Развитие психологии личности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра,затем- самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. Направленность на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна интересовала философов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Общее понятие о личности………………………………………………..4
ГЛАВА 2.Формирование и развитие личности……………………………………..6.
ГЛАВА 3. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности……………………………………………………………………………….15
ГЛАВА 4. Развитие психологии личности в России………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19.
Список использованной литературы………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

Общее понятие о личности.docx

— 56.19 Кб (Скачать)

     В течение трех лет с. момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58?<ъ личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик. Ниже представлена таблица (табл.2), в которой перечислены свойства личности, оцениваемые современными психологами как достаточно устойчивые.

     В ходе проводимых исследований выяснилось, что весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, по и оценки собственной личности. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, 
 
 
 

                                           Таблица 2

      Устойчивость некоторых личностных качеств во времени (по Дж. Блоку) 
     

Корреляция  результатов исследования в течение  трехлетнего периода времени  от подросткового к старшему школьному  возрасту Корреляция  результатов исследования от подросткового  до возраста 35-45 лет Оцениваемая личностная характеристика

(суждение, по  которому эксперты давали

оценки)

Мужчины
0,58 

0,57 

0,50

0,35

0,53 

0,59 

0,42

0,58

По-настоящему надежный и ответственный человек.

Недостаточно  контролирует свои побуждения и

потребности, не способен откладывать получение  ожидаемого.

Самокритичен.

Эстетически развит, имеет выраженные эстетические чувства.

Женщины
0,50

0,39 

0,48

0,45

0,46

0,43 

0,49

0,42

В основном покорна.

Стремится находиться среди других людей,

общительна.

Непослушна и  неконформна. 

Интересуется  философией, такими проблемами,

как религия.

     юношеского  и раннего взрослого возраста, например в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

     Помимо  этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.

     Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик  обнаруживается, когда личность рассматривается не в течение длительного периода времени, а в различных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Неудачными оказались и попытки связать устойчивость поведения в различных ситуациях с обладанием теми или иными личностными чертами. В типичных ситуациях корреляция между оцениваемыми с помощью опросников чертами личности и соответствующим социальным поведением оказалась меньше 0,30.

     Между тем в ходе исследований было установлено, что наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.

     Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости свойств личности весьма неоднозначен. У одних свойств, как правило тех, которые были приобретены в более поздние периоды жизни и малосущественны, устойчивости фактически нет; у других личностных качеств, чаще всего приобретенных в ранние годы и так или иначе обусловленных органически, она есть. В большинстве исследований, посвященных данной проблеме, отмечается, что реальное поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых находится человек.

     По  нашему мнению, человек обладает целым  рядом характеристик личности, которые являются весьма устойчивыми образованиями, поскольку они присутствуют у всех людей. Это так называемые интегративные характеристики, т. е. черты личности, формирующиеся на основе более простых психологических характеристик. К числу таких характеристик необходимо прежде всего отнести адаптационный потенциал личности.

     Данное  понятие было предложено нами на основании  анализа многочисленных экспериментальных исследований, посвященных проблеме адаптации. По нашему мнению, каждый человек обладает личностным адаптационным потенциалом, т. е. набором определенных психологических характеристик, позволяющих ему успешно адаптироваться к условиям социальной среды. В зависимости от степени развития адаптационного потенциала личности человек более или менее успешно формирует свое поведение в различных ситуациях. Таким образом, следует говорить не о постоянстве поведения, а о постоянстве черт, определяющих адекватность поведения в тех или иных условиях. [3] 

ГЛАВА 3.Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

     В истории науки были перебраны  практически все возможные формально  – логические связи между понятиями  психическое, социальное, биологическое .Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный  только от биологического, или только от социального развития, либо как  результат их  параллельного действия на индивида или взаимодействия. В  концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как  полностью детерминируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом  и социальном для этих концепций  просто не существует: человеческому  организму здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический  закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или хотя бы основных этапов развития вида.  [4] 

     Видный  отечественный психолог Б.Ф.Ломов  развивая системный подход к пониманию  сущности личности, пытается вскрыть  всю сложность и неоднозначность  решения проблемы соотношения социального  и биологического в личности. Его  взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.

     Исследуя  развитие индивида, психология, конечно  не ограничивается анализом только отдельных  психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В  этой связи проблема соотношений  биологического и социального выступает  преимущественно как проблема  организм и личность. Одно из этих понятий  сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы  свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в  понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит  из марксистского положения о  личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа  отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным  же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.

         В глобальном плане формирование  и развитие личности можно  рассматривать как усвоение ею  социальных программ, сложившихся  в данном обществе на данной  исторической ступени.

       Из всего сказанного можно  сделать вывод: детерминация развития  индивида имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогенетики отводят человеку пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке.  [4] 

    ГЛАВА 4. Развитие психологии личности в России

 Психология  личности в России развивалась  в четыре периода: 

     Первый  период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века. Для него характерным и существенным было появление самой идеиличности.Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею всесторонне развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического, но и семантического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны:

     общефилософский подход, недифференцированность теоретических  подходов, начало экспериментального изучения, невостребованность психологических  знаний о личности социальной практикой.

     Второй  период – 30 – е – середина 60 – х годов 20 века.

     Проблема  личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает 

     дисциплинарный  характер. Осуществляется  попытка  обозначить дефиницию, и раскрыть личность как психологическую категорию. Намечаются более чёткие феноменологические области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова «человек» «личностью», что служило почти гарантом его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о социальности личности долго ещё сохранялось в советской психологии. 

     Третий  период – середина 60 – х – конец 80 – х годов 20 века.Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы эксплицируется вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Личностная феноменология пополняется статусом, социальными ролями, уровнями притязаний, установками, референтностью, направленностью. Делается попытка построить структуру личности, иерархизировать её подструктуры, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологический уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности. [5] 

     Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.В этот период сохраняются многие особенности третьего периода, но при этом усиливается внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка применения системного подхода к изучению личности, называются её подсистемы. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены  те научные направления и школы которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста.  [5]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие психологии личности в России