Развитие психологии в рамках философских воззрений

Автор: y*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

В современной системе психологических наук история психологии занимает определенное место. Как теоретическая дисциплина, имеющая познавательное и воспитательное значение, она многозначна. Ее научный статус основывается на философских и теоретических, исторических и прикладных ценностях. История психологии — неисчерпаемый источник психологических фактов, законов и закономерностей, которые могут быть использованы для создания стройной системы психологических знаний, для теории познания и диалектики, а также для развития современной психологии и ее будущего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1.Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии………………………………………………………………………5
2.Житейская психология………………………………………………………..5
3.Развитие психологических знаний в античной философии………………..6
4.Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения…………………………………………………………………….10
5.Развитие психологии в Новое время…………………………………………12
6. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании…………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Заочное отделение 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Психология и педагогика»

на  тему: «Развитие психологии в рамках философских воззрений» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                Работу выполнила          

                                                                                                                студентка гр. З.09.4мо                    

Бажина  Дарья Сергеевна

                                                                                                            

                                                                                                          Проверил преподаватель:

Тульских  Елена Евгеньевна 

                                                                                    
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2010 г.

Рецензия

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

1.Историческое развитие предмета психологии и основные направления в психологии………………………………………………………………………5

2.Житейская психология………………………………………………………..5

3.Развитие психологических  знаний в античной философии………………..6

4.Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения…………………………………………………………………….10

5.Развитие психологии  в Новое время…………………………………………12

6. Развитие психологии  в рамках философских учений  о сознании…………17

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В современной  системе психологических наук история  психологии занимает определенное место. Как теоретическая дисциплина, имеющая  познавательное и воспитательное значение, она многозначна. Ее научный статус основывается на философских и теоретических, исторических и прикладных ценностях. История психологии — неисчерпаемый источник психологических фактов, законов и закономерностей, которые могут быть использованы для создания стройной системы психологических знаний, для теории познания и диалектики, а также для развития современной психологии и ее будущего. Научной основой диалектической обработки истории психологии является философия диалектического и исторического материализма. Коренная проблема истории психологии — методология разработки принципов, задач и методов исследования ее векового развития. Без научного решения методологических проблем история психологии не может развиваться, как область познания. Существуют разные подходы к истории психологии. Она по-разному представляется и воспринимается как учеными, стоящими на разных философских позициях, так и представителями разных поколений психологов. Каждое поколение психологов объясняет историю психологии и факторы ее развития, исходя не только из своих методологических и теоретических позиций, но и на основе общего уровня и состояния социально-экономической жизни, культуры, науки и техники своего времени. Это значит, что каждое поколение психологов сознательно или недостаточно осознанно опирается на научные и общественные требования именно своей эпохи. Вследствие этого получается, что хотя история психологии объективно одна, тем не менее существует не одна историография психологии. 

1.ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.

Сам термин «психология» был введен немецкими  схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом  в 1590 г. и окончательно утвердился после  выхода в 1732 г. книги «Рациональная  психология» X. Вольфа.

Однако  этому событию предшествовал  огромный, длиной в несколько веков, период становления психологического знания.

Выдающийся  немецкий ученый Г. Эббингауз отмечал, что психология «имеет длинное прошлое, но краткую историю», потому что  она включает в себя тысячелетия  житейского опыта, столетия философии и только десятилетия экспериментальной науки. В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень «мал» — всего около ста лет.

Таким образом, в развитии психологии условно  можно выделить три этапа:

1) донаучную,  или житейскую, психологию;

2) философскую  психологию: психологию античного  времени; Психологию эпохи Средневековья,  Возрождения и Нового времени (VI в. до н. э. — начало XIX в. н. э.);

3) научную психологию (вторая половина XIX в. — наше  время).

2.Житейская психология.

Житейские психологические  знания, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания.

Когда мы говорим о донаучной психологии, то можно считать, что с возникновением человеческого общества возникает и психология. В данном случае психология — это прежде всего познание другого человека и самого себя в процессах деятельности и взаимного общения людей. Потребности практического взаимодействия вынуждали людей различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие — особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге.

По выражению  французского психолога П. Жане, житейская  психология — это та психология, которую народ создает еще до психологов. Так, человек может не знать пословицу «повторение — мать учения», однако из личного жизненного опыта знает, что повторное прочтение текста способствует лучшему сохранению его в памяти.

Житейское (обыденное) знание возникает в конкретной ситуации решения частных задач, так что человек выступает в качестве «наивного исследователя» мира. Содержанием житейского психологического знания обычно становятся простые, явно прослеживаемые причинноследственные связи и обобщения очевидных фактов. Примером могут служить известные пословицы «семь раз отмерь — один раз отрежь», «у семи нянек дитя без присмотра» и др.

Такое знание может  быть весьма обширным и способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, однако часто носит фрагментарный характер и внутренне противоречиво (практически для каждой поговорки можно найти противоположную). Донаучное психологическое знание не может отобразить все многообразие, всю сложность психологической реальности, а потому часто вообще не осознается как знание. 

3.Развитие психологических знаний в античной философии. Учение о душе

Философская психология существовала со времен великих греческих философов: Аристотеля и Гиппократа, Платона и Сократа. Первым специальным психологическим трудом можно считать трактат Аристотеля «О душе», а сам термин «душа» один из первых стал использовать Гераклит Эфесский.

В античной философии встречаются различные  толкования понятия «душа». О душе говорят как об особой бессмертной сущности, одушевляющей тело. Так, в основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора (570—500 гг. до н. э.) лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно его учению, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В связи с понятием о душе Фалес (640—546 гг. до н. э.) подошел к понятию движущей причины, источника действия. Он говорит, что «магнесийский камень (магнит) имеет душу, так как движет железо». Анаксагор (500— 428 гг. до н. э.) предполагает наличие отдельной субстанции — нус, — которая входит в состав живых существ, чем и отличает их от неживой материи. Нус в одинаковой мере присутствует как у человека, так и у животных. Видимое интеллектуальное превосходство человека над животными Анаксагор объяснял тем, что человек располагает лучшими возможностями для реализации нуса через свое тело (человек обладает руками).

Самая первая развернутая философская  концепция души принадлежит Гераклиту Эфесскому (544—483 до н. э.). Этому философу принадлежит знаменитое высказывание «границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты не пошел: столь глубока ее суть», в котором зафиксирована вся сложность предмета психологии, что актуально и в наше время.

Сочинение философа «О природе» дошло до нас лишь в отрывках. Попытки синтеза этого произведения стали предприниматься лишь в XIX в. Смысл высказываний Гераклита казался туманным даже его современникам, отчего философ получил прозвище «Темный». Согласно представлениям Гераклита, первовеществом, лежащим в основе мироздания, является огненный Логос — вечный и неизменный творческий принцип. Из огня произошел весь мир в целом, отдельные вещи и даже души. Огненный Логос скрыт от непосредственного познания и восприятия, однако каждая индивидуальная душа сопричастна мировому Логосу. Отсюда вытекает то, что человек все-таки способен познать мировой Логос посредством анализа его воплощения в своей собственной душе.

Гераклит  делит души людей на две категории  — «влажные» и «сухие». Души «влажные» — несовершенные, а чем более «суха» душа, тем благороднее ее суть. Из несовершенства душ следует недостоверность чувственного восприятия («глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские»). И знаменитое изречение Гераклита «все течет, все меняется» относится именно к изменчивости чувственного опыта человека.

Открытие  принципа причинности, или детерминизма, принадлежит великому Демокриту (460—370 гг. до н. э.). Он утверждал, что в мире «все возникает по неизбежности». Демокрит полагал, что все состоит из атомов — мельчайших, неделимых материальных частиц. Атомы находятся в постоянном закономерном движении, они разнообразны по форме и размеру, а между ними имеется пустое пространство. В этом и состоит подлинная природа мироздания по Демокриту: все качественные, чувственно воспринимаемые характеристики вещей существуют лишь в человеческом восприятии, а «по природе существуют только атомы и пустота».

Наряду  с попытками описать происхождение  души, в греческой философии закономерно возникает интерес к внутренней жизни человека: складываются классификации психических процессов и описания их свойств. Важную роль в постановке этих проблем сыграло учение о темпераментах Гиппократа, а также психологические воззрения Сократа и софистов.

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) — греческий врач, философ, сформулировал положение, что органом души является мозг. Он разработал широко известное впоследствии учение о темпераментах. Каждому психическому типу человека соответствовало преобладание той или иной жидкости в организме. Преобладание крови определяло тип сангвиника, желтой желчи — холерика, черной желчи — меланхолика, а флегмы — флегматика. Рассматривая связь особенностей души, темперамента и типологий людей с физико-климатическими условиями местности (сочинение «О воздухах, водах, местах»), Гиппократ положил начало исследованиям психологических характеристик этносов. Гиппократ был не только философом, но и практикующим врачом, и интересны не только его теоретические построения, но и практические рекомендации и приемы. Так, считается, что к Гиппократу восходит принцип терапевтической беседы.

Сократ  (470—399 гг. до н. э.) открывает миру идею нераздельности мышления и общения (диалога) и, возможно, предвосхищает достижения современной психотерапии, заставляя собеседника обнажить свои истинные чувства и причины поведения. Сократу принадлежит открытие особого педагогического метода — «майевтики» (дословно — повивальное искусство). Суть метода заключалась в том, чтобы путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание. При этом Сократ считал, что истинное знание уже неявным образом присутствует в душе собеседника, ему остается лишь «припомнить» его.

Информация о работе Развитие психологии в рамках философских воззрений