношении показателей адаптации  и стратегий самоутверждения, также  могут быть следствием неравномерно происходящего полового созревания подростков, но, кроме того, и результатом  несовпадения мужской и женской  линии в развитии идентичности.

У девочек  были обнаружены связи между всеми  тремя стратегиями самоутверждения  и отдельными показателями адаптации. Конструктивные стратегии самоутверждения  ассоциируются с уверенностью, высокой  самооценкой и осуществлением контроля поведения и внутренних процессов. Неуверенная стратегия отрицательно связана с контролем, и актуализируется  в тех ситуациях, где регуляция  поведения либо не осуществима (экстремальные  случаи), либо не важна (контроль осуществляет другая, более сильная фигура –  родители или представители противоположного пола). Доминантная стратегия ассоциативно связана со сверхуверенностью, силой  Эго, и может рассматриваться  как адаптивная реакция в ситуации безусловного лидерства девочки. Показатели «открытость опыту» и «стабильность» не имеют значимых связей с утверждением Я, поскольку, в исследовании выяснилось, что именно они подвержены наибольшей подвижности в период перехода от детского возраста к подростковому.

У мальчиков  было выявлено меньше связей адаптивности с самоутверждением, что, по нашему мнению, объясняется как различиями в интенсивности полового созревания мальчиков и девочек, так и  особенностями формирования мужской  идентичности. Стабильность и общительность  мальчиков указывают на сниженный  уровень внутренней конфликтности  и напряженности, обусловленные  задержкой полового созревания этой подгруппы подростков по сравнению  с подгруппой девочек. Наличие отрицательных  связей конструктивного самоутверждения  с показателями открытости опыту, и  положительных связей того же показателя с неуверенной стратегией иллюстрируют наше предположение о специфичности  мужского пути развития, цель которого состоит в развитии автономного, независимого Эго. Отсутствие связей доминантной  стратегии самоутверждения с  показателями адаптивности мальчика объясняется  тем, что подобный способ самоутверждения  может быть как позитивным, так  и негативным.

В целом  можно сказать, что обнаружены связи  между стратегиями самоутверждения  и такими показателям адаптивности как «открытость опыту», «контроль» и «уверенность». Соотношений показателей  стабильности и коммуникабельности со стратегиями самоутверждения  личности не выявлено, и отсутствие этих связей при повторных исследованиях  выборки может служить основанием для вывода о не значимости уровня общительности и устойчивости личности для ее утверждения в социуме.

Литература

  1. Альберти Р., Эммонс М. Самоутверждающее поведение. СПб., 1998.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  3. Маховер К. Проективный рисунок М., Смысл, 1996.
  4. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988.
  5. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е., Феномен человеческого самоутверждения. СПб., Алетейя, 2000.
  6. Проективная психология // Под ред. Л.Беллак, Л.Абт. Перевод с англ. // М., 2000.
  7. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике М., Дидакт, 1992.
  8. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Под ред. А.А.Северного. М., 1996.
  9. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
  10. Харламенкова Н.Е., Никитина Е.П. Разработка валидной процедуры оценки самоутверждения личности // Психологический журнал, 2000, Т. 21, № 6. С. 67-76.
  11. Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии, М., 2000. С. 91-98.
  12. Adelson J. Handbook of Adolescent Psychology. N.Y., Wiley, 1980.
  13. Moffitt T. Individual Differences are Acceptuated during Periods of Social Change: The Same Case of Girls at Puberty // J. of Pers. And Soc. Psychol., 1991, 61, p. 157-168.
  14. Caspi A., Lynam D., Moffitt T., Silva Ph. Unravelling Girls' Delinquency: Biological, Dispositional and Contextual Contributions to Adolescent Misbihavior // J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p.19-30.
  15. Koff E., Rierdom J., Silvestone E. Changes of Representation of Body Image as a Function of Menarched Status // Developmental Psychology, 1978, 14, p. 635-642.
  16. Koppitz E.M. Psychological Evaluation of Children's Human Figure Drawings. N.Y., 1968.
  17. Larson R., Ham M. Stress and “Storm and Stress” in Early Adolescence: The Relationship of Negative Events with Dysphoric Affect // J. of Developmental Psychol., 1993, Vol. 29, N 1, p. 130-140.
  18. Petersen A.C. Adolescent Development // Annual Review of Psychology, Vol.39, 1988, p.583-607.
  19. Yama M.F. The Usefulness of Human Figure Drawings as the Index of Overall Adjustment // J. of Personality Assessment, 1990, 54 (1&2), p. 78-86.

Информация о работе Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением