Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 14:55, реферат
Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.
Отсюда
следует, что первостепенная задача
зоопсихологии состоит в
Развивая свои идеи, А.Н. Леонтьев(2) исходил из того, что не только у человека, но и у животных психика "включена" во внешнюю деятельность и зависит от нее, что "всякое отражение формируется в процессе деятельности животного".78 Он подчеркивал, что психический образ является продуктом, практически связывающим субъект с предметной действительностью, что отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью, что психическое отражение предметного мира порождается не непосредственными воздействиями, а теми процессами, с помощью которых животное вступает в практические контакты с предметным миром: первично деятельностью управляет сам предмет и лишь вторично его образ как субъективный продукт деятельности. По А.Н. Леонтьеву, возникновение и развитие психики обусловлено тем, "что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни".79 На каждом новом этапе эволюции поведения и психики животных возникает все более полная подчиненность эффекторных процессов деятельности объективным связям и отношениям свойств предметов, во взаимодействие с которыми вступает животное. Предметный мир как бы все более "втягивается" в деятельность. Именно от характера этих связей, по мнению А.Н. Леонтьева, зависит, "будет ли отражаться и насколько точно будет отражаться в ощущениях животного воздействующее на него свойство предмета".80 При этом "материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации",т.е. морфологические структуры, в частности, нервная система, развивается вместе с деятельностью.
Напрашивается
вывод о том, что деятельность
животного является источником познавательных
способностей животных и что "познание
мира" происходит у животных только
в процессе и в итоге активного
воздействия на окружающую среду, т.е.
в ходе осуществления поведенческих
актов. Чем более развиты, следовательно,
двигательные возможности животного,
тем выше и его познавательные способности.
Можно поэтому сказать, что уровень психического
отражения у тех или иных животных зависит
от того, в какой мере они способны оказать
воздействие на компоненты среды, насколько
разнообразны и глубоки эти воздействия,
а это в конечном итоге зависит от развития
их двигательного аппарата. В этом мы видим
воплощение теории деятельности в зоопсихологии
и значение этой теории для успешного
решения вопросов развития психики животных
в процессе филогенеза (равно как и онтогенеза).
Как подчёркивал А.Н. Леонтьев, при изучении происхождения и развития психики необходимо учесть, что материальным субстратом психического отражения не обязательно является нервная система. Неудовлетворительность "нейропсихизма", согласно которому возникновение психики связано с появлением нервной системы, по А.Н. Леонтьеву, "заключается в произвольности допущения прямой связи между появлением психики и появлением нервной системы, в неучете того, что орган и функция, хотя и являются неразрывно взаимосвязанными, но вместе с тем связь их не является неподвижной, однозначной, раз и навсегда зафиксированной, так что аналогичные функции могут осуществляться различными органами".82 Поэтому нельзя ставить возникновение психики "в прямую и однозначную связь с возникновением нервной системы, хотя на последующих этапах развития эта связь не вызывает, конечно, никакого сомнения".83 Таким образом, Леонтьев подошел к проблеме происхождения и развития психики с глубоко осознанным пониманием диалектического характера этого процесса: от наиболее примитивных, зачаточных форм, субстратом которых является менее дифференцированная материя - протоплазма, к высшим формам психического отражения, возникающим на основе все более дифференцированной нервной ткани. Напрашивается вывод, что переход от, можно, очевидно, сказать, "плазматического" психического отражения к "нервному", связанный с появлением тканевой структуры у животных организмов, является подлинным диалектическим скачком, ароморфозом в эволюции животного мира. Нет нужды доказывать, что такой диалектико-материалистический подход к эволюции психики в корне отличается от плоско-эволюционистического, по существу, метафизического подхода, при котором усложнение поведения и психики животных однозначно связывается ТОЛЬКО (и притом часто произвольно) с изменениями в строении нервной системы.
Итак, намеченный
А.Н. Леонтьевым подход к проблеме зарождения
и развития психики приводит к
выводу, что наличие нервной системы
не является исходным условием развития
психики, что, следовательно, психическая
деятельность появилась раньше нервной
деятельности. Очевидно, последняя
возникла на таком уровне жизнедеятельности,
когда осуществление жизненных
функций стало уже настолько
сложным, что возникла необходимость
в таком специальном
Важно отметить и указание А. Н. Леонтьева на то, что "если бы не существовало перехода животных к более сложным формам жизни, то не существовало бы и психики, ибо психика есть именно продукт усложнения жизни",84 что характер психического отражения "зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных имеет свое строение, свою, так сказать, "анатомию". Это и создает необходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения". Как мы видим, A. Н. Леонтьев отчетливо отстаивал положение о примате функции в эволюции психики: изменившиеся условия адаптации к окружающей среде обусловливают изменение строения деятельности животных, вследствие чего меняется строение органов и их функционирование, что в свою очередь приводит к прогрессивному развитию психического отражения. Другими словами, А.Н.Леонтьев положил в основу своей концепции развития психики положение о том, что сущность этого процесса, его первопричина и движущая сила есть взаимодействие, представляющее собой материальный жизненный процесс, процесс установления связей между организмом и средой. Тем самым А. Н. Леонтьев распространил на сферу психического отражения известное положение марксистской философии о том, что всякое свойство раскрывает себя в определенной форме взаимодействия.
В разработанной
А. Н. Леонтьевым периодизации развития
психики, охватывающей весь процесс
эволюции животного мира, выделяются
стадии элементарной сенсорной психики,
перцептивной психики и интеллекта. Это
было тем более знаменательно, что, за
исключением В.А. Вагнера, усилия советских
зоопсихологов (Н.Ю.Войтониса, Н. Н. Ладыгиной-Котс
и др.) были направлены на изучение психики
обезьян и не касались более низких уровней
эволюции психики. Концепция стадиального
развития психики, предложенная А. Н. Леонтьевым,
являлась поэтому новым словом в науке,
особенно на фоне традиционно упрощенного
и сейчас уже неприемлемого деления на
три якобы последовательные "ступени"
- инстинкт, навык и интеллект. Концепция
А.Н.Леонтьева принципиально отличается
от такого понимания сущности эволюции
поведения и психики прежде всего тем,
что в ее основу положен не формальный
признак деления всего поведения животных
на врожденное (якобы "низшее") и благоприобретаемое
("высшее"). Сейчас уже хорошо известно,
что врожденное, инстинктивное поведение
не является более примитивным по сравнению
с индивидуально приобретаемым (научением),
что, наоборот, оба этих компонента эволюционировали
совместно, представляя единство целостного
поведения, и что соответственно на высших
этапах филогенеза мощное прогрессивное
развитие получили как процессы научения,
так и инстинктивные (генетически фиксированные)
компоненты поведения животных.
К сожалению,
однако, упомянутые упрощенческие, по
существу метафизические, представления
об этапах эволюции поведения животных,
соответствующие уровню знаний 20-х
годов, подчас преподносятся и поныне,
особенно в работах некоторых
физиологов. Так, например, В.Детьер и Э.Стеллар
предлагают даже неизвестно по каким количественным
данным вычерченное изображение кривых,
из которых явствует, что простейшие сильны
таксисами, у "простых" (?) многоклеточных
же появляется, причем сразу "на полной
мощности", рефлекс, насекомые являются
всецело "инстинктивными" и "рефлекторными"
животными, рыбы в основном также, но немного
способны к обучению, птицы - наполовину
"инстинктивными", наполовину "обучающимися",
а млекопитающие - вполне обучающимися.
При этом одна категория якобы сменяет
другую: таксисы будто окончательно исчезают
у птиц и низших млекопитающих, рефлексы
и инстинкты теряют всякое приспособительное
значение у низших приматов, которые якобы,
как и низшие млекопитающие, адаптируются
с помощью обучения и (приматы) отчасти
- мышления. Все это всецело противоречит
современным знаниям о поведении животных.
Можно, например, напомнить, что такситы,
эти ориентирующие компоненты любого
поведенческого акта, непременно присущи
поведению всех без исключения животных,
а также человеку.
Проблемы
психики животных не терпят упрощенчества,
а тем более "глобальных" псевдорешений
и дилетантского отношения, которые подчас
встречаются в публикациях, авторы которых
далеки от зоопсихологии, не считают нужным
принять ее во внимание, но спешат выступить
с поверхностными, нередко надуманными
сенсационными "объяснениями". Только
зоопсихологии, которая прежде всего является
наукой об эволюции психики, по плечу задача
научного познания закономерностей психики
на всех уровнях филогенеза, вплоть до
подступов зарождения человеческого сознания.
Иногда
в качестве решающего критерия эволюции
поведения и психики животных
пытаются использовать степень сложности
строения центральной нервной системы.
В этих случаях за исходное принимается
морфологическая структура, якобы определяющая
филогенетический уровень и специфику
поведения. Разумеется, при решении вопросов
эволюции психики непременно надо учитывать
строение и функции нервной системы изучаемых
животных (наряду с другими их морфофункциональными
признаками, например, двигательного аппарата).
Но, как мы уже неоднократно указывали,
особенности макростроения центральной
нервной системы, особенно головного мозга,
далеко не всегда отвечают особенностям
поведения животных, уровню их психической
деятельности. Достаточно указать, например,
на птиц, психическая деятельность которых
по уровню своего развития может быть
приравнена к таковой у млекопитающих,
в то время как головной мозг у птиц лишен
вторичного мозгового свода - серой коры
больших полушарий (неопаллидума), содержащей
высшие ассоциативные центры. Аналогично
поражает сложностью своего поведения,
граничащего подчас с интеллектуальным,
крыса, мозг которой является весьма примитивным
по своему строению: с гладкой поверхностью
больших полушарий, лишенной борозд (последние
появляются среди грызунов и зайцеобразных
только у бобра, сурка и зайцев).
Тем не
менее, нередко высказывается мнение,
будто прогресс в эволюции поведения
животных первично определяется морфологическими
изменениями в центральной
* * *
Со времени опубликования А.Н. Леонтьевым концепции стадиального развития психики в процессе эволюции прошло более сорока лет, и можно с уверенностью сказать, что в целом эта концепция выдержала "проверку временем" и не утратила своего научного значения как общая теория эволюции психики в мире животных. Но это сорокалетие было периодом поистине бурного развития науки о поведении животных, и за эти годы был накоплен огромный материал, заставляющий нас во многом поновому посмотреть на психическую деятельность животных и внести соответствующие поправки в прежние представления, в частности касающиеся оценки уровня психического развития того или иного систематического таксона животных. Пришлось нам внести существенные уточнения в предложенную А.Н. Леонтьевым периодизацию эволюции психики.