Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:39, реферат

Описание работы

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Содержание

1. Речь и ее функции
2. Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики
3. Виды речевой деятельности и их особенности

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

    ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬФРЕДА НОБЕЛЯ

    КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
     

                                    
     

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

    ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» 
     
     

    ВАРИАНТ № 10

    Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики

    Виды  прийомов и их характеристика 

                                                                                                             
     
     

                                                                                     Подготовила:

                      студентка ТВП-08

                      Богинская Ксения 
     
     
     

    Днепропетровск

    2011

    ВОПРОС  №1

    Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная  – цель и характеристики 

    План 

      1. Речь и ее функции

      2. Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и   характеристики

      3. Виды речевой деятельности и их особенности

    1. Речь и ее функции

         Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности  получать и передавать большое  количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

         По своему жизненному значению  речь имеет полифункциональный  характер. Она является не только  средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

    Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не, только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

    Речь  без усвоения языка невозможна, в  то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

    Связывающим звеном между языком и речью выступает  значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

    Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

    Речь  имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

    Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

    Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

    Третья  функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.  

    2. Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная  – цель и характеристики

    В коммуникативной  функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и  волеизъявительную.

    Информационная  сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями  обозначения и обобщения. Она  осуществляется с помощью указания, описания, характеристики, определения, инструкции. Указание – сочетание образа предмета со словом, его обозначающим. В результате указания в сознании устанавливается связь: образ – слово. Описание (словесное рисование) – создание представления о предмете на основании слов. Характеристика – выделение существенных признаков предметов и явлений, по которым они отличаются друг от друга. Определение – раскрытие содержания понятий. Инструкция – описание способов обращения и использования предметов, выполнения действий, приемов умственной деятельности и т. д.

          Выразительная сторона речи помогает  передать чувства и отношения  говорящего к предмету сообщения,  воздействует на чувства человека  и выражает отношение коммуникатора  к окружающим. Эмоциональная выразительность характеризует любой текст и достигается интонацией (звуковая выразительность), лексикой (подбор слов), синтаксисом (построение высказываний). Эмоциональная выразительность речи выливается в форму поощрения, порицания, предупреждения, приглашения, благодарности, выговора, плача. Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессе общения людей может измениться интенсивность эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

         Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего. Регулирование (волеизъявление) может быть обращено к самому себе (самоорганизация), к другим людям (одному человеку или группе), чтобы вызвать у них желаемое поведение, к большой группе людей (здесь регуляция осуществляется средствами массовой коммуникации: пресса, телевидение, радио и кино). Регуляция и саморегуляция осуществляется с помощью приказа, распоряжения, требования, призыва, пожелания, просьбы, совета, предложения, убеждения, внушения. Проявляется в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения, может быть представлена как возможность: регулировать не только собственное поведение, но и поведение других людей; взаимной “подстройки” действий; оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.      

    Более детально характеристику и цель типов  рассмотрим на примере информационной речи.

         Одна  из главных целей коммуникации —  передача информации, поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана. Информационная речь так же, как и другие речи, требует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории. Главная коммуникативная цель информирующей  речи — дать новые сведения о  том или ином предмете, пробудить  интерес к предмету речи. К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны информации. В информационной речи в большей степени, чем в  других видах речей, эффективно действуют законы логики как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, в информативной речи высказывание на узкую и конкретную тему всегда гораздо информационно насыщеннее, чем на тему широкую и общую. Новые сведения в информативной речи запоминаются намного эффективнее на фоне известного. Информация, которая «вписывается» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать возможность переработать новое, информация должна подаваться «порциями».  
     Для успеха информативной речи важно, чтобы:

    -  поставленная проблема имела решение и находилась в компетенции аудитории;

    -  новое в речи соседствовало со старым и выделялось на фоне известного;

    -  новая информация преподносилась бы не изолированно, как отдельный факт, а как элемент системы;

    -  информация была хорошо структурирована, преобладала бы «порционная» подача материала.                                           

     Коммуникатор должен учитывать, какая именно информация необходима для данной аудитории по данной теме и в соответствии с другими, иногда не менее важными целями речи: сделать нужные акценты, заинтересовать, показать себя с хорошей стороны, выиграть в конкуренции с другими коммуникаторами и т.п.   
     Такие разновидности целей, связанных с информированием, в различном соотношении являются неотъемлемым компонентом любой речи, однако в некоторых речевых жанрах информационная составляющая становится ведущей (сообщение, комментарий, доклад, лекция, интервью и др.). Эти разнообразные жанры объединяет то, что без «новости», то есть информации, они не существуют, и то, что различные параметры информации в них всегда подчиняются соответствующим постулатам Грайса: количества, качества информации, ее соответствия теме и способа подачи.  

      3. Виды речевой деятельности и их особенности

    В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

    Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

    Разновидностью  диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

    Монологическая  речь - длительное, последовательное, связное  изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требования последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

    Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Информация о работе Речь: информационная, эмоциональная, волеизъявительная – цель и характеристики