Развитие речи в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Для развития речи большое значение имеет психофизическое развитие ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др.

Содержание

Введение

Этапы развития детской речи

Автономная речь
Усвоение и понимание ребёнком слов
Освоение грамматического строя предложений
Овладение активной речью


Рецензия на статью

Выводы

Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

 К концу второго года активный словарь ребёнка насчитывает уже 300 – 400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы.

    Третий год жизни – новый этап в развитии речи ребёнка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения (связи слов, падежей, предлогов, союзов и т. д.).   На третьем году понимание речи возрастает и по объему и по качеству. Дети понимают уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке, рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных непосредственному опыту («Репка», «Три медведя», «Курочка - ряба»). Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребёнка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить. [7,с.55];

    Совершенствуется в раннем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения звуков речи. Сначала, ребенок улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова или фразы, а в конце второго, на третьем году жизни строится правильное произношение звуков.  Это повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки, произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает ребенок, учась отличать одно слово от другого, есть прежде всего работа над материальной, звуковой стороной языка. [5, с. 97-100];

    К трём годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована, но зато происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто пользуется. В своих высказываниях ребёнок употребляет почти все части речи, овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка. В общении со взрослыми малыш всё реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения. [4,с.190];

    Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

    В этом возрасте у детей  велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором  для развития активной речи. Повторяя  вслед за взрослым слова и  фразы, малыш укрепляет и артикуляционный  аппарат. 

    В раннем возрасте происходит возрастание речевой активности ребёнка, которое заключается в расширении круга речевого общения не только с близкими, но и с посторонними людьми, повышении речевой активности во время игр, а так же в возрастающем интересе детей к речи взрослых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья  из научного психологического журнала Т. Н. Ушаковой, С. С. Беловой, О. Е. Громовой «Раннее речевое развитие и его природные основания» Вопросы психологии. – 2007. - № 2 – с. 44 - 56

   Авторы статьи активно критикуют  социологическую модель развития речи ребёнка, которой придерживались в 20 веке большинство учёных, таких как: Л. С. Выготского, Ж. Пиаже. Их критика основывается на следующих фактах:

  1. Многие дети, находясь в благоприятных условиях не способны к нормальному речеязыковому развитию;
  2. Процесс усвоения языка имеет строгий содержательный и временной порядок, соответствующий развитию и созреванию скрытого внутриречевого механизма;
  3. Исследователи считают необоснованным и метафорическим тот факт, что речь, развиваясь у детей на основе механизма подражания, сама «вращивается» в психику ребёнка;

  В  данной работе учёные отстаивают  подход к развитию речи ребёнка, ориентированный на учёт не только внешних воздействий в речевом онтогенезе, но и на понимание природных, спонтанно действующих закономерностей формирования речеязыкового механизма.

  Для  доказательства своей теории  авторы статьи проводили эмпирические  исследования в двух направлениях:

  1. Изучение побудительного начала всякого речевого акта;
  2. Речевой онтогенез (проблема появления первых слов).

  В первой части работы даётся подробная классификация детских интенций, выделяются:

  1. Предметные интенции;
  2. Интенции привлечения взрослого к совместным занятиям;
  3. Интенции протеста и отказа;
  4. Интенция поддержания чистоплотности;
  5. «Комментирующая»  интенция.

  Подробно рассматривается каждая из выделенных интенций от самых ранних, возникающих в пятимесячном возрасте (предметные интенции) к более поздним, появляющимся к полутора годам, «комментирующим» интенциям. На основе изучения всех видов интенций, авторами делается вывод о том, что «раннее появление интенций и их необязательная связанность с коммуникативными отношениями ребёнка с взрослыми (особенно на первых шагах их  появления) говорит о превалирующем вкладе в их реализацию природного фактора сравнительно с социальным.

  Исследователями  обозначена и рассмотрена схема  интенциональных проявлений –  последовательное включение в  их реализацию сначала не оформленных  вокальных, а потом и словесных  знаков.

  В  работе так же отмечено, что  вербальные формы, появляются  на определённом этапе интенционального развития вслед за примитивными вокализациями, что говорит о глубинной связи речевого развития ребёнка и интенциональных процессов. Отмечено также, что по своей семантике первые слова ребёнка соответствуют характеру обслуживаемой интенции.

  Вторая  часть статьи посвящена выяснению  вопроса о том, что является  движущей силой для возникновения  слов. Для этого подробно рассмотрен  механизм имитирующего произнесения, воспроизводящий фонетическую структуру  звуковых образцов.

  О. Е. Громова проводит исследование двух этапов реагирования когнитивной системы ребёнка в ответ на восприятие идущих извне впечатлений, связанным со словом.

  Первый  этап (до появления именования) –  отсутствие имитации воспринимаемого  словесного сигнала в ответных реакциях ребёнка, этап синкретного восприятия младенцем впечатлений, когда ответные реакции ребёнка состоят в диффузных телодвижениях и вокализациях, являясь тем самым недифференцированными, что подтверждает идею о развитии дифференцирующих процессов как основы ментального развития.

  Второй  этап (появления именования) – появление  имитативных вокализаций младенца, когда в когнитивной системе  обнаруживаются спонтанно – организованные  дифференцирующие процессы, образуется  контакт между слуховым и моторными блоками, который лежит в основе формирования акта имитации, воспроизведения слухового паттерна двигательными средствами (звукоподражания).

  На  мой взгляд, авторы предлагают  достаточно ясную схему, в которой  показаны оба этапа процесса  возникновения имитируемого слова у младенца.

  Исследователи  приходят к выводу о верности  современных научных данных, утверждающих, что к полутора годам слышащий  нормально развивающийся ребёнок  начинает воспроизводить слова  и фрагменты слов. Кодирование  мозга младенца показало, что в органе слуховой перцепции к этому времени развивается контакт с артикуляционным аппаратом.

  В  своём исследовании О. Е. Громова  разрабатывает формы воздействия,  направленные на помощь ребёнку  почти не говорящему в возрасте  около двух лет в произвольном управлении его артикуляционным аппаратом. По разработанной программе, состоящей из десяти логопедических занятий, автор занималась с группами детей. Работа шла по схеме «тест – воздействие - ретест».

  По  результатам тестов, авторы приходят  к выводам о том, что активный словарь у детей увеличивается со временем; девочки превосходят мальчиков в объёме словаря, прирост которого происходит у них в более активном темпе; кроме того, исследователи подтверждают гипотезу о позитивном влиянии экспериментального воздействия, направленного на развитие произвольной артикуляции, на объём активного словаря.

  Мне  показался очень важным тот  факт, что если направленно воздействовать  на артикуляционный аппарат малыша, то можно поспособствовать сдвигу  в задержке его речевого развития, т. к. в моей работе (я воспитатель в детском саду) приходится часто сталкиваться с подобными проблемами у детей, и если бы данная методика была мной изучена более глубоко, то я несомненно смогла бы применить её на практике.

  Важным и интересным мне показалось и то, что авторы, используя различные методические приёмы, приходят к одному и тому же достаточно обоснованному выводу о том, что функционирование внутреннего побудительного механизма в психике ребёнка, направленного на внешнее голосовое проявление, начинает существовать с момента появления ребёнка на свет и проходит путь развития уже в начальном периоде жизни малыша. Внешние проявления этого механизма выражены в форме интенций, реализуя которые, дети приобретают первый семантический опыт. Поэтому даже уже в первые свои слова ребёнок вкладывает определённый смысл. Форма же первых детских слов будет соответствовать словам, произносимым в его окружении, т. к. отчасти несомненно воздействие социального фактора. Авторы, опираясь на свои исследования указывают на то, что нельзя не учитывать на ряду с социальным фактором и то, что в речеязыковом механизме работает «генетически заложенный инструмент артикуляционного подражания воспринимаемому звуку». Таким образом, учёные приходят к выводу о природной обусловленности процесса речевого развития.

  Авторами  выделяются два основных фактора  возникновения речи у нормально  развивающегося ребёнка: проявление  природно заложенных когнитивных  способностей малыша (первое полугодие  жизни ребёнка); коммуникативные и словесные воздействия со стороны окружающих, составляющие действие социального фактора.

  Статья  показалась мне интересной и  важной для изучения, как с  научной, так и с практической  точки зрения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

  Одна  из главных задач родителей – общаться, говорить с детьми и тем самым давать примеры речевого поведения, коммуникативных умений.

Практика  показывает, что ребёнок в возрасте двух лет задаёт мало вопросов. Однако если взрослый часто беседует с малышом, вопросов становится значительно больше, а это стимулирует не только речевую, но и умственную активность малыша. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для её успеха условиях

  Главной  особенностью этого периода развития  языка ребёнка является то, что  речь малыша в эту пору развивается  в процессе его речевого общения  с окружающими. Она часто отвлечена от конкретной ситуации. Это толкает ребёнка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи. 

  Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы при написании  контрольной работы: 

Информация о работе Развитие речи в раннем возрасте