Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:25, реферат
Развитие – философская категория, воображающая процесс движения, изменение целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развёртывание во времени.
Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте
Колесникова Ирина Сергеевна, воспитатель
Статья
отнесена к разделу: Работа
с дошкольниками
Развитие – философская категория, воображающая процесс движения, изменение целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развёртывание во времени.
Предпосылками
воображения выступают
На третьем
году жизни в действиях малыша
наблюдается отсроченное
О первых проявлениях воображения в 2,5 – 3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами.
Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не заключают в себе элементов воображения. Если ребенок "ест" пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок использует один предмет заместителем другого. Так, малыш подносит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игровым "кормлением" предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда с предметами дополняется их переименованием.
Одной из причин
возникновения воображения
Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата, следовательно, игровое действие надо рассматривать как воображаемую реализацию нереализованных желаний.
Развитие начальных
форм воображения у ребенка раннего
возраста связано с общественностью
игровых действий и игровых предметов
(Е.В. Зворыгина), а также с тем,
что в репертуар игровых
Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.
Особенности развития выражения в раннем возрасте:
– складываются
его предпосылки, представление
и отсроченное подражание;
– воображение появляется в игре, когда
возникает воображаемая ситуация и игровое
переименование предметов;
– воображение функционирует только с
опорой на реальные предметы и внешние
действия с ними.
К концу раннего
детства складывается новый способ
действия с предметами-заместителями,
полноценное использование
Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослым, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их выполнения, а также осуществлять самостоятельные действия. Но воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого настроения образов действий с предметами, пока еще с опорой на реальные объекты.
Следовательно,
показателями развития воображения
в игре преддошкольников являются разнообразие
сюжетов, действий в воображаемой ситуации,
самостоятельный выбор
Воображение дошкольника отличается от
воображения взрослого, за кажущимся его
богатством скрывается бедность, смутность,
схематичность и стереотипность образов.
Ведь в основе образов воображения лежит
перекомбинирование материала, хранящегося
в памяти. А у дошкольников знаний и представлений
еще недостаточно. Видимое богатство воображения
связано с низкой критичностью детского
мышления, когда дети не знают, как бывает,
а как не бывает. Отсутствие такого знания
– недостаток и достоинство детского
воображения. Дошкольник легко объединяет
разные представления и критически относится
к полученным комбинациям, что особенно
заметно в младшем возрасте, дошкольном.
(Л.С. Выготский).
Некоторые зарубежные
психологи рассматривают мир
детского воображения как особый
мир, эмансипированный от реальности,
как миражное построение в области
нереального, куда ребенок совершает
бегство от действительности (Пиаже
и др.) Они считают, что образы
детского воображения не являются отражением
объективного мира, либо представляют
собой символическое его
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения
детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего
дошкольного возраста, у них отсутствует
замысел или он крайне неустойчив,
легко разрушается. А подчас (особенно
в 3-4 года) замысел рождается только
после действия. Ребенок не задумывается
о возможностях практической реализации
образов, которые создает. Для взрослого
мечта выступает как побудитель
к действию. А у ребенка комбинации
образов практически
На первых порах воображение неразрывно
связано с предметом, выполняющим функцию
внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет
может вообразить действие с предметом.
Он не может переименовать предмет, если
не действует с ним. Он представляет стул
кораблем или кубик кастрюлькой, когда
действует с ними. Сам предмет-заместитель
должен иметь сходство с замещаемым предметом.
Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают
малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.
Витязь). Например, увидел белый халат
– стал играть в больницу, увидел весы
– стал "продавцом". Если для младших
дошкольников опорой в игре выступают
игрушки, то для средних и старших – выполнение
взятой на себя роли. Постепенно воображение
начинает опираться на предметы, вовсе
похожие не замещаемые. Так, старшие дошкольники
в качестве игрового материала используют
природный (листья, шишки, палки, камешки
и пр.).
Особо ярко проявляется
роль наглядной опоры в воссоздании
художественного текста. Таковой
служит иллюстрация, без которой
младший дошкольник не может воссоздать
описанные в сказке события. А.В.
Запорожец обнаружил, что дошкольник,
слушая сказку, подходит к ее оценке
реалистической позиции, что в сказке
не все возможно, с точки зрения
ребенка. Так, если нарушаются некоторые
реалистические элементы сказочного повествования,
например, типичные свойства предметов
и характер производимых с ними действий,
то это вызывает с его стороны
отрицательное отношение. Ребенок,
воспитанный на народной сказке, чувствует
меру, которую не должно переходить
воображение в искусстве. Когда
предметом приписываются
Реалистичность
образов воображения отчетливо
обнаруживается в старшем дошкольном
возрасте. Дети младшего дошкольного
возраста не всегда могут отличить
возможное от невозможного, поэтому
иногда создается впечатление о
беззаботности их фантазии. Эта беззаботность,
некритическое отношение к
Опыты Т.А. Репиной,
изучающей особенности
Первое требование
состояло в том, чтобы отобранный
объект мог заменить по функции изображаемый
предмет или персонаж. Так основная
функция петуха, по мнению детей, это
то, что он "клюется", поэтому
для его изображения они
Реалистический
подход к сказочной фантастике вырабатывается
у ребенка лишь на определенной ступени
развития (А.В. Запорожец относит
ее к среднему дошкольному возрасту).
Реализм детского воображения требует
активного воспитания. Необходимо,
чтобы воображение ребенка
Информация о работе Развитие творческого воображения в дошкольном возрасте