Развитие психики в филогенезе и онтогенезе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение;
 Изучить развитие психики в филогенезе;
 Рассмотреть развитие психики в онтогенезе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психика, поведение и деятельность 5
2. Развитие психики в филогенезе 9
3.Развитие психики в онтогенезе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГЕНЕЗЕ.docx

— 35.55 Кб (Скачать)
ign="justify">      Субъективно критерием, который отделяет психическую  жизнь от допсихической является наличие чувствительности, т.е. ощущения. Однако тот факт, что ощущения возникают  у самых простейших живых существ, не оставляет исследователям иного  пути, кроме внешнего наблюдения, поскольку  рефлексией эти живые существа, естественно, не обладают. Итак, исходя из особенностей поведения, следует разделить раздражимость  и чувствительность. Раздражимость - это реакция любого живого существа (и обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света, который является для них источником жизни, растения раскрываются навстречу солнцу и  т.д. Чувствительность - это способность  к ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые  обладают психикой.

      Появление ощущения свидетельствует о том, что данное существо находится на первом этане развития психики, получившем название сенсорного (сенсорика - ощущения). На этом этапе находятся простейшие - амебы, инфузории, черви, рыбы, насекомые. У большинства из них поведение достаточно простое (кроме насекомых, поведение которых достигает значительной сложности за счет врожденных инстинктов), а психическая жизнь ограничивается только ощущениями, т.е. отражением отдельных качеств или свойств предметов.

      На  втором этапе, получившем название перцептивного (перцепция - восприятие), поведение  значительно усложняется. Расширяются  и сфера психического - кроме ощущения, развивается восприятие, т.е. способность  к отражению целостного образа предмета. Поэтому живые существа могут отражать образы предметов и ситуаций, хорошо ориентироваться в сложных условиях, находить пищу и прятаться от опасности. Большинство животных находится именно на этом этапе развития психики. Усложнение их поведения происходит и за счет появления навыков, способности к обучению. Навыки формируются благодаря тому, что на этом этапе появляется, кроме восприятия, еще и память, прежде всего память на движения (моторная). Животные сохраняют и наиболее значимые эмоциональные переживания, что помогает им регулировать свое поведение.

      Млекопитающие, находящиеся на третьем этапе  развития психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью, но и  мышлением. Поэтому этот этап и получил  название этапа интеллекта. Возникающее  здесь мышление - наглядно-действенное, связанное с необходимостью манипуляции  с предметами. Благодаря этому  у животных складывается простейшая схема ситуации, в которой отражаются не только предметы, но и связи и  отношения между ними. Поэтому  высшие животные могут выстраивать  сложные системы поведения, решать простейшие задачи.

      Однако, несмотря на способность решать задачи, регулировать поведение благодаря  эмоциям, жить группами, животные не обладают сознанием, т.е. не могу! отрефлексировать, дать отчет себе и окружающим в  том, что они думают, переживают, как находят выход из сложной  ситуации. Появление осознания связано  с переходом на следующий, четвертый  этап развития психики, который возникает  только у человека. Появление сознания существенно изменяет структуру  психики и деятельности, взаимоотношения  человека с окружающим миром. Изменяются и закономерности, определяющие развитие психики.

      Законы  формирования психики у животных остаются всегда биологическими, связанными только с необходимостью адаптации  к среде. Поэтому изменение среды, приводящее к необходимости усложнить  поведение (например, начать искать пищу, жить группами и т.д.), приводит и  к необходимости усложнения психики (отражения сигналов, избирательного эмоционального отношения к сородичам и т.д.). При этом развитие поведения несколько опережает развитие психики, задавая ей новые цели. При всей сложности групповой жизни животных их существование зависит, прежде всего, от собственной силы, ловкости, умения скрыться от опасности и найти еду.

      От  этого же зависит и их положение  в стае. Поэтому развитие деятельности и, следовательно, развитие психики, определяется биологическими факторами, обеспечивающими  наилучшую адаптацию.

      На  формирование же психики человека влияют и другие факторы - культурные, которые  играют не менее, а иногда и более  важную роль в его оптимальной  адаптации к социальной среде, определяют его положение в группе, даже его  физическое и материальное благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и характер деятельности, которая  направлена теперь на производство новых  предметов и орудий. Эта новая, трудовая деятельность и является причиной формирования сознания, появление которого знаменует переход к последнему, четвертому этапу развития психики - этапу сознания.

      Развитие  психики на уровне человека касается прежде всего совершенствования  познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи, а также превращения  человека из биологического существа в личность.

      Становление человека как личности приводит к  формированию у него сознания, воли, разума, способностей, характера, высших человеческих чувств, культурно обусловленных  мотивов поведения и потребностей.

      Ускоренному развитию познавательных процессов  людей способствовали три фактора  развития человеческой культуры: изобретение  языка и развитие речи, изготовление и использование орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры.

      С помощью орудий труда человек  получил возможность шире и глубже изучать окружающий мир, воздействовать на природу, изменяя ее. 

3.Развитие  психики в онтогенезе

      В отличие от развития вида - филогенеза - развитие индивида обозначается термином «онтогенез». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем. Онтогенез психики  означает ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека.

      Онтогенез психики - это развитие психики отдельно взятого организма в процессе его жизни. Онтогенез психики  человека - возрастная психология (детство, подростковый, юношеский, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость). Ускорению  психического развития способствует обучение, воспитание, труд, общение. Высшие психические  функции формируются благодаря  психологическим орудиям (слова, речь, смысл). В результате онтогенетического  развития психики человека формируются: произвольные психические функции, социальные потребности, высшие нервные  чувства, абстрактно-логическое мышление, самосознание и личность. Решающую роль в развитии психики человека играют социальные факторы.

      Онтогенез (от греч. «онтос» - сущее; «генезис» - происхождение) - развитие психики индивида, начиная  с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

      Временной характеристикой индивидуального  развития является возраст. В отличие  от хронологического возраста, выражающего  длительность существования индивида с момента его рождения, понятие  «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями  жизни, обучения и воспитания и имеющую  конкретно-историческое происхождение.

      Возрастному развитию присущи два свойства - метрическое и топологическое.

      Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта  возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

      Не  менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного  развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или  период становления индивида. Поскольку  возрастное развитие как целостное  образование представляет собой  сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут  быть определены путем изучения структурных  особенностей, взаимосвязей ее различных  сторон, выделения ведущих, системообразующих  факторов, с которыми связана специфика  данного периода жизни.

      Каждый  период онтогенетического развития характеризуется определенными  возрастными особенностями. Возрастные особенности - это специфические  свойства психики индивида, закономерно  изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных  свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и  другие характеристики индивида. В  отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

    • младенческий (от рождения до 2 лет);
    • предшкольный (от 2 до 3 лет);
    • дошкольный (от 3 до 6 лет);
    • младший школьный (от 6 до 11 лет);
    • подростковый (от 11 до 16 лет);
    • первый период юности (от 16 до 17 лет);
    • второй период юности (от 17 до 22 лет);
    • первый период зрелости (от 22 до 35 лет);
    • второй период зрелости (от 35 до 60 лет);
    • пожилой возраст (от 60 до 75 лет);
    • старческий возраст (от 75 до 90 лет);
    • долгожительство (от 90 лет и далее).

      Возрастные  циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни  человека в разных психологических  концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство  теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления  доверия к миру (Э. Эриксон), или  период оральной стадии (З. Фрейд), или  период тесного эмоционального общения  с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж. Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка  происходит не только усвоение разнообразных  действий и формирование психических  процессов и качеств, необходимых  для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена  общества и определяют его поступки.

 

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      При написании данного реферата была поставлена цель - исследование особенностей развития психики в филогенезе и  онтогенезе.

      Для ее решения необходимо было решить некоторые задачи. В результате чего выявлено:

      1. Психикой признается свойство  высокоорганизованной живой материи,  заключающееся в активном отражении  субъектом объективного мира, в  построении субъектом неотчуждаемой  от него картины этого мира  и регуляции на этой основе  поведения и деятельности. Психика  человека обеспечивает внутреннюю  регуляцию его активности, выражающуюся  в его поведении и деятельности. Развитие психики реализуется  в форме филогенеза и онтогенеза.

      2. В психологии, проблема эволюционной  теории о происхождении видов  и того, что человек произошел,  выделился от животных рассматривается  в аспекте и развития психики  в филогенезе. Филогенез означает  постепенное изменение различных  форм органического мира в  процессе эволюции, а применительно  к психике - ее изучение как  продукта эволюции. В своей эволюции  психика прошла ряд стадий: от  сенсорной к персептивной, от  персептивной к интеллектуальной  стадии и от интеллектуальной  к формированию сознания. При  этом сознание как особенность  психики человека является продуктом  общественно-исторического развития  человеческого общества, возможность  существования которого обусловлена  использованием и изготовлением  орудий труда, элементов языка,  знаний, норм поведения.

      3. Развитие психики в онтогенезе  представляет собой развитие  индивида в отличие от развития  вида (филогенеза). Онтогенез психики  означает ее развитие от рождения  до конца жизни человека или  животного. В онтогенезе осуществляется  поэтапный переход от низших  форм сознания к его высшим  формам. Развитие человека индивидуально.  Одной из закономерностей развития  человека является его цикличность.  Периодизация психического развития - попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный  цикл человека. Вторая особенность  состоит в гетерохронности развития - это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.

Информация о работе Развитие психики в филогенезе и онтогенезе