Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:02, реферат
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности - продукт исторического развития. В процессе становления человека отчётливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции
42 Подробному
изучению воззрений Потебни,
Проблема исторического
развития человеческого сознания психологически
ещё мало разработана. Социологические
и этнографические
В решительном
противоречии с господствующей точкой
зрения сформулировал в последнее
время свою концепцию Л. Леви-Брюль.
Основные положения его концепции
сводятся к следующему:
1) В процессе
исторического развития
Для правильной
оценки этих положений, которые как
будто подчёркивают и диалектический
характер развития сознания и его
социальную обусловленность, нужно учесть,
что для Леви-Брюля социальность сводится
к идеологии. "Сами учреждения и нравы
в основе своей являются не чем иным, как
известным аспектом или формой коллективных
представлений"; к идеологии же, с другой
стороны, сводится и психология, поскольку
она в основном сведена к "коллективным
представлениям", которые в конечном
счёте являются не чем иным, как идеологией
того коллектива, к которому принадлежит
индивид. Общественные отношения лежат
для Леви-Брюля в основном в плане сознания.
Общественное бытие - это для него социально-организованный
опыт. Из социальности, таким образом,
выпадает всякое реальное отношение к
природе, к объективному миру и реальное
на него воздействие, - выпадает общественная
практика. В качестве единственного источника,
определяющего психологию народов на
ранних стадиях социально-исторического
развития, признаётся лишь их идеология.
На основе одной
лишь религиозной идеологии, вне
связи с практикой, определяется
у Л. Леви-Брюля психология "примитивного
человека". В результате оказывается,
что всё его мышление прелогично и мистично,
непроницаемо для опыта и нечувствительно
к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно
говоря, вообще отрицает у "примитивных"
народов подлинное мышление, способное
"объективно" отражать действительность.
Их трудовую деятельность он пытается
объяснить инстинктом. Он, таким образом,
склонен как будто отрицать у них даже
те элементарные формы интеллекта, проявляющегося
в практическом действии, которые Келер
признавал у своих обезьян. В результате
"примитивный человек" по существу
выпадает, даже как начальная стадия, из
умственного развития человечества; устанавливается
не качественное различие, а полная противоположность
двух структур: нужно выйти из одной, для
того чтобы войти во внешнюю ей другую.
Всякая преемственность, а не только непрерывность
в развитии мышления разрывается.
В результате у
Леви-Брюля получается необъяснимый
парадокс: примитивный человек
Отказ от такого
противопоставления сознания людей, находящихся
на различных стадиях общественно-исторического
и культурного развития, не может, конечно,
означать отрицание качественных различий
в процессе исторического развития сознания.
Но основные, определяющие качественные
различия связаны с развитием общественной
практики. Они проявляются прежде всего
в слабом развитии абстрактных форм мышления,
в его прикованности к непосредственно
наличным конкретным ситуациям. Лишь по
мере того, как общественная практика
поднимается на всё более высокую ступень,
развивается и мышление, переходя от элементарных
чувственно-наглядных, непосредственных
форм ко всё более опосредованным и отвлечённым
формам теоретического мышления.
Процесс реального
овладения природой в ходе общественной
практики, приводя к развитию теоретического
мышления, в свою очередь сказывается
на изменении и психологической природы
действия; создаются предпосылки для перехода
от инстинктивного к сознательному действию;
растут в ходе исторического развития
возможности волевого контроля над действием
и в связи с этим изменяется роль эмоциональных
моментов в поведении.
Требуя сознательного
волевого контроля над действиями,
труд и порождает волевой контроль.
Зарождаясь в труде, в производственной
деятельности, эта способность сознательно-
Эту зависимость
от конкретно-исторических условий
можно было бы проследить на развитии
любой стороны сознания. В разные
общественно-исторические эпохи различный
облик приобретают у людей
все стороны и проявления их психики.