Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить закономерности влияния условий проживания на развитие личности ребенка.
Задачи исследования:
• установить закономерностей развития личности детей младшего школьного возраста
• изучить теоретический материал
• разработать программу по работе с младшими школьниками

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Сейчас в психологии возрастает интерес к изучению личностных особенностей детей младшего школьного возраста. Потому как, именно в этот период жизни происходит дальнейшее психологическое и физическое развитие ребенка. Мы так же решили провести исследование  в данной сфере.

Наше исследование проводилось  на базе трех учреждений: МУЗ детская  городская больница, Детский дом  № 9, Художественная школа. Нами были исследованы 3 группы детей, соответственно, возрастом 8-10 лет.

Объект исследования: развитие личности ребенка младшего дошкольного  возраста.

Предмет исследования: развитие личности ребенка младшего дошкольного возраста в разных  условиях проживания.

Проблема: необходимость обратить более пристальное внимание на проблему развития личности ребенка и разработать программы для работы с детьми.

Цель исследования: выявить  закономерности влияния условий  проживания на развитие личности ребенка.

Задачи исследования:

    • установить закономерностей развития личности детей младшего школьного возраста
    • изучить теоретический материал
    • разработать программу по работе с младшими школьниками

Гипотеза: мы предполагаем, что дети, проживающие в разных условиях, имеют разное развитие личности на одном возрастном этапе.

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие личности и ее структуры

1.1.Личность глазами зарубежных  авторов

 

Среди зарубежной психологии существует на то, что же такое личность, как она развивается и какие  имеет характеристики. В нашей  работе мы обратим внимание лишь на 4 концепции.

Первой концепцией, привлекшей наше внимание стала психоаналитическая теория личности Зигмунда Фройда.  Данная теория представляет собой один из ярких примеров психодинамического подхода к изучению личности. Сторонники данной теории утверждают, что неосознаваемых психологические конфликты контролируют поведение человека.

В теории Фройда личность включает в себя три основных компонента: ид, эго и суперэго[14]. Ид – это животное, инстинктивное начало, возникающие из глубины веков, импульсивное и подчиняется принципу удовольствия. Эго – это рациональная часть личности, которая руководствуется реальными потребностями и реальным положением вещей. Его задачей является создание плана действий для удовлетворения потребностей ид. Суперэго представляет собой морально – ценностную часть личности, которая толкает на поступки, часто противоречащие желаниям Ид.

В представлении Фройда личность в своем развитии проходит 4 стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Он предполагал, что неразрешенные в детстве конфликты приводят к фиксации на определенной стадии, из чего впоследствии образуется характер человека.

Следущая теория носит название «гуманистической». К данному направлению относится Абрахам Маслоу. Создатель пирамиды потребностей. Структура пирамиды выглядит так:

    • физиологические потребности
    • безопасность и защита
    • принадлежность и любовь
    • самоуважение
    • самоактуализация

Маслоу различал две категории мотивов человека: дефиренциальные мотивы и мотивы роста. Первые нацелены на снижение напряжения, тогда как вторые нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых  волнующих переживаний [14].

Роджерс, как представитель гуманистической психологии, выделяет у человека особую личностную структуру «Я», которая возникает в процессе его развития. Она включает в себя «Я идеальное» и «Я реальное». Эти подструктуры находятся в сложных отношениях – от полной гармонии, до полной дисгармонии[15].

Целостность личность достигается  путем «перемирия» «Я реального» и «Я идеального», когда межу этими  структурами возникает конгруэнтность[15].

Таким образом, личность в  гуманистическом подходе это  - внутренний мир человеческого «Я»  как результат самоактуализации.

Когнитивная теория личности, основоположником которой является Дж. Келли говорит нам о том, что у каждого человека есть своя система личностных конструктов, которая делится на  два уровня или блока [15].

Первый блок – это блок «ядерных» конструктов. Состоит  примерно из пятидесяти конструктов, которые  постоянно находятся в фокусе сознания. Этими конструктами человек  пользуется часто при взаимодействии с другими людьми. Второй блок –блок периферических конструктов. Сюда входят все остальные конструкты и их количество индивидуально.

Целостность личности проявляется  в продуктивном взаимодействии всех ее блоков.

Согласно когнитивной  теории, личность – это система  организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается личный опыт человека.

Так же существует диспозициональное направление, в рамках которого личность рассматривается как совокупность устоявшихся черт и признаков, которые не меняются у человека с течением жизни. По определению Гордона Олпорта личность – это организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации[15]. По его теории личность состоит из закрепивших, сформировавшихся черт, с помощью которых человек реагирует на разные ситуации. Кеттелом была предложена классификация этих черт:

    • поверхностные черты. Представляют собой совокупность характеристик, которые при  наблюдении выступают в неразрывном единстве. Обусловлены биологическими и эмоциональными изменениями индивида;
    • конституциональные черты сформированы окружающей средой. Эти черты отражают модели поведения, усвоенные в процессе социального научения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Отчественные концепции  теории личности

 

Если обратить внимание на работы отечественных авторов, то можно  сказать, что сегодня в отечественной  психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при  этом отсутствует более общепринятая концепция личности[12,16]. Рассмотрим некоторые концепции.

Первой будет концепция  А. Ф. Лазурского. Смысл ее состоит  в том, что впервые было выдвинуто  положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое значение этой теории в том, что идея отношений личности стала  отправной для многих отечественных  психологов, прежде всего представителей ленинградской школы психологов [12]. По мысли Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи) [4]. Степень приспособляемости личности может быть различной, это можно отразить в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды, среда подчиняет человека себе. Отсюда противоречия между возможностями человека и усвоенными им навыками. Средний уровень предполагает хорошую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. На высшем уровне у человека появляется переделать среду под себя, что и осложняет взаимодействие с ней.

К концу 1970-х годов стала  развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес  представляют взгляды А. Н. Леонтьева[15].

А.В. Аверин считает, что концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется посылка с ними. Суть ее в том, что по, мнению А.Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями» [5]

Личность по Леонтьеву  это – психологическое образование  особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает  основание личности, формирование которой  происходит в процессе социального  развития[6].

К понятию «личность» Леонтьев не относит генотипические особенности  человека – рост, конституцию, тип  нервной системы, темперамент, биологические  потребности. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека, которые к личности не имеют никакого отношения.

К тому же Леонтьев выделяет основные параметры личности:

    • широта связей человека с миром;
    • степень иерархизованности этих связей преобразованные в иерархию смыслообразующих мотивов;
    • общая структура этих связей.

Процесс становления личности о Леонтьеву – это процесс  становление связей личностных смыслов.

Приемником Леонтьева  в подходе изучения личности стал А.В. Петровский. В учебники общей психологии, созданным под его редакцией дается такое определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности  и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде»[10].

Петровский солидарен  с Леонтьевым в том, что индивид  и личность два разных понятия, которые  между собой никак не пересекаются и друг от друга не зависят. Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления в общественные отношения. А это означает, что личность можно изучать лишь в социальном контексте, в отличи от индивида, который включает в себя свойства, не подвластные влиянию социума.

Петровский предполагал, что личность со смертью человека не умирает, а имеет продолжение  в других людях, с которыми общался  человек до своей смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Развитие личности детей  младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст  ознаменован очень важным событием в жизни ребенка – поступлением его в школу, а именно, сменой деятельности. Ребенка меняет свою социальную роль, теперь у него больше ответственности, он чувствует себя взрослее. У

Уже к концу дошкольного  возраста представляет собой личность. Он отдает себе отчет в том, какое  место занимает среди людей и  что ему нужно делать. Одним  словом, он открывает  для себя новое  место в социальном пространстве[16,c.309].

Новый жизненный период –  младший школьный возраст приносит ребенку новые ожидание, новые  возможности для самореализации. На основе правильного обучения и  нормального развития у ребенка  возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в атмосферу дисциплины и строго выполнения своих обязанностей. Таким образом, новая социальная ситуация выступает для ребенка  как стрессогенная. Из-за чего повышается психическая напряженность, которая отражается не только в физическом здоровье, но и в поведении ребенка. Общая сезитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций [16,c.310].

Школа предъявляет новые  требования к развитию ребенка, а  именно к его речевым и умственным способностям. При ответе на уроке  речь должна быть грамотной и краткой, что разительно отличается от общения  с родителями дома. Именно усваиваемые  и используемые ребенком средства эффективного общения в первую очередь определяют отношения к нему окружающих. Общение  становится как бы школой социального общения, хотя ребенок это еще не осознает, но он начинает манипулировать вниманием и отношением людей именно с помощью речевых интонаций.

Можно выделить несколько  типов общения или социального  поведения детей:

      • активно включаемый, адекватно-лояльный;
      • адекватно включаемый, неадекватно лояльный
      • адекватно включаемый адекватно нелояльный
      • пассивный не включаемый

При адекватно включаемом лояльном дети ищут речевые формы, способствующие налаживанию отношений. При неадекватно лояльном, ребенок сдает свои позиции и легко подчиняется. Адекватно нелояльный тип – тип агрессора, ребенок употребляет нецензурную брань, никогда не признает своих ошибок и всячески пытается показать свое превосходство. При невключаемом типе ребенок всячески избегает общения.

В младшем школьном возрасте ребенок попадает в стрессовую для  себя ситуацию. Опекаемый родителями, ограниченный общением в больше степени только с ними, маленький человек попадет в обстановку, в которой нужно отстаивать свою точку зрения, свое место и свое право на внимание. Это и является основополагающим фактором для формирования личности ребенка. Все социальные новообразования, все новые общественные отношения «лепят» личность младшего школьника.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности