Развитие психики и сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

Работа содержит 1 файл

Развитие психики и сознания.docx

— 45.01 Кб (Скачать)

         Инстинкты- это акты взаимодействия организма со средой, механизмом которых является система безусловных рефлексов.

         Инстинктивно деятельность часто охватывает и механизмы тропизмов. Научное объяснение происхождения инстинктов дал Ч. Дарвин (1809 -1882), доказав, что строение поведения животных представляет собой органическое единство и становится результатом естественного отбора, тех изменений в физической организации и поведении, которые были вызваны внешними условиями и закрепились в организме в результате целесообразности их для жизнедеятельности организмов. Различают инстинкты питания, размножения, самосохранения и другие формы родового или видового приспособления к окружающей среде.

      Инстинктивные формы поведения - это большой силы мотив для организма. В зависимости от условий жизни и состояния организма возникают, чередуясь, те или другие акты поведения, размножения, защиты, акты связанные с питанием, и т.д. Инстинктивные действия в индивидуальной жизни животных могут изменяться. Например, можно добиться "мирного" сосуществования лисы и курицы, кошки и мыши. Однако такое индивидуальное изменение инстинкта наследственно не передается. 

  1. Сознание  как высший этап развития.

       Сознание - высшая, свойственная человеку  форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека  внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается  познание и преобразование окружающей  действительности.

       Функция сознания заключается  в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, что обеспечивает  разумное регулирование поведения  и деятельности человека. В сознание  человека включено определенное  отношение к окружающей среде,  к другим людям.

Выделяют  следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. 

  1. Предпосылки возникновения сознания

   Тайна происхождения сознания есть тайна  происхождения человека, которая  ввиду отсутствия строгой теории антропогенеза до конца не разгадана. В истории познания высказывались разные представления на сей счет. Представители концепции абиогенезанастаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т. д. Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения Земли инопланетянами. Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

   По  сей день важным объектом спора остается вопрос о «механизме» перехода от животного к человеку. В частности, однаиз точек зрения на сей счет заключается в том, что человек —результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы, обусловленного процессами космического масштаба.

   Основа  трудовой теории антропогенеза была заложена вдиалектико-материалистической философии и базировалась наматериалистической теории эволюции (исторического развития)органического мира Земли.

   Трудовую  теорию антропогенеза можно свести к четыремосновным положениям:

   1.  Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Какговорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание — это первое условие человеческой жизни (об особенностях труда см. далее).

   2.  Сознание с самого начала есть общественный продукт, остается им до сих пор, пока вообще существуют люди — и в этом его сущность.

   3. Вместе с тем, как подчеркивал  Ф. Энгельс, сначала труд, а 
вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми 
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков — к языку.

4.  Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямо хождению и, следовательно, к развитию руки. Это позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию орудий труда.

6. Роль труда и орудий деятельности  в возникновении сознания

      В развитии сознания решающую  роль сыграл труд. Труд — «первое  основное условие всей человеческой  жизни, и притом в такой степени,  что мы в известном смысле  должны сказать: труд создал  самого человека» (4), — писал  Ф. Энгельс. Труд — особый  вид взаимодействия человека  и природы, в котором человек  осуществляет сознательно поставленную  цель. 
Трудовая деятельность — не приспосабливание человека к природе, которое присуще животному, а изменение ее. 
     Связующее звено между человеком и природой — орудия его труда. Во время общения в совместном труде у людей появилась потребность что-либо сказать друг другу. Эта потребность, породившая язык, создала понятия как силу, непосредственно влияющую на развитие сознания. Благодаря языку человек стал обладать не только индивидуальным опытом, но и опытом ранее существовавших поколений. Вместе с тем труд развивал и продолжает развивать самосознание человека.

    1. Характеристики сознания

       В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.

      1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.

       2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.

Помимо  этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру  сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в  общественных отношениях. Выделение  себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.

       3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.

        4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений. 
 
 
 

Заключение

      Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.

     Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

    Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть определена и выражена в слове.

      Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание человека. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления.

      Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.

     Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1.  Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.  
2.  Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.  
3.  Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.  
4.   Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)  
5.    Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.  
6.   Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)  
7.  Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.  
8.  Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538с. 

Интернет  источники:

  1. http://www.psyarticles.ru/
  2. http://www.psychologos.ru/

Информация о работе Развитие психики и сознания