Развитие психодиагностики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 17:51, реферат

Описание работы

Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Г. Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение. Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин.

Работа содержит 1 файл

псих-ка.rtf

— 86.64 Кб (Скачать)

                                                             Введение 

                                              Люди рождаются не слишком похожими

                                               друг на друга, их природа бывает различна,

                                              да и способности к тому или иному делу

                                               также. Поэтому можно сделать всё в

                                               большем количестве лучше и легче,

                                               если выполнять одну какую-либо работу

                                                соответственно своим природным задаткам. 

                                                                                                   Платон

                                                       Жизнь - это серии тестов.

                                                                                        Автор неизвестен 
 
 

     Ни одна наука не возникает внезапно, на пустом месте. Еще задолго до её появления образуется совокупность идей, представлений и суждений, основанных на многовековом человеческом опыте познания себя самого и окружающего мира. Концентрация тех знаний, которые позднее вобрала в себя психодиагностика, происходила во многих сферах человеческой жизнедеятельности.

     Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые было необходимо даже нашим далёким предкам.[2. с. 9].

     Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

     Хотя понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Г. Роршаха в 1921 г., эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Практическое использование психодиагностических методов насчитывает почти восемьдесят лет. Широкая популярность тестов связана с тем, что практические психологи увидели инструмент, позволяющий проникнуть в особенности психики человека, измерить уровень его способностей и предсказать поведение. Проблемы психодиагностики входят в число важнейших проблем применения психологических знаний в различных областях человеческой практики с целью всестороннего развития личности. Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения.

     Психодиагностика применяется в следующих областях психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология. При создании и применении психодиагностических методов эти дисциплины находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний применением и многократной проверкой их на практике. Психодиагностика используется в конкретных областях жизнедеятельности людей: в здравоохранении, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и др.

     Современная психодиагностика все шире используется в таких областях социальной практики, как расстановка кадров, профотбор, профориентация, прогнозирование социального поведения, оптимизация обучения и воспитания, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психолого-психиатрическая экспертиза и д. р.[4. с. 5]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             1. Предыстория развития психодиагностики  

     Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые было необходимо даже нашим далёким предкам. Ведь для проведения, скажем, успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязанностей между её участниками исходя из их физических (и не только) возможностей.

           В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения.

           С давних времён люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений. Из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры» (372 - 287 гг. до н.э.), в которой описываются «типы», т. е. присущие множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определённому типу и в конечном счёте прогнозировать его поведение.

           Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времён, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа - к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психологических особенностей; и наконец - к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и другими исследователями.

           История древних цивилизаций представляет нам немало свидетельств использования разнообразных, порой весьма изощрённых, способов обнаружения индивидуальных различий. Так, в Древнем Китае за 2200 лет до нашей эры уделялось значительное внимание вопросам отбора чиновников. Созданная в то время система отбора охватывала разные «способности» - от умения писать и считать, до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

           Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме. В 413 году до нашей эры примерно 7000 уцелевших солдат Афинской армии, потерпевшей поражение на Сицилии, были брошены в каменные карьеры в Сиракуз: для многих из них жизнь и освобождение из плена зависели от их способности повторить стихи Еврипида.

           Выдающийся философ и математик того времени Пифагор в основанную им школу допускал лишь тех, кто прошёл через череду сложных испытаний. Он придавал особое значение смеху и походке, полагая, что они отражают характер человека. Желающий учиться у Пифагора попадал (разумеется, не случайно) в разные экстремальные ситуации. Он должен был продемонстрировать присутствие духа, достоинство и ночью в страшной пещере, и выставленный на всеобщее осмеяние.

     Т. о., стремление к обнаружению и учету индивидуальных различий человечества прослеживается с незапамятных времён. Конечно, не все индивидуальные различия изучаются психологической наукой. Предметом её изучении являются, прежде всего, индивидуально-психологические различия.  Индивидуально-психологические различия были как бы равны всем прочим различиям и, взятые вместе, выступали основой для определения, скажем, пригодности к государственной деятельности и обучению. Известная рядоположенность разного уровня проявлений индивидуальности реализовалась и в первых тестах, предложенных основателями научной психодиагностики Ф. Гальтоном и Дж. Кетеллом.

           Вероятно, первым человеком, разработавшим нечто близкое тесту для измерения ума, был испанский учёный Хуан Хуарт (1530 - 1589).

     Ближе к нашему времени, в конце XIX - начале XX в. Широкую известность приобретают такие «науки», как френология, физиогномика, графология. Заслуживают они упоминания здесь потому, что объединяет их поиск средств диагностики индивидуальных особенностей личности. В качестве примера достаточно сослать на френологические изыскания, инициатором которых был австрийский анатом Ф. Галь.

     По свидетельству Анны Анастази (1982), первые исследования умственной отсталости, также начавшиеся в XIX веке, отделение таковой от психических заболеваний, сыграли свою роль в становлении психологического тестирования.

     В связи с этим нельзя не вспомнить исследования французских врачей Жана Эскироля (1772-1840) и Эдуарда Сегена (1812-1880). Заинтересованный в дифференциации умственной отсталости от психического заболевания, Эскироль одним из первых вводит критерии их чёткого разграничения, а также предлагает классификацию уровней умственной отсталости. Эскироль никогда не пытался работать с больными детьми, он считал обучение лиц с умственной отсталостью пустой тратой времени. Эдуард Сеген, изучив работы Эскироля, а также опираясь на уже имевшийся к тому времени опыт обучения умственно отсталых детей, приходит к противоположенному выводу. Он полагает, что умственно отсталые индивидуумы могут достичь определённых результатов в своём развитии, и основывает в Париже для их обучения школу (ставшую в скором времени знаменитой). Психологи и педагоги со всего мира съезжались в эту школу, чтобы отдать дань восхищения результатами, достигнутыми детьми , которых учили под руководством Сегена. Среди учебных приёмов, которыми он пользовался, была так называемая доска Сегена, которая требовала от учащегося вставить с максимальной быстротой различные фигуры произвольной формы в соответствующие им по форме прорези на доске. Эти и другие методики, предложенные Сегеном, впоследствии разрабатывались как невербальные тесты интеллекта, а некоторые из используются и в настоящее время [2. с. 9] 

     2. История психодиагностики: основные события, предопределившие развитие науки

        История современной психодиагностики начинается с первой половины XIX века, т. е. с начала так называемого клинического периода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим в основном занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхожения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

           Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психодиагностическая лаборатория, где в целях диагностики стали применять технические устройства и приборы [3. с. 15]. В. Вундт (1832-1920), намечая перспективы построения психологии как цельной науки, предполагал разработку в ней двух пересекающихся направлений:

    • естественно-научного, опирающегося на эксперимент;
    • культурно-исторического, в котором главную роль призваны играть психологические методы изучения культуры («психология народов»).

     По его теории, естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только её внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и прочее [1. с. 19].

           По образцу лаборатории В. Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке). В Англии кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) включил в состав предложенной им комплексной науки «антропометрики» особые из мерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции. Именно Ф. Гальтон впервые предложил термин «тест»[5. с. 38]. В 1884 г. он основал антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

     Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен - факторный анализ.  Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг. В 20-е годы стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и свойств человека. На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик [3. с. 15].

     Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

Информация о работе Развитие психодиагностики как науки