Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:02, реферат
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности - продукт исторического развития. В процессе становления человека отчётливо выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении об единстве строения и функции
Развитие сознания.
Первой предпосылкой
человеческого сознания было развитие
человеческого мозга. Но сам мозг
человека и вообще его природные
особенности - продукт исторического
развития. В процессе становления
человека отчётливо выступает основной
закон исторического развития человеческого
сознания. Основной закон биологического
развития организмов, определяющий развитие
психики у животных, заключается в положении
об единстве строения и функции. На основе
изменяющегося в ходе эволюции образа
жизни организм развивается, функционируя;
его психика формируется в процессе его
жизнедеятельности. Основной закон исторического
развития психики, сознания человека заключается
в том, что человек развивается, трудясь:
изменяя природу, он изменяется сам; порождая
в своей деятельности - практической и
теоретической - предметное бытие очеловеченной
природы, культуры, человек вместе с тем
изменяет, формирует, развивает свою собственную
психическую природу. Основной принцип
развития - единство строения и функции
- получает применительно к историческому
развитию психики своё классическое выражение
в одном из основных положений марксизма:
труд создал самого человека; он создал
и его сознание.
Нельзя представлять
себе развитие человеческого сознания
так, будто по какой-то непонятной случайности
у человека появился - как бы с неба на
него снизошёл - дух, и тогда готовое человеческое
сознание стало проявляться, порождая
человеческую культуру. В процессе созидания
культуры духовные способности человека,
его сознание не только проявлялись, но
и формировались. Необходимые для создания
человеческой - материальной и духовной
- культуры высшие формы человеческого
сознания в процессе её созидания и развивались;
будучи предпосылкой специфически человеческих
форм трудовой деятельности, сознание
является и её продуктом.
Порождение в
ходе исторического развития на основе
развития общественной практики различных
областей культуры - техники, науки
и искусства, с одной стороны,
и, с другой, - технических способностей
и интересов человека, эстетических
чувств, научного мышления - это две стороны
единого процесса. Это положение является
дальнейшей конкретизацией и развитием
принципа психофизического единства применительно
к историческому развитию человеческого
сознания.
Становление человеческого
сознания и всех специфических особенностей
человеческой психики, как и становление
человека в целом, было длительным процессом,
органически связанным с развитием трудовой
деятельности. Возникновение трудовой
деятельности, основанной на употреблении
орудий и первоначальном разделении труда,
коренным образом изменило отношение
человека к природе. В трудовых действиях
размыкается непосредственная связь между
влечением, в котором выражается потребность,
и способом её удовлетворения. Инстинктивный
акт поведения определяется влечениями,
как непосредственно действующими природными
силами.
В трудовом действии,
поскольку оно направляется на производство
предмета, а не непосредственно на
удовлетворение потребности, расчленяется,
с одной стороны, предмет, который
является целью действия, с другой - побуждение.
Это последнее перестаёт действовать
как непосредственная природная сила.
Из предмета и побуждения начинает выделяться
отношение субъекта к окружающему и к
собственной деятельности. Выделение
этого отношения происходит в процессе
длительного исторического развития.
Разделение труда с необходимостью приводит
к тому, что деятельность человека направляется
непосредственно на удовлетворение не
собственных личных его потребностей,
а общественных; для того чтобы были удовлетворены
его потребности, человек должен сделать
прямой целью своих действий удовлетворение
общественных потребностей. Таким образом,
цели человеческой деятельности отвлекаются
от непосредственной связи с его потребностями
и благодаря этому впервые могут быть
осознаны как таковые. Деятельность человека
становится сознательной деятельностью.
В ходе её и формируется и проявляется
сознание человека, как отражение независимого
от него объекта и отношение к нему субъекта.
В ходе деятельности
людей, направленной на удовлетворение
их потребностей, происходит их развитие,
изменение, утончение первоначальных
органических потребностей и развитие
новых. Стоит сопоставить потребности
дореволюционного русского крестьянина
с потребностями современного советского
колхозника, чтобы убедиться в том, как
в процессе общественно-исторического
развития даже на небольшом промежутке
времени при больших исторических сдвигах
изменяются потребности человека.
С развитием
и укреплением более высоких
культурных потребностей начинает изменяться
иерархия соотношения господства и подчинения
между потребностями. Это проявляется
в законе обратимости потребностей: человек
сначала работает, чтобы есть; затем ест,
чтобы работать, - питается, чтобы поддержать
силы для работы; сначала трудится, чтобы
жить, - труд для него лишь средство для
того, чтобы раздобыть себе пропитание;
затем он живёт ради своего труда - главной
цели его жизни.
Будучи мотивом,
источником деятельности, потребности
являются вместе с тем и её результатом.
Деятельность, которой человек начинает
заниматься, побуждаемый теми или иными
потребностями, становясь привычной, сама
может превратиться в потребность. И именно
в результате человеческой общественной
деятельности потребности человека становятся
подлинно человеческими потребностями.
В классовом
обществе, в обществе, построенном
на частной собственности, этот процесс
исторического развития человеческих
потребностей, однако, очень осложнён
и существенно искажён. Развитие
потребностей совершается по-разному
у представителей различных классов.
Человека, не являющегося собственником
благ, служащих для удовлетворения потребностей,
развитие его потребностей ставит во всё
более тяжёлую рабскую зависимость от
других, от тех, в чьих руках находятся
эти блага, и развитие потребностей, вступая
в разрез с развитием личности, принимает
уродливые формы.
В развитии мотивации
человеческой деятельности наряду с
потребностями существенную роль играет
и развитие интересов. Под интересами
в общественной жизни разумеют то,
что благоприятствует существованию
и развитию человека как члена того или
иного народа, класса, как личности. Будучи
осознанными, интересы, в этом их понимании,
тоже являются существенными мотивами
в деятельности человека.
Определённую
роль в мотивации деятельности человека
играют и интересы в том специфическом
смысле этого слова, который оно приобрело
в психологии, в смысле, связывающем его
с любознательностью, потребностью что-либо
узнать о предмете; интерес в этом смысле
- это мотив "теоретической", познавательной
деятельности. Развитие интересов к науке
и технике, к литературе и искусству шло
у человечества заодно с историческим
развитием культуры. По мере того как создавались
новые области науки, порождались и новые
научные интересы. Будучи мотивом, источником
познавательной деятельности, интересы
являются вместе с тем её продуктами.
С историческим
развитием потребностей и интересов
связано и развитие человеческих
способностей. Они формируются на
основе исторически сложившихся
наследственных задатков в деятельности,
направленной на удовлетворение потребностей.
Деятельность человека, предполагая наличие
у человека определённых способностей,
вместе с тем и развивает их. Порождая
материализованные продукты своей деятельности,
человек вместе с тем формирует и свои
способности. Производство продуктов
практической и теоретической деятельности
человека и развитие его способностей
- две взаимосвязанные, друг друга обусловливающие
и друг в друга переходящие стороны единого
процесса. Человек становится способным
к труду и творчеству, потому что он формируется
в труде и творчестве. Развитие музыки
было вместе с тем и развитием слуха, способного
её воспринимать. Зависимость между ними
двусторонняя, взаимная: развитие музыки
не только отражало, но и обусловливало
развитие слуха. То же относится к глазу,
способному воспринимать красоту форм,
и к восприятию человека в целом. Изменяя
в своей деятельности облик мира, человек
начинает по-иному видеть, воспринимать
его.
В процессе исторического
развития сознания очень существенное
место занимает развитие мышления,
с которым прежде всего связана сознательность
человека. Основной путь развития мышления,
обусловленный развитием общественной
практики, вёл от наглядного, узко практического
мышления, в котором форма ещё не отделилась
от содержания, число от исчисляемого,
понятие от предмета, - к абстрактному,
теоретическому мышлению (см. главу о мышлении).
В ходе исторического
развития, с развитием науки, происходило
и развитие научного мышления. Развитие
научного мышления и развитие науки
- это не два отдельных, друг от друга
независимых процесса, а две взаимосвязанные
и взаимообусловленные стороны единого
процесса. Развитие научных форм мышления
в психике, в сознании людей было не только
предпосылкой, но и следствием, результатом
развития науки. Научное мышление, необходимое
для научного познания, в процессе научного
познания и формировалось, развиваясь
на основе развития общественной практики.
Для истории
развития мышления и сознания наука
располагает обширным, хотя и далеко
ещё не достаточно в этом плане использованным
материалом. Его заключает в себе, во-первых,
история материальной культуры; история
техники доставляет существенные данные
по истории мысли. Ценнейшим источником
для восстановления древних этапов истории
развития сознания является и палеонтология
речи, которую поставил на службу изучения
истории сознания у нас Марр. Обширный
материал для характеристики ранних этапов
развития мышления заключён в этнографических
работах (Дж. Дж. Фрезера, Э. Б. Тейлора,
Р. Турнвальда, Б. Малиновского, Н. Н. Миклухи-Маклая
и др.). Они свидетельствуют о значительных
качественных особенностях мышления людей
на ранних стадиях общественного, культурного
развития. Это мышление носит конкретный
ограниченный характер в соответствии
с уровнем общественной практики этих
народов. Слабое ещё овладение природой
порождает, при попытках выйти за пределы
конкретного практического познания окружающей
действительности и перейти к бoлее широким
обобщениям, мистические представления.
Оригинальную
трактовку путей развития сознания
дал в русской науке А. А. Потебня. Он становится
на подлинно историческую точку зрения,
выделяет качественно различные ступени
в развитии сознания и вместе с тем в характеристике
этих ступеней не приходит к такому противопоставлению
примитивного мышления современному,
которое, - как это имеет место в некоторых
новейших концепциях (см. ниже о Л. Леви-Брюле),
- разрывает вовсе преемственность исторического
развития сознания.
А. А. Потебня
различает прежде всего две основные
ступени в историческом развитии
сознания: ступень мифологического сознания
и следующую за ним ступень, когда развиваются
одновременно формы научного и поэтического
мышления. Внутри этой последней ступени
Потебня, исходя из единства сознания
и языка, вскрывает, опираясь на тщательный
и глубокий анализ исторического развития
грамматических форм русского языка, историческое
развитие форм мысли.
Всякий миф
есть, по Потебне, словесное образование,
состоящее из образа и значения.
Основную отличительную особенность
мифологического мышления Потебня
усматривает в том, что в нём образ, являющийся
субъективным средством познания, непосредственно
вносится в значение и рассматривается
как источник познаваемого. Миф - это метафора,
не осознанная как таковая. Поэтическое
мышление приходит на смену мифологическому,
когда метафора, иносказание осознаётся
как таковое, т. е. образ и значение в слове
разъединяются и осознаются в их истинном
отношении. "Появление метафоры в смысле
сознания разнородности образа и значения
есть тем самым исчезновение мифа" (черновые
заметки Потебни о мифе, стр. 504).
Поэтическое мышление
могло возникнуть лишь с развитием
научного мышления, способности к
анализу и критике. При этом отличное
от мифологического научное
Выявляя, таким
образом, качественные различия форм мышления
в ходе исторического развития, Потебня
вместе с тем 1) не разрывает, внешне
не противопоставляет их друг другу
и 2) ищет источника этих качественных
различий не во внутренних свойствах сознания
самих по себе, а в тех взаимоотношениях,
которые складываются между сознающим
субъектом и познаваемым им миром.42