Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.

Работа содержит 1 файл

Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением.docx

— 33.33 Кб (Скачать)

Реципроктные  отношения между адаптацией и  утверждением 
Я в подростковом возрасте

Харламенкова  Н.Е., к.пс.н.

Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и  ее окружения и, нередко, описывается  как процесс, направленный на эффективное  преодоление трудностей посредством  успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности  к антиципации последствий принимаемых  решений.

Адаптация может осуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма  и среды (биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация  – процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождается удовлетворением основных социогенных  потребностей человека, оправдывающего ролевые ожидания группы, и проявляется  в переживании состояния самоутверждения  и свободы выражения творческих способностей.

В кризисные  моменты личностного развития разрешение человеком проблемы адаптации может  рассматриваться в качестве одного из важных показателей преодоления  им жизненных трудностей и мотивационных  конфликтов. Особо проблемным периодом развития считается подростковый возраст. Характеристика подросткового возраста как периода неустойчивого развития личности встречается в работах, посвященных этой стадии жизни [12, 14, 17]. Серьезные соматические, гормональные, физиологические и иные конституциональные изменения нередко опережают  адекватные психические и поведенческие  реакции, приводя к дезадаптации личности.

По сравнению  с другими периодами развития адаптация подростка к новым  условиям жизни имеет свои специфические  черты, при этом общие признаки нормальности и адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. «Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля, способности  к интеграции опыта и … готовности встречать проблемы и трудности» [3, с.23]. С нашей точки зрения основными  концептами адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность.

Наряду  с развитием способности подростка  к адаптации усиливается стремление к самопрезентации, самопредъявлению и самоутверждению, т.е. к различным  стратегиям Я.

Самоутверждением  называется стремление человека к высокой  оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением  поведение. В литературе [1] обсуждаются  различные типологии самоутверждения  личности. В частности Р. Альберти и М. Эммонс выделили три основных способа (типа) самоутверждения личности: 1) неуверенное поведение, для которого характерны ориентация личности на конформность, тенденция скрывать собственное  мнение и сдерживать эмоциональные  реакции, выбор неопределенных и  невыразительных форм речевого общения; 2) ассертивное поведение как умение “отвечать без заминки”, говорить “достаточно громко и естественным для себя тоном» [1, с. 18] 3) агрессивный  стиль поведения как умение “отвечать  прежде, чем собеседник успел закончить  свою мысль”, громко говорить вызывающим тоном, смотреть на других свысока, пренебрежительно отзываться о предмете разговора (осуждать, порицать, принижать), навязывать собственное  мнение, быть чрезмерным в выражении  чувств.

Наряду  с этой точкой зрения существует мнение [5, 10], что потенциально человек обладает разными стратегиями – неуверенной, конструктивной или доминантной, и лишь акцентуация одной из них может рассматриваться в качестве критерия отнесения человека к какому-либо типу самоутверждения – самоподавлению, конструктивному самоутверждению или доминированию.

Цель  настоящего исследования состояла в  выявлении связи между различными стратегиями самоутверждения подростка - неуверенной, конструктивной, доминантной, - и особенностями адаптации - открытостью  опыту, уверенностью, контролем, стабильностью  и коммуникабельностью.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее проявлениями.

Выборка состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек).

Методика. Применялся проективный метод «Нарисуй человека» со стандартной инструкцией [3, 6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям: 1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.); 2 – размер фигуры (1 балл – 8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см), 3 – расположение фигуры на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в середине листа, 3 балла – внизу листа); 4 – расположение фигуры по горизонтали (1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа); 5 – расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2 балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в карманах, 4 балла – руки отсутствуют); 6 – прорисовка рук (1 балл – прорисованы руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют); 7 – дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2 балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше, чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 – прорисовка ног (1 балл – ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3 балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 – устойчивость фигуры (1 балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла - крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).

Выделенные  нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности: показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют конструкт  «открытость опыту»; показатели «расположение фигуры по вертикали» и «размер фигуры» – уверенность; показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» - стабильность; показатель «дифференцированность фигуры» - контроль и показатели «положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.

Для диагностики  стратегий утверждения Я применялся опросник «Стратегии самоутверждения  личности», который позволяет оценить  способы самоутверждения личности по пяти параметрам: умение отказывать в просьбе (шкала 1 - 8 утверждений); общее  самоутверждение: умение обратиться с  просьбой, попросить о помощи в  “сервисных” ситуациях (шкала 2а - 6 утверждений) и выражение негативных чувств и мыслей (критика, недовольство, гнев) (шкала 2b - 8 утверждений); выражение  положительных чувств (радости, сочувствия) (шкала 3 - 8 утверждений); инициация социального  общения (шкала 4 - 6 утверждений).

Для статистического  анализа результатов использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена, t - критерий Стьюдента.

Анализ  результатов

При анализе  результатов мы исходили из того, что  половые и возрастные особенности  человека могут определять характер его социальной адаптации, поэтому  предварительно вся выборка была разделена на подгруппы – подгруппу  мальчиков и подгруппу девочек. 

Таблица 1

Связь между  стратегиями самоутверждения и  показателями адаптации в группе девочек (n = 54)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 1                      
2 -0.9 1                    
3 -0.78 0.73 1                  
4 0.01 -0.06 -0.14 1                
5 0.14 -0.18 -0.26 -0.02 1              
6 0.24 -0.28 -0.31 -0.07 0.53 1            
7 -0.02 0.03 0.12 -0.14 0.13 0.3 1          
8 0.01 0 0.05 -0.21 0.12 -0.08 0.08 1         
9 0.13 -0.1 -0.06 -0.26 0.07 -0.15 -0.11 0.75 1      
10 0.32 -0.29 -0.22 -0.44 0.18 0.03 -0.06 0.48 0.61 1    
11 0.11 -0.13 0.1 -0.23 0.07 0.05 -0.04 0.43 0.61 0.71 1  
12 0.15 -0.16 0.06 -0.24 -0.03 -0.13 -0.04 0.39 0.6 -0.15 -0.21 1

 
1 – неуверенная стратегия, 2 –  конструктивная стратегия, 3 – доминантная  стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 –  размер, 6 – расположение рисунка  по вертикали, 7 – расположение  рисунка по горизонтали, 8 – положение  рук, 9 – прорисовка рук, 10 – дифференцированность  фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость  фигуры. Все связи обнаружены  при 
0.05.

В подгруппе  девочек выявлены связи (Табл. 1) между  стратегиями утверждения Я и  отдельными параметрами адаптации. Конструктивная стратегия отрицательно связана с расположением рисунка  по вертикали и дифференцированностью  фигуры, т.е. с низким уровнем уверенности (чем больше конструктивных стратегий, тем выше самооценка) и с уровнем  контроля (чем больше конструктивных стратегий, тем выше контроль). Неуверенная  стратегия положительно связана  с дифференцированностью фигуры (чем больше неуверенных стратегий, тем меньше контроль), а доминантная  – с расположением рисунка  по вертикали (чем больше доминантных  стратегий, тем выше уверенность). Подводя  предварительные итоги можно  сказать, что в поведении девочек 12-13 лет связь адаптивности со стратегиями  утверждения Я проявляется только через показатели уверенности и  контроля, причем, чем конструктивнее поведение, тем они выше. Конструкты «открытость опыту» и «стабильность» не связаны с самоутверждением девочки-подростка. 

Таблица 2

Связь между  стратегиями самоутверждения и  показателями адаптации в группе мальчиков (n = 43)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 1                      
2 -0.82 1                    
3 -0.71 0.49 1                  
4 0.32 -0.4 -0.2 1                
5 0.15 -0.29 -0.11 -0.22 1              
6 0 -0.12 0 -0.17 0.55 1            
7 0.09 -0.24 0.06 0.13 0.42 0.29 1          
8 -0.21 0.08 0.2 -0.24 0.03 0.12 0.07 1         
9 -0.09 -0.04 -0.01 -0.12 0.03 0.12 0 0.8 1      
10 -0.13 0.04 0.11 0.01 0 0.06 0.15 0.53 0.53 1    
11 -0.23 0.13 0.11 -0.34 0.32 0.17 0.23 0.51 0.56 0.43 1  
12 -0.02 0.05 0.02 -0.25 0.27 0.05 0.07 0.37 0.46 0.25 0.62 1

 
1 – неуверенная стратегия, 2 –  конструктивная стратегия, 3 – доминантная  стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 –  размер, 6 – расположение рисунка  по вертикали, 7 – расположение  рисунка по горизонтали, 8 – положение  рук, 9 – прорисовка рук, 10 – дифференцированность  фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость  фигуры. Все связи обнаружены  при 
0.05.

В подгруппе  мальчиков (Табл. 2) связи между стратегиями  самоутверждения и адаптивностью  менее выражены, чем в подгруппе  девочек. Конструктивная стратегия  значимо связана с показателем  «цвет», т.е. с эмоциональностью, открытостью  опыту (чем более конструктивно  поведение мальчика, тем он менее  эмоционален, более сдержан). Неуверенная  стратегия также значимо связана  с показателем «цвет», но эта связь  отрицательная (чем более неуверенно поведение, тем оно более эмоционально, импульсивно). Доминантная стратегия  не обнаруживает значимой связи с  показателями адаптации мальчика-подростка, т.е. он может быть доминантным в  обоих вариантах – адаптивном и неадаптивном.

В подгруппе  мальчиков обнаружены связи двух стратегий утверждения Я - неуверенной  и конструктивной - с показателями конструкта «открытость опыту». Связей стратегий утверждения Я с  такими показателями адаптивности мальчиков  как «уверенность», «контроль» и  «стабильность» выявлено не было.

В целом  по выборке были получены данные, которые  подтверждают выдвинутую гипотезу о  том, что неуверенная и доминантная  стратегии утверждения подростком своего Я либо вообще не имеют связей с показателями адаптивности, либо имеют с ней отрицательные  связи. Однако эта гипотеза полностью  подтвердилась лишь в группе девочек, и только частично – в группе мальчиков.

Подобные  половые различия могут быть вызваны  тем, что развитие мальчиков и  девочек имеет как общие, так  и специфические черты, которые  в нашем исследовании следует  сформулировать в терминах адаптации  и самоутверждения. Статистически  значимые различия по показателям адаптивности и самоутверждения Я представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Сравнение показателей адаптивности и стратегий  утверждения Я девочек и мальчиков.

Показатели T a Показатели t a
1.Цвет 0.8 0.2 7.Дифференц.  фигуры 0.4 0.5
2.Размер  фигуры 1.4 0.09 8.Прорисовка  ног 2.6 0.01*
3.Расположение  по вертикали -0.3 0.4 9.Устойчивость  фигуры 1.7 0.05*
4.Расположение  по горизонтали 1.3 0.1 10. Неуверенные  стратегии -0.13 0.5
5.Расположение  рук 3.3 0.0005* 11. Конструктивные  стратегии 0.57 0.3
6.Прорисовка  рук 2.3 0.01* 12.Доминантные  стратегии -0.21 0.4

Информация о работе Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением