Развитие психологии как науки в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

цель работы – исследование развития психологии как науки в России, посредством изучения научной деятельности выдающихся психологов.
развитие психологии как науки в России.
В процессе подготовки, были определены следующие задачи:
- дать определение психологии и охарактеризовать основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»;
- определить особенности научных изысканий И.М. Сеченова и И.П. Павлова, как основоположников российской психологии;
- изучить вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии.

Содержание

Введение….………………………………………………………………………..3
Характеристика основных положений психологии как науки «о психически регулируемом поведении»…………………………………..6
Вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии……………………………………………….11
Практическое задание…………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы……...……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

4787 контрольная психология.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

4787 контрольная психология  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение….………………………………………………………………………..3

  1. Характеристика основных положений психологии как науки «о психически регулируемом поведении»…………………………………..6
  2. Вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии……………………………………………….11
  3. Практическое задание…………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы……...……………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность данной работы обусловлена те, что рубеж веков ознаменовался для психологии первым разделением прежде единой психологии на ряд школ. Однако в тот момент это еще было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы, хотя разные школы отличались друг от друга пониманием места данных процессов в общей картине психической жизни. Главные же разногласия были связаны с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Середина XIX века - период, связанный  с формированием собственных  взглядов на человека и его роль в обществе, а главное – с  развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических  особенностей, начала формироваться  и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.

Как отмечает историк науки, «характерным изменением в общем  миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее  и теперь представляющееся принципиально  законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического  интереса и метафизического мышления… Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественнонаучного метода…».

Вторая половина XIX столетия - период выделения психологии из философии  и естествознания, перехода ее на самостоятельный  путь развитая, оформления психологии как самостоятельной науки. Преобразование психологии в самостоятельную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий, образовании психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники.

В русском обществе в этот период сложившаяся социальная ситуация также привела к изменениям в  идеологических и научных установках ученых, произошла перемена курса  с психологии материалистической, ориентированной  на естествознание, на психологию идеалистическую, связанную преимущественно с  философией и социологией. После  господства материализма и позитивизма  и увлечения естественными науками  начинается возрождение интереса к  философии. В то же время как естественные, так и гуманитарные науки того времени имели тенденцию к  созданию универсальных теорий, каждая из которых претендовала на открытие основных закономерностей развития человека и общества.1

В данной работе будет рассмотрена  деятельность таких выдающихся психологов, как И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева  и их вклад в развитие науки  психологии.

Таким образом, цель работы – исследование развития психологии как науки в России, посредством изучения научной деятельности выдающихся психологов.

Объект исследования – научно – психологическая деятельность как И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

Предмет исследования -  характеристика научных изысканий И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в области психологии и оценка их влияния на дальнейшее

__________________________________

1Абдурахманов Р.А. История психологии: идеи: концепции: направления / Р.А. Абдурахманов   - М. : МПСИ , 2008. - 326 с.

развитие психологии как  науки в России.

В процессе подготовки, были определены следующие задачи:

- дать определение психологии и охарактеризовать основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении»;

- определить особенности  научных изысканий И.М. Сеченова  и И.П. Павлова, как основоположников  российской психологии;

- изучить вклад Л.С.  Выгодского, С.Л. Рубинштейна и  А.Н. Леонтьева в развитие отечественной  психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика основных положений психологии как науки «о психически регулируемом поведении»

 

Слово "психология" появилось  в XVI веке в работе Христиана Вольфа. Составили его из двух древнегреческих слов: "psyche", что означает душа, и "logia" - наука, познание. В буквальном переводе психология - это наука о душе. 

40-60-е годы XIX в., считаются периодом становления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы. В силу логики развития (расцвет позитивизма и естественных наук) и благодаря сложившейся в России социальной, ситуации (проведение комплексных реформ) в этот период из двух предложенных программ (К.Д.Кавелина и И.М.Сеченова) была выбрана программа построения психологии как естественнонаучной дисциплины, предложенная Сеченовым.

Большое значение для формирования генетического подхода в психологии имела теория известного психолога и физиолога Ивана Михайловича Сеченова, который писал, что единственным методом объективного исследования психики является метод генетического наблюдения. Таким образом, он подчеркивал значение исследований психического развития ребенка не только для практических нужд педагогики, но и для общей психологии.

Опираясь на «антропологический принцип», трактующий человека как целостное телесно-духовное существо, Сеченов создал учение о поведении как рефлекторном по природе активном взаимодействии организма с внешней средой. При этом была преобразована категория рефлекса и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сече новым центральное торможение («задерживающее» влияние центров головного мозга на двигательную активность организма). Это позволило разработать систему новаторских воззрений на высшие психические процессы – сознание и волю («Рефлексы головного мозга», 1863). Центральное торможение объясняло способность человека противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать, притом во имя высших нравственных принципов. В работах Сеченова предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Используя понятие об этом нервном механизме, Сеченов выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис человеческого «Я».

Революцией в психологии стал его  план построения этой науки на основе объективного метода, прежде всего сравнительно го исследования и изучения этапов психического развития. Этот план Сеченов изложил в трактате «Кому и как разрабатывать психологию» (1873).

Сеченов существенно преобразовал представления об органах чувств и мышечной системе, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечивать адекватную реакцию ранее. Мышечное чувство, в свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, о ее пространственно-временных параметрах. Функция мышечной системы считалась также состоящей в том, что, будучи органом познания, она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, начиная от элементарных и до самых сложных, включая математическое и философское мышление («Элементы мысли», 1-е издание – 1878; 2-е, существенно переработанное издание, – 1903).7

Сеченов доказывал, что психическое  развитие происходит путем интериоризации, т.е. перехода внешних действий во внутренние, которые, постепенно свертываясь и автоматизируясь, образуют психические качества человека. Так, мысль является ин териоризации отношений между предметами, а самооценка – интериоризацией норм поведения. Разрабатывая свою теорию рефлекса, Сеченов, как в свое время Гартли, писал о том, что знание психологии может помочь в формировании идеального человека- рыцаря. Зная законы, по которым формируются рефлексы, можно задавать такие образцы для поведения, которые сделают в дальнейшем для ребенка просто невозможном аморальное, не достойное поведение, привьют ему любовь к наукам, к полезной деятельности. Теория Сеченова, особенно его идея об интериоризации психических процессов, оказала большое влияние на дальнейшее развитие детской психологии и, в частности, на концепцию Выготского.

За исходную точку Сеченов принимал жизненные встречи организма  со средой, а не феномены сознания. Эти  встречи не ограничиваются восприятием  внешних раздражителей. Они предполагают ответную деятельность мышечной системы, её реальную предметную активность, благодаря  которой строятся особые психические  образы. Сеченов признал за мышцей выдающуюся роль в познании внешнего мира. Различные органы чувств оповещают  человека об отдельных свойствах  этого мира в виде зрительных, слуховых и других ощущений.

Сеченов впервые в 1903 г. предположил, что психическую реальность ни в одном из её проявлений не следует отождествлять с рефлексией о ней субъекта. От простого переживания до представления о том, что акты сознания есть ‘‘явления, происходящие внутри нас’’, - огромная дистанция.

Изучение действий организма, ориентированных  на адаптацию к внешним  объектам, привело к зарождению новой категории  – поведения. Стимулировали её разработку социальные обстоятельства.

__________________________________

7Макарова И.В. Психология: конспект лекций. М.: 2010. - 237 с.

Категория поведения зарождалась  в ответ на потребность объяснить  не только адаптивную гибкость реакций  организма на изменчивую среду, но и  приобретение этим организмом в качестве устойчивых таких форм реакций, которых  нет в его генетическом фонде. Поэтому основным понятием в исследованиях  поведения и становиться особый тип рефлекса, названный Бехтеревым сочетательным, а Павловым – условным.

Решающий шаг, сделанный  Павловым и Бехтеревым, состоял в  том, что они объясняли модификацию  поведенческих реакций организма, исходя из объективной системы отношений  между этими реакциями и внешними раздражителями. В отличие от бихевиаристов  они не отрицали ни роли сознания, ни роли субстрата. Однако и сознание и  нейросубстрат выступали у них  не только как детерминирующие (у  психологов – сознание, у физиологов – субстрат), но и как детерминируемые  величины.

И.П.Павлов и В.М.Бехтерев работали независимо друг от друга  и продвигались к учению о поведении  с разных позиций. Бехтерев занимался  преимущественно высшими нервными центрами и их связью с внутренними  органами и скелетной мускулатурной, Павлов – деятельностью главных  пищеварительных желез.

Условный рефлекс стал великим открытием благодаря  интеграции эмпирии и теории в  работе исследовательского ума. Опытный  материал, на котором было построено  первое сообщение о новом направлении, действительно огромен. В нём  излагалось 12 вариантов опытов по изучению условнорефлекторной регуляции  поведения.

Во введении новой категории  – категории поведения и заключается  историческое значение дела Павлова, подобно  тому как вклад Бернала в преобразование общего строя биологического мышления определяется введением понятия о саморегуляции внутренней среды, а Дарвина – учением об эволюции видов.

Таким образом, труды И.П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм. Сеченов был пионером науки, предметом которой стало психически регулируемое поведение. Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку. Но в основном они получили развитие в России в учениях И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. В западной психологии понятие о сеченовском торможении воспринял З.Фрейд, идею об интериоризации внешнего действия - П. Жане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вклад Л.С. Выгодского, С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева в развитие отечественной психологии

 

Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения. Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

Информация о работе Развитие психологии как науки в России