Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить закономерности влияния условий проживания на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
• установить закономерностей развития личности детей младшего школьного возраста
• изучить теоретический материал
• разработать программу по работе с младшими школьниками
ГлаваII. Исследование уровня развития личности у детей младшего школьного возраста, проживающих в различных условиях, с помощью проективных методик
Нами были исследованы три группы детей, которые проживают в различных условиях. Возраст детей от 7 до 12 лет. Исследование проводилось на базе МУЗ Городская детская больница, Детского дома №9, Художественной школы. Всего 27 человек.
Для проведения экспериментального исследования мы выбрали 2 проективные методики: методика «Дерево» и «Несуществующее животное».
Суть этих методик заключается в том, чтобы на отдельных листах нарисовать дерево и несуществующее животное. Дети рисовали цветными карандашами.
Анализ рисунков первой группы испытуемых
Первая группа – дети, живущие дома. Общая картина весьма оптимистичная. Практически все дети имеют адекватную, либо чуть завышенную самооценку. Приемлемое самоощущение. Стремление занять лидирующую позицию в социуме, самоактуализироваться.
Рисунки соответствуют нормальному возрастному развитию. Об этом говорит активное использование цветов и уверенные линии.
Практически у всех хорошие отношения с родителями, ощущение почвы и опоры.
Анализ второй группы испытуемых
Вторая группа – дети, проживающие в детском доме.
У большей части детей занижена самооценка, неуверенность в себе. Недовольство положения в социуме. Нехватка внимания, что приводит к эгоцентризму – это тоже можно отследить по рисункам.
Проблемы с восприятием действительности, взаимодействием с окружающим миром и людьми. Часто встречается страх, опасение чего-либо.
Присутствует агрессия вербальная и невербальная. Которая может вызывать вышеописанные проблемы с общением с социализацией.
Нет «корней», т.е. нет опоры, почвы и связи с предками. Нет наследия ни эмоционального, ни интеллектуального.
Ригидность мышления, косностью взглядов. Нежелание развиваться и меняться, вследствие страха перед новым, уход в себя. Скрытность.
Неуверенность в принятии решений, нежелание занимать активную позицию, действовать.
Анализ третьей группы испытуемых
Третья группа – дети, находящиеся в больнице на стационарном лечении.
Практически у всех детей конфликт между «головой» и «телом». Неприятие собственного тела. В связи с этим пониженная самооценка, неуверенность в себе, отчуждение. Повышенный эгоцентризм, нехватка внимания. Заторможенность развития из-за проблем со здоровьем и акцентуации внимания на болезни.
Подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме. Замкнутость, легкое возникновение страхов и фобий, недоверчивость. Агрессия выражается в защитно – ответной форме. Слабая инициативность.
Еще одной важной деталью является инфантилизм. Часто излишний для физического возраста ребенка. Это можно трактовать как уход в детство как решение проблем. Так же присутствуют трудности в получении жизненной энергии.
Творческие способности слабо выражены для возраста испытуемых. Рисунки очень слабые.
Сравнительный анализ трех групп
Разница между тремя группами вполне очевидна. Первая группа практически полностью состоит из нормально развивающихся детей, не обремененных особыми личностными проблемами. Они имеют адекватную самооценку, нормальную социализацию. У этих детей нет проблем с восприятием связи между ними и родителями. Прослеживается хорошая стрессоустойчивость и адаптивность.
Картина становится совершенно иной, когда мы говорим о второй и третей группах. Стресс, легко образующийся страх, отсутствие системы самозащиты, отчужденность, плохо выстроенный или частично отсутствующий процесс социализации. Слабая связь с родителями, в случае с детьми, проживающими в детском доме (вторая группа) полное ее отсутствие.
Таким образом, наша гипотеза полностью подтвердилась. Дети, вынужденные проживать вне дома по каким либо причинам, отдельно от родителей, не имеющие возможности проживать там, где им не хотелось бы, получать достаточно общения с родителями, имеют отставание в развитии, легкие личностные расстройства, проблемы в общении, восприятии действительности, самоактуализации. У них неадекватная, зачастую, заниженная самооценка.
Все вышеизложенные факторы приводят к дефектам в развитии личности, а затем, проблемам в будущей жизни.
Заключение
Проведенное нами исследование полностью подтвердило нашу гипотезу, о том, что условия и место проживания ребенка непосредственно влияют на его личностное развитие. Нами были взяты три совершенно разные группы детей, схожие только по возрасту, что дало такой явный результат.
Наше исследование лишний раз доказывает, что нужно внимательнее относиться к детям, особенно в таком важном для развития личности как младший дошкольник.
В различных условиях дети развиваются неравномерно, с большой разницей. Поэтому нужно искать подход к каждому ребенку.
Так же, мы выявили, что проективные методики как нельзя лучше подходят для исследования личностных особенностей детей, потому что дети очень часто не идут на контакт, а в случае использования проективной методики эта стадия пропускается, это и дает такой простор для изучения.
В будущем мы планируем продолжить наше исследование этих же детей, для отслеживания дальнейшего их развития.
Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности