Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:47, контрольная работа
Для развития речи большое значение имеет психофизическое развитие ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др.
Введение
Этапы развития детской речи
Автономная речь
Усвоение и понимание ребёнком слов
Освоение грамматического строя предложений
Овладение активной речью
Рецензия на статью
Выводы
Заключение
К концу второго года активный словарь ребёнка насчитывает уже 300 – 400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы.
Третий год жизни – новый этап в развитии речи ребёнка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения (связи слов, падежей, предлогов, союзов и т. д.). На третьем году понимание речи возрастает и по объему и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка - ряба»). Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить. [7,с.55];
Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков. Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, есть прежде всего работа над материальной, звуковой стороной языка. [5, с. 97-100];
К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована, но зато происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто пользуется. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка. В общении со взрослыми малыш всё реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения. [4,с.190];
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте у детей
велика склонность к
В раннем возрасте происходит
возрастание речевой активности ребёнка,
которое заключается в расширении круга
речевого общения не только с близкими,
но и с посторонними людьми, повышении
речевой активности во время игр, а так
же в возрастающем интересе детей к речи
взрослых.
Статья из научного психологического журнала Т. Н. Ушаковой, С. С. Беловой, О. Е. Громовой «Раннее речевое развитие и его природные основания» Вопросы психологии. – 2007. - № 2 – с. 44 - 56
Авторы статьи активно
В
данной работе учёные
Для
доказательства своей теории
авторы статьи проводили
В первой части работы даётся подробная классификация детских интенций, выделяются:
Подробно рассматривается каждая из выделенных интенций от самых ранних, возникающих в пятимесячном возрасте (предметные интенции) к более поздним, появляющимся к полутора годам, «комментирующим» интенциям. На основе изучения всех видов интенций, авторами делается вывод о том, что «раннее появление интенций и их необязательная связанность с коммуникативными отношениями ребёнка с взрослыми (особенно на первых шагах их появления) говорит о превалирующем вкладе в их реализацию природного фактора сравнительно с социальным.
Исследователями
обозначена и рассмотрена
В работе так же отмечено, что вербальные формы, появляются на определённом этапе интенционального развития вслед за примитивными вокализациями, что говорит о глубинной связи речевого развития ребёнка и интенциональных процессов. Отмечено также, что по своей семантике первые слова ребёнка соответствуют характеру обслуживаемой интенции.
Вторая
часть статьи посвящена
О. Е. Громова проводит исследование двух этапов реагирования когнитивной системы ребёнка в ответ на восприятие идущих извне впечатлений, связанным со словом.
Первый
этап (до появления именования) –
отсутствие имитации
Второй
этап (появления именования) – появление
имитативных вокализаций
На
мой взгляд, авторы предлагают
достаточно ясную схему, в
Исследователи
приходят к выводу о верности
современных научных данных, утверждающих,
что к полутора годам слышащий
нормально развивающийся
В
своём исследовании О. Е.
По результатам тестов, авторы приходят к выводам о том, что активный словарь у детей увеличивается со временем; девочки превосходят мальчиков в объёме словаря, прирост которого происходит у них в более активном темпе; кроме того, исследователи подтверждают гипотезу о позитивном влиянии экспериментального воздействия, направленного на развитие произвольной артикуляции, на объём активного словаря.
Мне
показался очень важным тот
факт, что если направленно
Важным и интересным мне показалось и то, что авторы, используя различные методические приёмы, приходят к одному и тому же достаточно обоснованному выводу о том, что функционирование внутреннего побудительного механизма в психике ребёнка, направленного на внешнее голосовое проявление, начинает существовать с момента появления ребёнка на свет и проходит путь развития уже в начальном периоде жизни малыша. Внешние проявления этого механизма выражены в форме интенций, реализуя которые, дети приобретают первый семантический опыт. Поэтому даже уже в первые свои слова ребёнок вкладывает определённый смысл. Форма же первых детских слов будет соответствовать словам, произносимым в его окружении, т. к. отчасти несомненно воздействие социального фактора. Авторы, опираясь на свои исследования указывают на то, что нельзя не учитывать на ряду с социальным фактором и то, что в речеязыковом механизме работает «генетически заложенный инструмент артикуляционного подражания воспринимаемому звуку». Таким образом, учёные приходят к выводу о природной обусловленности процесса речевого развития.
Авторами
выделяются два основных
Статья
показалась мне интересной и
важной для изучения, как с
научной, так и с практической
точки зрения.
Выводы
Одна из главных задач родителей – общаться, говорить с детьми и тем самым давать примеры речевого поведения, коммуникативных умений.
Практика
показывает, что ребёнок в возрасте
двух лет задаёт мало вопросов. Однако
если взрослый часто беседует с малышом,
вопросов становится значительно больше,
а это стимулирует не только речевую, но
и умственную активность малыша.
Заключение
Работая
над ответственным делом
Главной
особенностью этого периода
Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Список
использованной литературы при написании
контрольной работы: