Развитие психологии как науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

цель работы – исследование развития психологии как науки в России, посредством изучения научной деятельности выдающихся психологов.
развитие психологии как науки в России.
В процессе подготовки, были определены следующие задачи:
- дать определение психологии и охарактеризовать основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»;
- определить особенности научных изысканий И.М. Сеченова и И.П. Павлова, как основоположников российской психологии;
- изучить вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3
Характеристика основных положений психологии как науки «о психически регулируемом поведении»…………………………………..6
Вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии……………………………………………….11
Практическое задание…………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……...……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

4787 контрольная психология.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

Разработка теории деятельности началась с внешней, предметно-практической деятельности. Но затем её авторы обратились к внутренней, умственной деятельности. Действия, осуществляемые во внутреннем плане выполняют важную функцию: подготавливают внешние действия (прежде чем осуществить реальные действия, мы продумываем, «проигрываем» его в уме). Это способствует экономии человеческих усилий, позволяет достаточно быстро выбрать нужное действие, избежать ошибок.

Теория деятельности выдвигает 2 основных тезиса в отношении этих форм активности:

  1. Внутренняя умственная активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от неё только формой протекания.
  2. Внутренняя деятельность произошла от внешней, путём интериоризации (вращивание во внутрь).

По мнению Выготского, процесс интериоризации социален по своей природе, так как высшие психические функции рождаются у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми, которые дают образцы действия. Исходная форма утрачивается по мере того, как такие действия начинают выполняться индивидом самостоятельно.

Принимая это положение, Леонтьев отмечает, что одновременно у индивидов  происходит изменение самой формы  психического отражения. Процесс интериоризации состоит в формировании  внутреннего «плана сознания».

По Рубинштейну, любая внешне-двигательная операция выполняет познавательную функцию. Поэтому нужно говорить о преобразовании одного познавательного действия (осуществляемого во внешней форме) в другое познавательное действие.3

Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и

__________________________________

3Ждан А.Н. История психологии. Учебник. – М.: Изд-во МГУ . 1990 – 418с.

формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным  является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее»  в объективную действительность.

Таким образом, через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны. Отличие в подходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если для А.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции. То есть, можно заключить, что психологические школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна – далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.

Деятельностный подход в  психологии, таким образом, предполагает совершенно иной взгляд на происхождение образа мира человека, который всегда интересовал психологию как науку. Образ мира субъекта не определяется автоматически окружающими условиями среды и заданными генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде, его деятельностью в ней.1

 

__________________________________

1Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.

  1. Практическое задание

 

 

Соотнести направления отечественной  психологии и их характеристики:

  • Направление, опирающееся на традиционные духовные ценности и признающие реальность духовного бытия – духовно ориентированная психология; поскольку характеристика направления включает в себя такие  понятия как «духовные ценности», «реальность духовного бытия» и духовно ориентированная психология не является наукой и дисциплиной, а представляет собой именно направление.
  • Наука о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и всем многообразии форм – психология; поскольку психология – это наука, не отрасль и не направление, и само по себе определение «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»).
  • Фундаментальная дисциплина, изучающая общие закономерности познавательных процессов и состояний и общие психические свойства индивидуума – общая психология; поскольку общая психология является дисциплиной научного знания и в определении указаны познавательные процессы (т.е. память, мышление, речь и т.д.), а так же психические свойства индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в  конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов  на эти вопросы. Оба направления  нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

За период становления  психологии в России до 1917г. произошло  много изменений. Среди стран, в  которых занимались развитием психологической  мысли, Россия была далеко не на последнем  месте.

Отечественная психология осуществляла поиск методологической основы для  развития науки, возникли различные  направления: рефлексология В.М.Бехтерева, реактология К.Н.Корнилова, культурно  – историческая теория Л.С. Выготского, теория установки Д.Н.Узнадзе. Издавалось множество книг и статей по психологии.4

Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно заключить, что  неоспорим великий вклад в  становление российской психологии И.М. Сеченова и И.П. Павлова, а так же научная деятельность Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитии отечественной психологии бесспорно, поскольку по настоящее время труды этих великих психологов являются актуальными. Состояние психологии, характеризующееся многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, сохраняется и в настоящее время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи: концепции: направления / Р.А. Абдурахманов - М. : МПСИ , 2008. - 326 с.

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: Том 2. / Ж. Годфруа – М. : Мир,  1992. - 496 с.
  1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник / А.Н. Ждан – М. : Изд-во МГУ , 1990. – 418с.
  1. Климов Е. А. Основы психологии: 2-е изд. / Е. А. Климов - М. : 2003. - 462 с.
  2. Лейбин В.М. Психоанализ: 2-е изд. / В.М. Лейбин - СПб. : Питер, 2008. - 592 с.
  3. Лучинин А.С. История психологии : Конспект лекций. / А.С. Лучинин -М. : Эксмо, 2008. - 160 с.
  4. Макарова И.В. Психология: конспект лекций. / И.В. Макарова - М. : 2010. - 237 с.
  1. Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию. / Е.Е. Соколова - М. : Российское психологическое общество, 1999. - 545 с. 
  1. Гамезо М.В. / Атлас по психологии. / М.В. Гамезо ,  И.А. Домашенко - М. : Педагогическое общество России, 2004 - 276 с. 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие психологии как науки в России