Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

Развитие – философская категория, воображающая процесс движения, изменение целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развёртывание во времени.

Работа содержит 1 файл

Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте.docx

— 25.89 Кб (Скачать)

Детские рисунки, при анализе показали, что младшие  дошкольники чаще всего изображают простейшие предметы, схематично. Средние  дошкольники, уже изображают рисунки  с более богатым воображением. Старшие дошкольники уже изображают фантастические образы, более полные.

Опыт воспитательной работы по обогащению представлений  дошкольников путем ознакомления с  разными сторонами действительности показывает, что расширение запаса представлений влияет на содержательность и богатство образов их воображения. М.М. Рыбакова при изучении воображения  дошкольников проводила с детьми большую работу по обогащению круга  их представлений, а затем сравнивала пересказы детей по картинке до и  после проведенной работы. Выявилось, что рассказы, составленные детьми после обогащения их представлений, отличались более сложным содержанием  и сюжетом.

Особенностью  образов воображения ребенка-дошкольника  является большая их конкретность и  наглядность, недостаточно обобщенный характер. Изучение этой особенности  связано с проблемой соотношения  образа и слова.

A.M. Леушина указывает,  что при восприятии сказки  и рассказа дети на основе  словесного описания создают  наглядные образы. При задание  рассказать о чем-либо или пересказать  то, что ребенок слышал от взрослых  в его сознании возникает "картина"  и только при этом условии  он в состоянии вести рассказ. 

Л.С. Выготский  в сове время отмечал, что детское  воображение развивается с усвоением  речи, которая способствует формированию представлений ребенка о предмете и позволяет ему представить  предмет, которого он никогда не видел. Л. Выготский указывал на то, что  у детей с задержками в развитии речи остается и развитие воображения.

Характерной особенностью детского воображения является его  яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной  деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит  те объекты и события, которые  поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие  ребенка, сейчас же находят отражение  в его рисунках, играх.

Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяется областью явлений, эмоционально значимой для детей. В игре для  ребенка чрезвычайно важно, чтобы  взятая им роль была эмоциональна привлекательна. Часто дети-дошкольники отказываются брать на себя роль отрицательного персонажа или играют ее с большой  не охотой.

Исследования  показали, что как бы ни были ярки и эмоциональны образы воображения  ребенка, тем не менее он хорошо отличает воображаемое от действительно воспринимаемого. Как ни увлечен ребенок-дошкольник, например, игрой с куклой-дочкой, иллюзии, что это не кукла, а живой ребенок, у него нет – и если бы вдруг кукла откусила кусочек от предлагаемого ей пирога, заговорила или пошла, ребенок был бы чрезвычайно напуган.

Ф.И. Фрадкина в  работе об игре преддошкольников справедливо  замечает, что отсутствие иллюзий  не мешает ребенку быть поглощенным  своим вымыслом и бурно протестовать против всяких попыток взрослых разрушить  воображаемую ситуацию игры. Дети бурно  реагируют на своих партнеров  по игре, которые то тем или иным причинам отказываются играть и выходят  из игровой ситуации.

В процессе воображения  у ребенка имеет место как  комбинирование ранее полученных представлений, так и их преобразование, которое  осуществляется путем анализа и  синтеза имеющихся представлений. В процессе воображения происходит выделение отдельных черт из тех  образов, которые возникли при восприятии, и создание на их основе новых образов.

Особый интерес  имеет процесс построения образов  детьми при восприятии или сказочного материала. Э.К. Урусова изучала, как  дети-дошкольники отражают в своих  рисунках сказочные персонажи Кощея  Бессмертного, Бабы Яги, ведьмы, как  представляют себе волшебные превращения  Иванушки – в козленка, Василисы Прекрасной – в кукушку и т.д. Исследование показало, что представление  сказочных персонажей – Кощея, Бабы Яги – для детей задача более  легкая, чем представление волшебных  превращений. Сам момент превращения  представляют себе лишь немногие дети, причем они изображают его реалистически, подчеркивая постепенность перехода из одного состояния в другое.

Комбинаторные приемы не являются у дошкольников основными приемами преобразования сказочных образов. Наблюдения показали, что представление "комбинированного" образа по описанию – чрезвычайно  трудная задача для дошкольника. Почти никто из детей дошкольного  возраста не мог создать по описанию такого образа и выложить его из составного лото. Некоторые дети, чтобы  найти выход из положения, пытались охарактеризовать образ по, одной  какой-нибудь его составных частей. (Наблюдения Т.А. Репиной)

Творческое воображение  – вид воображения, в ходе которого дошкольник самостоятельно создает  новые образы и идей, представляющие ценность для других людей или  общества и которые воплощаются  в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения  создаются посредством различных  приемов интеллектуальных операций:

а) операции, посредством  которых формируется идеальные  образы; 
б) операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Т. Рибо выделил  две основные операции: диссоциацию  и ассоциацию.

Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе оторой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения – это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.

Существуют принципы для развития творческого воображения:

1. У дошкольников  должны присутствовать речевые  и мыслительные навыки. 
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании. 
3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми. 
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики. 
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства. 
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Информация о работе Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте