Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:45, реферат
Адаптация человека к условиям жизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко, описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностей посредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственности и способности к антиципации последствий принимаемых решений.
Реципроктные
отношения между адаптацией и
утверждением
Я в подростковом возрасте
Харламенкова Н.Е., к.пс.н.
Адаптация
человека к условиям жизни основана
на взаимном изменении личности и
ее окружения и, нередко, описывается
как процесс, направленный на эффективное
преодоление трудностей посредством
успешного принятия решений, проявления
инициативы, ответственности и способности
к антиципации последствий
Адаптация
может осуществляться на самых разных
уровнях взаимодействия организма
и среды (биологическом, психофизиологическом,
социальном и др.). Социальная адаптация
– процесс эффективного взаимодействия
с социальной средой, который сопровождается
удовлетворением основных социогенных
потребностей человека, оправдывающего
ролевые ожидания группы, и проявляется
в переживании состояния
В кризисные
моменты личностного развития разрешение
человеком проблемы адаптации может
рассматриваться в качестве одного
из важных показателей преодоления
им жизненных трудностей и мотивационных
конфликтов. Особо проблемным периодом
развития считается подростковый возраст.
Характеристика подросткового возраста
как периода неустойчивого
По сравнению с другими периодами развития адаптация подростка к новым условиям жизни имеет свои специфические черты, при этом общие признаки нормальности и адаптивности не изменяются [2, 4, 8]. «Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля, способности к интеграции опыта и … готовности встречать проблемы и трудности» [3, с.23]. С нашей точки зрения основными концептами адаптации являются - открытость опыту, уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность.
Наряду
с развитием способности
Самоутверждением
называется стремление человека к высокой
оценке и самооценке своей личности
и вызванное этим стремлением
поведение. В литературе [1] обсуждаются
различные типологии
Наряду
с этой точкой зрения существует мнение
[5, 10], что потенциально человек обладает
разными стратегиями – неуверен
Цель
настоящего исследования состояла в
выявлении связи между
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что неуверенная и доминантная стратегии утверждения Я либо не связаны с адаптивностью вовсе, либо имеют отрицательные связи с отдельными ее проявлениями.
Выборка состояла из 97 подростков 12-13 лет (43 мальчиков и54 девочек).
Методика. Применялся проективный метод «Нарисуй человека» со стандартной инструкцией [3, 6, 7, 15, 18]. Выполненный рисунок человека (у мальчиков обычно – мужского пола, у девочек – женского) анализировался по следующим диагностическим показателям: 1 - цвет (1 балл - черно-белое изображение, 2 балла – фигура раскрашивается одним цветным карандашом, 3 балла – двумя и т.д.); 2 – размер фигуры (1 балл – 8-12 см, 2 балла – 13-20 см, 3 балла – больше 20 см), 3 – расположение фигуры на листе по вертикали (1 балл – расположение в верхней части листа, 2 балла – в середине листа, 3 балла – внизу листа); 4 – расположение фигуры по горизонтали (1 балл – слева от средней линии, 2 балла – в середине, 3 балла – справа); 5 – расположение рук относительно тела (1 балл – руки свободно отведены от тела, 2 балла – расположены вдоль тела, 3 балла – руки спрятаны за спиной или в карманах, 4 балла – руки отсутствуют); 6 – прорисовка рук (1 балл – прорисованы руки, кисти рук, пальцы, 2 балла – руки изображены схематично, пальцы соединены в кисть, 3 балла – руки изображены без кисти, 4 балла – руки отсутствуют); 7 – дифференцированность фигуры (1 балл – хорошо прорисованы все части тела, 2 балла – голова прорисована лучше, чем туловище, 3 балла – туловище прорисовано лучше, чем голова, 4 балла - нарисована только голова); 8 – прорисовка ног (1 балл – ноги, ступни хорошо прорисованы, 2 балла – ноги нарисованы, ступни намечены, 3 балла – ноги не нарисованы или закрыты платьем); 9 – устойчивость фигуры (1 балл – устойчивая фигура, 2 балла – неустойчивая, слегка наклоненная, 3 балла - крайне неустойчивая, сильный наклон фигуры, отсутствие ног).
Выделенные нами показатели являются операциональными единицами адаптивности личности: показатели «расположение фигуры по горизонтали» и «цвет» операционализируют конструкт «открытость опыту»; показатели «расположение фигуры по вертикали» и «размер фигуры» – уверенность; показатели «прорисовка ног» и «устойчивость» - стабильность; показатель «дифференцированность фигуры» - контроль и показатели «положение рук» и «прорисовка рук» - коммуникабельность.
Для диагностики
стратегий утверждения Я
Для статистического
анализа результатов
Анализ результатов
При анализе
результатов мы исходили из того, что
половые и возрастные особенности
человека могут определять характер
его социальной адаптации, поэтому
предварительно вся выборка была
разделена на подгруппы – подгруппу
мальчиков и подгруппу девочек.
Таблица 1
Связь между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе девочек (n = 54)
|
1 – неуверенная стратегия, 2 –
конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 –
размер, 6 – расположение рисунка
по вертикали, 7 – расположение
рисунка по горизонтали, 8 – положение
рук, 9 – прорисовка рук, 10 – дифференцированность
фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены
при a£0.05.
В подгруппе
девочек выявлены связи (Табл. 1) между
стратегиями утверждения Я и
отдельными параметрами адаптации.
Конструктивная стратегия отрицательно
связана с расположением
Таблица 2
Связь между стратегиями самоутверждения и показателями адаптации в группе мальчиков (n = 43)
|
1 – неуверенная стратегия, 2 –
конструктивная стратегия, 3 – доминантная
стратегия, 4 – цвет рисунка, 5 –
размер, 6 – расположение рисунка
по вертикали, 7 – расположение
рисунка по горизонтали, 8 – положение
рук, 9 – прорисовка рук, 10 – дифференцированность
фигуры, 11 - прорисовка ног, 12 – устойчивость
фигуры. Все связи обнаружены
при a£0.05.
В подгруппе
мальчиков (Табл. 2) связи между стратегиями
самоутверждения и
В подгруппе мальчиков обнаружены связи двух стратегий утверждения Я - неуверенной и конструктивной - с показателями конструкта «открытость опыту». Связей стратегий утверждения Я с такими показателями адаптивности мальчиков как «уверенность», «контроль» и «стабильность» выявлено не было.
В целом
по выборке были получены данные, которые
подтверждают выдвинутую гипотезу о
том, что неуверенная и доминантная
стратегии утверждения
Подобные
половые различия могут быть вызваны
тем, что развитие мальчиков и
девочек имеет как общие, так
и специфические черты, которые
в нашем исследовании следует
сформулировать в терминах адаптации
и самоутверждения. Статистически
значимые различия по показателям адаптивности
и самоутверждения Я
Таблица 3
Сравнение
показателей адаптивности и стратегий
утверждения Я девочек и
|
Информация о работе Реципроктные отношения между адаптацией и утверждением