Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:25, реферат
Развитие – философская категория, воображающая процесс движения, изменение целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развёртывание во времени.
Детские рисунки, при анализе показали, что младшие дошкольники чаще всего изображают простейшие предметы, схематично. Средние дошкольники, уже изображают рисунки с более богатым воображением. Старшие дошкольники уже изображают фантастические образы, более полные.
Опыт воспитательной
работы по обогащению представлений
дошкольников путем ознакомления с
разными сторонами
Особенностью
образов воображения ребенка-
A.M. Леушина указывает,
что при восприятии сказки
и рассказа дети на основе
словесного описания создают
наглядные образы. При задание
рассказать о чем-либо или
Л.С. Выготский
в сове время отмечал, что детское
воображение развивается с
Характерной особенностью
детского воображения является его
яркость, большая эмоциональность.
Многочисленные наблюдения показывают,
что в своей игровой и
Как правило, сами
сюжеты творческих игр у дошкольников
определяется областью явлений, эмоционально
значимой для детей. В игре для
ребенка чрезвычайно важно, чтобы
взятая им роль была эмоциональна привлекательна.
Часто дети-дошкольники
Исследования показали, что как бы ни были ярки и эмоциональны образы воображения ребенка, тем не менее он хорошо отличает воображаемое от действительно воспринимаемого. Как ни увлечен ребенок-дошкольник, например, игрой с куклой-дочкой, иллюзии, что это не кукла, а живой ребенок, у него нет – и если бы вдруг кукла откусила кусочек от предлагаемого ей пирога, заговорила или пошла, ребенок был бы чрезвычайно напуган.
Ф.И. Фрадкина в работе об игре преддошкольников справедливо замечает, что отсутствие иллюзий не мешает ребенку быть поглощенным своим вымыслом и бурно протестовать против всяких попыток взрослых разрушить воображаемую ситуацию игры. Дети бурно реагируют на своих партнеров по игре, которые то тем или иным причинам отказываются играть и выходят из игровой ситуации.
В процессе воображения
у ребенка имеет место как
комбинирование ранее полученных представлений,
так и их преобразование, которое
осуществляется путем анализа и
синтеза имеющихся
Особый интерес
имеет процесс построения образов
детьми при восприятии или сказочного
материала. Э.К. Урусова изучала, как
дети-дошкольники отражают в своих
рисунках сказочные персонажи Кощея
Бессмертного, Бабы Яги, ведьмы, как
представляют себе волшебные превращения
Иванушки – в козленка, Василисы
Прекрасной – в кукушку и т.д.
Исследование показало, что представление
сказочных персонажей – Кощея, Бабы
Яги – для детей задача более
легкая, чем представление волшебных
превращений. Сам момент превращения
представляют себе лишь немногие дети,
причем они изображают его реалистически,
подчеркивая постепенность
Комбинаторные приемы не являются у дошкольников основными приемами преобразования сказочных образов. Наблюдения показали, что представление "комбинированного" образа по описанию – чрезвычайно трудная задача для дошкольника. Почти никто из детей дошкольного возраста не мог создать по описанию такого образа и выложить его из составного лото. Некоторые дети, чтобы найти выход из положения, пытались охарактеризовать образ по, одной какой-нибудь его составных частей. (Наблюдения Т.А. Репиной)
Творческое воображение
– вид воображения, в ходе которого
дошкольник самостоятельно создает
новые образы и идей, представляющие
ценность для других людей или
общества и которые воплощаются
в конкретные оригинальные продукты
деятельности. Образы творческого воображения
создаются посредством
а) операции, посредством
которых формируется идеальные
образы;
б) операции, на основе которых перерабатывается
готовая продукция.
Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе оторой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого воображения – это этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
Существуют принципы для развития творческого воображения:
1. У дошкольников
должны присутствовать речевые
и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только
в знакомом содержании.
3. Содержание развивающих техник должно
ориентироваться на личность ребенка
и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение
смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение,
учитывая прежде всего возможные последствия,
а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию
собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Информация о работе Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте