Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 16:43, реферат
Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть особенности психики, ее деятельность и поведение;
Изучить развитие психики в филогенезе;
Рассмотреть развитие психики в онтогенезе;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психика, поведение и деятельность 5
2. Развитие психики в филогенезе 9
3.Развитие психики в онтогенезе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дисциплина:
Педагогика и Психология
Реферат
На тему:
«РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ
И ОНТОГЕНЕЗЕ»
Выполнила: Воловик Ольга Леонидовна
Группа 89
Руководитель:
Данченко Анатолий Александрович
Калининград
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психика, поведение и деятельность 5
2. Развитие психики в филогенезе 9
3.Развитие психики в онтогенезе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 17
Человек - высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
В
повседневной жизни мы достаточно часто
убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости
физического самочувствия и психического
состояния. Имеется много наблюдений
о прямом влиянии психики на здоровье
человека. В настоящее время науке
известно, что человеческий организм
является в высшей степени самоорганизующейся
и саморегулирующейся системой. Мозг
человека за свою эволюцию приобрел особое
свойство - высочайшую пластичность, то
есть, умение приспосабливаться к
самым разнообразным и
Развитие
психики это прежде всего закономерное
изменение психических
Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.
Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.
Целью данной работы является исследование особенностей развития психики в филогенезе и онтогенезе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первой главе раскрывается определение психики, его свойства и особенности, а так же что изучает психика. Вторая глава посвящена понятию филогенеза, его особенности развития психики в филогенезе. В третьей главе рассмотрены понятие и особенности развития психики в онтогенеза, а так же перечислены периоды онтогенеза человека.
Данная работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В
переводе с древнегреческого «психология»
это наука о душе, и, следовательно,
ее предметом является «душа», или
психика. Но что такое психика
и психические явления? Большинство
из них относится или к
Психика
- это свойство высокоорганизованной
живой материи, заключающееся в
активном отражении субъектом
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых,
главная особенность психики
заключается в способности
В-третьих,
получаемая живым существом информация
об окружающем мире служит основой
для регуляции внутренней среды
живого организма и формирования
его поведения, что в целом
определяет возможность относительно
длительного существования
Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию.
Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая - прячется за него.
Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические
процессы описывают три основные
стороны душевной жизни человека:
познание, чувство и волю. Соответственно
в психических процессах
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются, прежде всего, динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.
Психические
свойства - наиболее устойчивые и существенные
особенности, отличающие человека или
группу людей от других. К психическим
свойствам относятся
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.
Активность обеспечивает поведение человека - его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшей
формой человеческой активности является
деятельность. Деятельность - сознательно
регулируемая активность, направленная
на познание и преобразование внешнего
мира и самого человека. Основные виды
деятельности человека - игра, учение,
труд, творчество. Именно в деятельности
формируются основные свойства личности,
развиваются ее способности. Изучая
психику человека, психология уделяет
особое внимание различным видам
человеческой деятельности, тому, как
в ней проявляется, формируется
и развивается человек. Итак, психология
- наука, которая изучает психику.
Психика человека обеспечивает внутреннюю
регуляцию его активности, выражающуюся
в его поведении и
Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.
В психологии эта проблема рассматривается в аспекте возникновения и развития психики в филогенезе. Термин «филогенез» произошел от греч. phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и означает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции, а применительно к психике - ее изучение как продукта эволюции.
Информация о работе Развитие психики в филогенезе и онтогенезе