Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 23:24, курсовая работа
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является художественно-дидакточеская игра.
Введение
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте
1.1. Понятие о воображении
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов
1.3. Механизм творческого воображения
1.4. Особенности воображения у детей
1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2. Формирующие эксперименты
2.3. Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
1.5. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста.
Вот уже
почти столетие детское рисование
вызывает интерес многочисленных исследователей.
Представители различных наук подходят
к изучению детского рисунка с
разных сторон. Искусствоведы стремятся
заглянуть в истоки творчества. Психологи
через детское рисование ищут
возможность проникнуть в своеобразный
внутренний мир ребенка. Педагоги ищут
оптимальные пути обучения, способствующие
всестороннему развитию детей. Так
что же это такое «изобразительная
деятельность», или, другими словами,
рисование? Прежде всего – одно из
первых и наиболее доступных средств
самовыражения ребенка. Дети рисуют
то, о чем думают, что привлекает
их внимание, вкладывают в изображаемое
свое отношение к нему, живут в
рисунке. Рисование – это не только
забава, но и творческий труд. При
этом в работу включаются зрительные,
двигательные, мускульно-осязаемые
анализаторы. В изобразительной
деятельности проявляется своеобразие
многих сторон детской психики. Рисование
помогает нам лучше узнать ребенка,
дает возможность получить материал,
раскрывающий особенности мышления,
воображения, эмоционально-волевой
сферы. Не говоря уже о том, какую
пользу приносят занятия рисованием,
развивая память и внимание, речь и
мелкую моторику, приручая ребенка
думать и анализировать, соизмерять
и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок
уже в раннем детстве начинает
манипулировать карандашами и бумагой,
создавая каракули. Постепенно ребенок
уходит от бездумных чирканий по бумаге.
Он начинает понимать функцию карандашей,
его движения становятся более точными
и разнообразными. Это период доизобразительной
деятельности. Рисунок появляется,
когда ребенок связывает
Все необходимые
качества воображения (широта, произвольность,
устойчивость, яркость, оригинальность)
возникают не спонтанно, а при
условии систематического влияния
со стороны взрослых. Влияние должно
обогащать и уточнять восприятие
и представления ребенка об окружающем
мире, а не сводиться к «навязыванию»
ему готовых тем. Ребенку нужно
помогать знакомиться с
2.1. Констатирующий Эксперимент.
Тест креативности.
1. Экспериментальный материал.
2. Порядок исследования. Детям было предложено задание.
Инструкция:
На
листе изображены
квадрат, треугольник, круг.
Дорисуйте
их так, чтобы получилось осмысленное
изображение какого-либо предмета.
Причем дорисовывание может
3. Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в 2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в одном случае.
4 группа
– нет оригинальных
Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.
Таблица № 1 (приложение № 1).
Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1. Андриасян Л.
2. Бабенко Т.
3. Довжик Ж.
Общее количество оригинальных изображений:
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
Ф. И. ребенка Круг Квадрат Треугольник
1. Андриасян Л.
2. Бабенко Т.
3. Довжик Ж.