Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 22:07, курсовая работа
Цель данной работы – изучение влияния силы воли на воспитание и развитие школьника. Цель работы определяет решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие воли в психологии;
2. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
3. Исследовать методы, влияющие на повышение уровня волевого развития.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Изучение воли в психологии……………………………………..6
1.1. Определение понятия «воля»………………………………………….….6
1.2. Волевая регуляция поведения………………………………………….…9
1.3. Классификация волевых качеств…………………………………….…..11
Глава II. Экспериментальное исследование силы воли школьника.…15
2.1. Описание хода исследования и анализ полученных данных……….….15
2.2. Выводы по главе……………………………………………………….….16
Заключение……………………………………………………………………23
Библиография………………………………………………………………...25
Приложение 1………………………………………………………………....27
Приложение 2……………………………………………………………...….30
Волевое действие, необходимость в человеке возникает тогда, когда при проявлении осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Необходимо осознать, осмыслить суть возникнувшей проблемы.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи. Развитие указанных процессов от низших к высшим означает признание человеком волевого контроля над ними[28].
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых функций. Иногда возникает необходимость придать какой-либо особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В случае необходимо бывает найти дополнительные ситуации выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается процессом выполнения деятельности. В третьем случае может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретает действия, связанные с учением.
Волевая
регуляция может включиться в
деятельность способом из этапов ее осуществления:
инициации деятельности сбора средств
и способов ее выполнения, следование
намеченному плану или отклонения от него,
контроля исполнения. Наконец, волевая
регуляция контроля исполнения действия
состоит в том, что человек сознательно
заставляет себя тщательно проверять
правильность выполненных действий тогда,
когда сил на это уже не осталось.
1.4. Классификация
волевых качеств
На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.
Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность[7].
В.
И. Селиванов объективным
Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость[24].
Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям[4].
В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность[18].
Эта
классификация тоже не идеальна, так
как многие термины дублируют
друг друга (стойкость — твердость,
самостоятельность —
Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные.
Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта К общим волевым качествам П.А. Рудик[25], Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность А.Ц. Пуни и Б.Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность.
К основным П А. Рудик и Е. П Щербаков относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность[25].
Ф. Генов и А. Ц. Пуни делят волевые качества на три группы: ведущие для данного вида спорта, ближайшие к ведущим и следующие за ними ( поддерживающие)[23].
Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В. К. Калин[14]. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость
В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.
Системность
вторичных волевых качеств
Примером системного
К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин[14] относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.
Высшим и наиболее сложным системным волевым качеством В К Калин считает самоуправление организацией психических функций, т. е. способность и умение легко (быстро и с наименьшими затратами) создавать и поддерживать такую функциональную организацию, которая наиболее адекватна целям и условиям предмет ной деятельности. Это системное качество связано с тем, насколько глубоко знает человек особенности и закономерности функционирования своей психики[13].
Большое
место в выработке этого умения
занимают профилактика (исключение) случаев
установления взаимодействия со средой
через энергоемкие функции и минимизация
энергозатрат на саму волевую регуляцию
за счет подбора наиболее адекватных способов
волевой регуляции.
Глава II. Экспериментальное исследование силы воли подростка
2.1.
Описание хода исследования и
анализ полученных данных
Для выявления силы воли у школьников была использована методика Н. Н. Обозова «Самооценка силы воли», которая состоит из 15 вопросов. В ней принимали участие двадцать учеников 8 класса. Результаты были подсчитаны следующим образом: за ответ «да» - 2 балла, за «не знаю» или «сомневаюсь» - 1 балл и за «нет» - 0 баллов. В Таблице 1 приведены общие результаты ответов.
Таблица
1
Уровни | Абсолютное число | % |
Большая «сила воли» | 11 | 55 |
Средняя «сила воли» | 8 | 40 |
Слабая «сила воли» | 1 | 5 |
Результаты опроса показали, что большинство школьников имеют большую «силу воли», а на втором месте – школьники, обладающие средней «силой воли».
Также следует отметить, что сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. На мой взгляд, это может быть обусловлено тем, что у мальчиков развитие взрослости связано с их активной ориентацией
на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.
Волевые
качества школьниц не проявляются столь
выраженно. Различие между девочками и
мальчиками заключается в том, что для
девочки достаточно сознания того, что
она действует так, как с нее спрашивают,
лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость
и смысл. Мальчики же обязательно должны
сами понять и смысл, и значение мероприятия.
Большинство девочек не имеют выраженных
волевых качеств и не стремятся их развивать.
2.2.
Выводы по главе
Приемы самовоспитания воли могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий.
1.
Начинать воспитание воли
3.
Принятое решение должно быть
исполнено. Всякий раз, когда
решение принимается, но