Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить закономерности влияния условий проживания на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
• установить закономерностей развития личности детей младшего школьного возраста
• изучить теоретический материал
• разработать программу по работе с младшими школьниками
Введение
Сейчас в психологии возрастает интерес к изучению личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Потому как, именно в этот период жизни происходит дальнейшее психологическое и физическое развитие ребенка. Мы так же решили провести исследование в данной сфере.
Наше исследование проводилось на базе трех учреждений: МУЗ детская городская больница, Детский дом № 9, Художественная школа. Нами были исследованы 3 группы детей, соответственно, возрастом 8-10 лет.
Объект исследования: развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста в разных условиях проживания.
Проблема: необходимость обратить более пристальное внимание на проблему развития личности ребенка и разработать программы для работы с детьми.
Цель исследования: выявить закономерности влияния условий проживания на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
Гипотеза: мы предполагаем, что дети, проживающие в разных условиях, имеют разное развитие личности на одном возрастном этапе.
Глава I. Понятие личности и ее структуры
1.1.Личность глазами
Среди зарубежной психологии существует на то, что же такое личность, как она развивается и какие имеет характеристики. В нашей работе мы обратим внимание лишь на 4 концепции.
Первой концепцией, привлекшей наше внимание стала психоаналитическая теория личности Зигмунда Фройда. Данная теория представляет собой один из ярких примеров психодинамического подхода к изучению личности. Сторонники данной теории утверждают, что неосознаваемых психологические конфликты контролируют поведение человека.
В теории Фройда личность включает в себя три основных компонента: ид, эго и суперэго[14]. Ид – это животное, инстинктивное начало, возникающие из глубины веков, импульсивное и подчиняется принципу удовольствия. Эго – это рациональная часть личности, которая руководствуется реальными потребностями и реальным положением вещей. Его задачей является создание плана действий для удовлетворения потребностей ид. Суперэго представляет собой морально – ценностную часть личности, которая толкает на поступки, часто противоречащие желаниям Ид.
В представлении Фройда личность в своем развитии проходит 4 стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Он предполагал, что неразрешенные в детстве конфликты приводят к фиксации на определенной стадии, из чего впоследствии образуется характер человека.
Следущая теория носит название «гуманистической». К данному направлению относится Абрахам Маслоу. Создатель пирамиды потребностей. Структура пирамиды выглядит так:
Маслоу различал две категории мотивов человека: дефиренциальные мотивы и мотивы роста. Первые нацелены на снижение напряжения, тогда как вторые нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых волнующих переживаний [14].
Роджерс, как представитель гуманистической психологии, выделяет у человека особую личностную структуру «Я», которая возникает в процессе его развития. Она включает в себя «Я идеальное» и «Я реальное». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях – от полной гармонии, до полной дисгармонии[15].
Целостность личность достигается
путем «перемирия» «Я реального»
и «Я идеального», когда межу этими
структурами возникает
Таким образом, личность в
гуманистическом подходе это
- внутренний мир человеческого «Я»
как результат
Когнитивная теория личности, основоположником которой является Дж. Келли говорит нам о том, что у каждого человека есть своя система личностных конструктов, которая делится на два уровня или блока [15].
Первый блок – это блок «ядерных» конструктов. Состоит примерно из пятидесяти конструктов, которые постоянно находятся в фокусе сознания. Этими конструктами человек пользуется часто при взаимодействии с другими людьми. Второй блок –блок периферических конструктов. Сюда входят все остальные конструкты и их количество индивидуально.
Целостность личности проявляется в продуктивном взаимодействии всех ее блоков.
Согласно когнитивной теории, личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается личный опыт человека.
Так же существует диспозициональное направление, в рамках которого личность рассматривается как совокупность устоявшихся черт и признаков, которые не меняются у человека с течением жизни. По определению Гордона Олпорта личность – это организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации[15]. По его теории личность состоит из закрепивших, сформировавшихся черт, с помощью которых человек реагирует на разные ситуации. Кеттелом была предложена классификация этих черт:
1.2.Отчественные концепции теории личности
Если обратить внимание на работы отечественных авторов, то можно сказать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более общепринятая концепция личности[12,16]. Рассмотрим некоторые концепции.
Первой будет концепция А. Ф. Лазурского. Смысл ее состоит в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое значение этой теории в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской школы психологов [12]. По мысли Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи) [4]. Степень приспособляемости личности может быть различной, это можно отразить в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды, среда подчиняет человека себе. Отсюда противоречия между возможностями человека и усвоенными им навыками. Средний уровень предполагает хорошую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. На высшем уровне у человека появляется переделать среду под себя, что и осложняет взаимодействие с ней.
К концу 1970-х годов стала
развиваться концепция
А.В. Аверин считает, что концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется посылка с ними. Суть ее в том, что по, мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями» [5]
Личность по Леонтьеву
это – психологическое
К понятию «личность» Леонтьев не относит генотипические особенности человека – рост, конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека, которые к личности не имеют никакого отношения.
К тому же Леонтьев выделяет основные параметры личности:
Процесс становления личности о Леонтьеву – это процесс становление связей личностных смыслов.
Приемником Леонтьева в подходе изучения личности стал А.В. Петровский. В учебники общей психологии, созданным под его редакцией дается такое определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»[10].
Петровский солидарен с Леонтьевым в том, что индивид и личность два разных понятия, которые между собой никак не пересекаются и друг от друга не зависят. Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления в общественные отношения. А это означает, что личность можно изучать лишь в социальном контексте, в отличи от индивида, который включает в себя свойства, не подвластные влиянию социума.
Петровский предполагал, что личность со смертью человека не умирает, а имеет продолжение в других людях, с которыми общался человек до своей смерти.
1.3.Развитие личности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст ознаменован очень важным событием в жизни ребенка – поступлением его в школу, а именно, сменой деятельности. Ребенка меняет свою социальную роль, теперь у него больше ответственности, он чувствует себя взрослее. У
Уже к концу дошкольного возраста представляет собой личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей и что ему нужно делать. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве[16,c.309].
Новый жизненный период –
младший школьный возраст приносит
ребенку новые ожидание, новые
возможности для
Новая социальная ситуация вводит ребенка в атмосферу дисциплины и строго выполнения своих обязанностей. Таким образом, новая социальная ситуация выступает для ребенка как стрессогенная. Из-за чего повышается психическая напряженность, которая отражается не только в физическом здоровье, но и в поведении ребенка. Общая сезитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций [16,c.310].
Школа предъявляет новые требования к развитию ребенка, а именно к его речевым и умственным способностям. При ответе на уроке речь должна быть грамотной и краткой, что разительно отличается от общения с родителями дома. Именно усваиваемые и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношения к нему окружающих. Общение становится как бы школой социального общения, хотя ребенок это еще не осознает, но он начинает манипулировать вниманием и отношением людей именно с помощью речевых интонаций.
Можно выделить несколько типов общения или социального поведения детей:
При адекватно включаемом лояльном дети ищут речевые формы, способствующие налаживанию отношений. При неадекватно лояльном, ребенок сдает свои позиции и легко подчиняется. Адекватно нелояльный тип – тип агрессора, ребенок употребляет нецензурную брань, никогда не признает своих ошибок и всячески пытается показать свое превосходство. При невключаемом типе ребенок всячески избегает общения.
В младшем школьном возрасте ребенок попадает в стрессовую для себя ситуацию. Опекаемый родителями, ограниченный общением в больше степени только с ними, маленький человек попадет в обстановку, в которой нужно отстаивать свою точку зрения, свое место и свое право на внимание. Это и является основополагающим фактором для формирования личности ребенка. Все социальные новообразования, все новые общественные отношения «лепят» личность младшего школьника.
Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности