Развитие психологии в рамках философских воззрений

Автор: y*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В современной системе психологических наук история психологии занимает определенное место. Как теоретическая дисциплина, имеющая познавательное и воспитательное значение, она многозначна. Ее научный статус основывается на философских и теоретических, исторических и прикладных ценностях. История психологии — неисчерпаемый источник психологических фактов, законов и закономерностей, которые могут быть использованы для создания стройной системы психологических знаний, для теории познания и диалектики, а также для развития современной психологии и ее будущего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии………………………………………………………………………5
2.Житейская психология………………………………………………………..5
3.Развитие психологических знаний в античной философии………………..6
4.Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения…………………………………………………………………….10
5.Развитие психологии в Новое время…………………………………………12
6. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании…………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

Локк определяет сознание, которое становится предметом  психологии на последующие два столетия, через его субъективную доступность. «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».

6.РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ О СОЗНАНИИ

С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший этап в  развитии психологических знаний. Своим  учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, а противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.— в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

В системе Декарта  ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» — последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.

Рассуждения о  душе и о теле не были исходными  в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания.

Убедившись, что  в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого  шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т. е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными— вероятными — знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

 

Заключение

История психологии - одна из немногих комплексных дисцип-

лин, синтезирующих  знания по отдельным областям и проблемам

психологии. С  одной стороны, ее содержание основано на тех зна-

ниях, которые  получены из других курсов - общей, возрастной,

социальной психологии и т.д. С другой стороны, история  психо-

логии позволяет  привести эти знания в систему, понять логику

становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей

проблематики. Как  и история философии, история  психологии учит не только

фактам, но и  мышлению, умению понять и адекватно  оценить от-

дельные психологические  явления и концепции. Анализ различ-

ных подходов к  психике поможет выработать неидеализирован-

ный, недогматичный  взгляд на разные теории, научит мыслить

объективно и  непредвзято, находить реальные достоинства  и не-

достатки как  абсолютизированных теорий, так и  новых, модных в

настоящее время. 

 

Список  используемой литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998.
  2. Немое Р. С. Общие основы психологии. М., 1994.
  3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии.
  4. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
  5. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. М: Юрайт, 2004.
  6. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н.Дружинина.

                                                                                                   СПб.: Питер, 2001. 

    7.А. Г. Асмолов, Т. М. Марютина 4-е издание, Москва ACADEMA 2004

Информация о работе Развитие психологии в рамках философских воззрений