Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:39, реферат
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
1. Речь и ее функции
2. Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики
3. Виды речевой деятельности и их особенности
ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ
КАФЕДРА
ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ТОРГОВОГО
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
ВАРИАНТ № 10
Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики
Виды
прийомов и их характеристика
студентка ТВП-08
Богинская Ксения
Днепропетровск
2011
Речь:
информационная, эмоциональная,
волеизъявительная
– цель и характеристики
План
1. Речь и ее функции
2. Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики
3. Виды речевой деятельности и их особенности
Речь является основным
По своему жизненному значению
речь имеет полифункциональный
характер. Она является не только
средством общения, но и
Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не, только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.
Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.
Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья
функция речи - функция коммуникации,
т.е. передачи информации. Если первые
две функции речи могут быть рассмотрены
как внутренняя психическая деятельность,
то коммуникативная функция выступает
как внешнее речевое поведение, направленное
на контакты с другими людьми.
2.
Речь: информационная,
эмоциональная,
В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Она осуществляется с помощью указания, описания, характеристики, определения, инструкции. Указание – сочетание образа предмета со словом, его обозначающим. В результате указания в сознании устанавливается связь: образ – слово. Описание (словесное рисование) – создание представления о предмете на основании слов. Характеристика – выделение существенных признаков предметов и явлений, по которым они отличаются друг от друга. Определение – раскрытие содержания понятий. Инструкция – описание способов обращения и использования предметов, выполнения действий, приемов умственной деятельности и т. д.
Выразительная сторона речи
Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Регулирование (волеизъявление) может быть обращено к самому себе (самоорганизация), к другим людям (одному человеку или группе), чтобы вызвать у них желаемое поведение, к большой группе людей (здесь регуляция осуществляется средствами массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио и кино). Регуляция и саморегуляция осуществляется с помощью приказа, распоряжения, требования, призыва, пожелания, просьбы, совета, предложения, убеждения, внушения. Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность: регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей; взаимной “подстройки” действий; оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.
Более детально характеристику и цель типов рассмотрим на примере информационной речи.
Одна из главных целей коммуникации — передача
информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи
информационного плана. Информационная
речь так же, как и другие речи, требует,
чтобы ее тема, предмет и различные аспекты
этой темы соотносились с запросами, интересами
и уровнем понимания аудитории. Главная
коммуникативная цель информирующей речи
— дать новые сведения о том или ином предмете,
пробудить интерес к предмету речи. К особенностям
информирующей речи можно отнести: удовлетворение
потребности слушателей в получении исчерпывающей
информации по данному вопросу; пробуждение
любознательности; актуальность для данной
аудитории; наличие и анализ конкретных
фактов; сопоставление старого и нового,
подчеркивание новизны информации. В информационной
речи в большей степени, чем в других видах речей,
эффективно действуют законы логики как
в подаче материала, так и в его восприятии
и переработке. Так, в информативной речи
высказывание на узкую и конкретную тему
всегда гораздо информационно насыщеннее,
чем на тему широкую и общую. Новые сведения
в информативной речи запоминаются намного
эффективнее на фоне известного. Информация,
которая «вписывается» в существующую
в сознании слушателей систему, не только
лучше усваивается, но и «прирастает»
за счет того, что уже усвоено каждым. Для
того чтобы дать возможность переработать
новое, информация должна подаваться «порциями».
Для успеха
информативной речи важно, чтобы:
- поставленная проблема имела решение и находилась в компетенции аудитории;
- новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного;
- новая информация преподносилась бы не изолированно, как отдельный факт, а как элемент системы;
- информация
была хорошо структурирована, преобладала
бы «порционная» подача материала.
Коммуникатор должен
учитывать, какая именно информация необходима
для данной аудитории по данной теме и
в соответствии с другими, иногда не менее
важными целями речи: сделать нужные акценты,
заинтересовать, показать себя с хорошей
стороны, выиграть в конкуренции с другими
коммуникаторами и т.п.
Такие разновидности целей, связанных
с информированием, в различном соотношении
являются неотъемлемым компонентом любой
речи, однако в некоторых речевых жанрах
информационная составляющая становится
ведущей (сообщение, комментарий, доклад,
лекция, интервью и др.). Эти разнообразные
жанры объединяет то, что без «новости»,
то есть информации, они не существуют,
и то, что различные параметры информации
в них всегда подчиняются соответствующим
постулатам Грайса: количества, качества
информации, ее соответствия теме и способа
подачи.
3. Виды речевой деятельности и их особенности
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.
Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.
Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требования последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Информация о работе Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики