Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 11:00, реферат
Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идёт в основном за счёт памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают высшие.
o Введение
o История развития высших психических функций
o Проблемы развития высших психических функций человека в процессе воспитания и обучения
o Концепция Л.С. Выготского о высших и низших психических функциях и современные исследования познавательного развития в младенчестве
o Заключение
Концепция
Л.С. Выготского о
высших и низших психических
функциях и современные
исследования познавательного
развития в младенчестве
Одной из основ теории Л.С. Выготского является тезис о социальном происхождении психических функций человека. Выдвигая этот тезис, Л.С. Выготский был вынужден примирить его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных. Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими (натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.
Взаимоотношения
между этими классами функций
в теории Л.С. Выготского не были строго
обозначены. В одних случаях низшие
психические функции
В
качестве примера можно привести
трактовку Л.С. Выготским развития
указательного жеста у
В
более общем плане развитие познавательных
функций рассматривается Л.С. Выготским
как их переход от низших (натуральных)
к высшим психическим формам; при
этом различие между этими формами
проводится по четырем основным критериям:
происхождению, структуре, способу
функционирования и отношению к
другим психическим функциям. По происхождению
большинство низших психических
функций генетически врожденны,
по структуре они не опосредствованы,
по способу функционирования они
непроизвольны, и в отношении
к другим функциям они существуют
как отдельные изолированные
психические образования. В отличие
от низших психических функций высшие
являются социально приобретенными:
они опосредствованы
Однако
уже в те времена существовали
взгляды и некоторые
Не удивительно, что Л.С. Выготский был категорически против таких утверждений. Его основное возражение имело скорее теоретический, чем эмпирический характер: если ребенок имеет врожденную способность к константности восприятия, в чем же тогда заключается развитие восприятия? Иными словами, если конечная фаза перцептивного развития (а именно такой фазой представлялась Л.С. Выготскому константность восприятия) присутствует в самом начале развития, то само понятие развития становится излишним. В поисках подтверждения своих взглядов Л.С. Выготский обращается, например, к воспоминаниям Г. Гельмгольца о его детстве, из которых следует, что ортоскопическое (т.е. константное, целостное) восприятие не врожденно, но формируется посредством опыта. Хотя Л.С. Выготский сам квалифицировал эти свидетельства как шаткие, он все же использовал их как доказательства в пользу теории о приобретенном характере ортоскопического восприятия.
Тем
не менее исследования последних
десятилетий продемонстрировали поразительное
совершенство восприятия у младенцев.
Упомяну лишь некоторые из них. Т.
Бауэр сообщил данные, показавшие,
что младенцы в возрасте трех недель
обнаруживают понимание структурного
закона "общей судьбы": А. Слэйтер,
В. Морисон и Д. Роуз показали, что
новорожденные способны различать
основные архетипические фигуры (такие,
как крест и круг); Е. Гибсон и
А. Уокер продемонстрировали, что
одномесячные младенцы способны воспринимать
консистенцию объекта (т.е. является ли
объект твердым или эластичным) и
переносить эту информацию из тактильной
в зрительную модальность; опять-таки
Т. Бауэр и позже А. Слэйтер
и В. Морисон обнаружили, что младенцы
в возрасте восьми недель воспринимают
константность формы объекта. Р.
Балларджеон установила, что младенцы
в возрасте 3,5 и 4,5 мес способны понимать
такое физическое свойство твердого
тела, как его непроницаемость
для другого твердого тела. Вывод,
который следует из этих данных,
вполне очевиден: младенцы и даже новорожденные
действительно обладают пониманием
постоянства существования
В
последние десятилетия эти
Итак, ошибался ли Л.С. Выготский в своем отрицании того, что младенцы могут обладать сложными психическими функциями, подобными восприятию постоянства формы и величины? Кажущийся неизбежным положительный ответ на этот вопрос может быть дан, однако, лишь с серьезными оговорками.
Во-первых,
тот способ, посредством которого
эти ранние способности младенцев
описываются и обсуждаются
Во-вторых, если взглянуть на потенциальный смысл ответа, данного Л.С. Выготским, а не на его буквальное содержание, то обнаружится, что ответ этот крайне противоречив. С одной стороны, Л.С. Выготский отрицает врожденный характер константности восприятия на том основании, что эта способность обладает внутренней сложностью и, следовательно, может быть только социально приобретенным качеством. С другой стороны, если мы рассмотрим критерии, по которым низшие психические функции отличаются от высших, то мы не найдем среди них критерия внутренней сложности. В самом деле, как я уже говорил, в отличие от низших психических функций, которые врожденны, неопосредствованы, непроизвольны и изолированы одна от другой, высшие формируются социально, опосредствованы, произвольно управляемы и объединены в системы. Совершенно очевидно, что из этих утверждений отнюдь не следует, что низшие психические функции не могут обладать внутренней сложностью и совершенством, которые обычно приписываются психическим функциям взрослых, но не новорожденных и младенцев.
Сущность осторожного отношения Л.С. Выготского к проведению границы между низшими и высшими психическими функциями на основании критерия сложности заключается в том, что первые могут развиваться как бы внутри себя, не перерастая в высшие психические функции. В самом деле, рассмотренные выше стадии развития младенцев показывают, что их познавательные возможности, как бы рано они ни развились, все же появляются лишь в определенном возрасте; по мере роста ребенка они становятся более сложными и развитыми, и это происходит задолго до того, как они перерастут в действительно высшие психические функции.
Принимая
это во внимание и игнорируя вводящую
в заблуждение, хотя и искреннюю,
веру Л.С. Выготского в невозможность
существования врожденных и в
то же время внутренне сложных
психических функций, можно предположить,
что различение между высшими
и низшими психическими функциями
не утеряло своей актуальности для
понимания современных данных о
познавательных способностях младенцев.
Понятно, что поразительно совершенные
познавательные способности младенцев,
число описаний которых неуклонно
растет по мере развития техники исследований,
подпадают тем не менее под
категорию низших психических функций
и должны пройти тот путь развития
(т.е. стать семиотически опосредствованными,
осознанными, произвольно контролируемыми
и системными формами), который с
такой проницательностью был
очерчен Л.С. Выготским.
Заключение
Знаковые
системы, особенно речь, с самого начала
их использования людьми стали действенным
средством влияния человека на самого
себя, управления своим восприятием,
вниманием, памятью, другими познавательными
процессами. Наряду с первой, данной
человеку от природы сигнальной системой
(И.П.Павлов), которая представляла собой
органы чувств, человек получил вторую
сигнальную систему, выраженную в слове.
Обладая известными людям значениями,
слова стали оказывать на их психологию
и поведение такое же воздействие,
как и замещаемые ими предметы,
а иногда даже большее, если они обозначали
явления и предметы, которые трудно
представить (абстрактные понятия).
Вторая сигнальная система стала
мощным средством самоуправления и
саморегуляции человека. Восприятие
приобрело такие качества, как
предметность, константность, осмысленность,
структурность; внимание стало произвольным,
память – логической, мышление –
словесным и абстрактным. Практически
все психические процессы человека
вследствие использования речи для
управления ими вышли за пределы
своей природной
Слово стало основным
Постепенно, ускоряясь, из века
в век совершенствовались
Если на миг представить себе,
что произошла всемирная
Информация о работе Развитие высших психических функций у человека