Развитие психики и сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:46, реферат

Описание работы

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета, но если в каждой науке предмет и объект разграничены, то в психологии такое разграничение вызывает определенные трудности, так как здесь и объектом и предметом является человек.

Работа содержит 1 файл

Развитие психики и сознания.docx

— 45.01 Кб (Скачать)

    Введение

      Каждая конкретная наука отличается  от других наук особенностями  своего предмета, но если в  каждой науке предмет и объект  разграничены, то в психологии  такое разграничение вызывает  определенные трудности, так как  здесь и объектом и предметом  является человек.  
      Само определение психологии появилось в 16 веке в западноевропейских текстах, в переводе с латинского – психология, дословно, понимание, знание души. Оно носит как научный, так и житейский характер. Научное же отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и общечеловеческого опыта открывает законы, которые правят миром. Но только к середине19 века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, однако это не значит, что до этого представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они были частью философии, педагогики, медицины.  
      В основе научных психологических знаний лежит учение о психике человека, то есть, о ее свойствах (характере, темпераменте, способностях), процессах (ощущении, восприятии, мышлении и т.п.) и состояниях (апатия, гнев, фрустрация).  
       Я считаю что, важнейшим этапом в понимании психологии, является изучение эволюции психики и развития высших психических функций человека, так как это является основой его активности и поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  психики в филогенезе.

    Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма

              Возникновение психики. 
           С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни.  
    В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным продуктом эволюции. 
    Существовало множество точек зрения относительно того, когда и на каком  этапе эволюции жизни возникла психика. 
          Согласно одной из них психика присуща всей природе, делая ее «одухотворенной» (Ж. Робине, Г. Фехнер). Данная теория получила название панпсихизм . 
          Другие ученые связывали психику только с появлением человека –  
    антропопсихизм (Р. Декарт). 
          Распространенным было и мнение, что психика является свойством всякой живой материи – биопсихизм (Э. Геккель, В. Вундт). 
    Эти взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения. 
           Развитие психики в филогенезе — качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к персептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения ..

Развитие  психики имеет 3 аспекта:

  1. Возникновение и развитие психики в животном мире;
  2. Возникновение и развитие человеческого сознания;
  3. Развитие психики в онтогенезе человека.
  4. Раздражимость и чувствительность.

       С предлагаемым А.Н. Леонтьевым критерием психики связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность.

       Раздражимость - (irritability) -  свойство отдельных видов ткани, которое позволяет им специфическим образом реагировать на внешние стимулы. Раздражимость присуща нервным клеткам, которые в ответ на поступающую стимуляцию могут генерировать и передавать электрические импульсы, а также мышечным клеткам, которые сокращаются при воздействии на них нервных импульсов.

       Чувствительность - свойство животных и человека воспринимать раздражения из внешней среды и от собственных тканей и органов. У животных, обладающих нервной системой, специализированные чувствительные клетки (рецепторы) имеют высокую избирательную чувствительность к различным раздражителям.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Основные виды чувствительности: тактильная (прикосновение), болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов. Если раздражимость выражается в объективно фиксируемой тенденции к изменению внутреннего состояния организма под влиянием внешних воздействий, то чувствительность предполагает субъективный аспект психического отражения действительности, появляющийся вместе с реакцией на абиотические раздражители.                                                                                                                         Чувствительность дополняет двигательное реагирование на какой-либо агент внутренним переживанием, ощущением воздействующего объекта. Чувствительность как способность к ощущению в онтогенезе составляет основу высших форм психической организации — сознания и личности, а в филогенезе обозначает эволюционный переход от пассивного отражения различных влияний среды к активному познанию мира.

  1. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира.

          Движущая сила всякого развития – борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики.  Развитие носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности. Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатая, кольцевая, радиальная и т.д. Она обеспечивает целостное функционирование организма. Чувствительность возникает на базе раздражительности как всеобщего свойства живой материи. Она есть первое проявление психики и показатель ее возникновения.

     Леонтьев  выделяет 3 стадии развития психики.  Согласно Фарби, в пределах  каждой стадии могут быть различные  уровни: низший, высший и наивысший.

Различают следующие  основные стадии развития психики животных:

  • Элементарная сенсорная психика;
  • Перцептивная психика;
  • Интеллект.

 Стадия элементарной сенсорной психики

        Характерная особенность этой  стадии развития психики заключается  в том, что поведение животных  обусловливается действием на  организм отдельных свойств предметов, в окружении которых живут животные, - химических, световых, температурных и т.п. Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые обитают в воде, земноводные и пресмыкающихся, у которых нет предметного восприятия. На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, осязанию, запахам, двигательная чувствительность, в результате чего возникают и развиваются анализаторы - касательный, зрительный, обоняние и слуховой.

       Уровень развития анализаторов  и рецепторной их части зависит  от особенностей условий жизни  живых существ. Да, у пауков, насекомых  хорошо развита касательная чувствительность (на щупальцах, крылышках). Химическая  чувствительность развита у пауков  и других беспозвоночных. Она  дифференцируется в них на  обонятельную и вкусовую чувствительность. Насекомые чувствительны к очень  незначительным запахам. Пчела  отличает запах оранжевой кожуры  от 43 эфирных запахов. Пчелы реагируют  на запах, не принимают чужих  пчел.  Общеизвестна чувствительность насекомых к температурным изменениям, зрительная чувствительность. Пчелы различают цвета и формы цветов, но не геометрические фигуры. Большинство насекомых являются глухими. Лишь те из них имеют слух, которые собственными движениями (крылышками) вызывают достаточно интенсивные колебания звуковых волн. 

Стадия  перцептивной психики 

     Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает. Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры. Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы - по 10-20 секунд, у собаки - до 10 минут, у обезьяны - до 16 - 48 часов. Продолжительность хранения образов памяти - ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.

        На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения - не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития. Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).

Стадия  интеллекта

       Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но у антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития. Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьянам, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.

        И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллекта животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия. Для стадии интеллекта характерно решение задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, апельсин и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду. Ставилась задача: "догадается" ли обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе.

         Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самые сложные из них были двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазные задания). В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пище, гневе, страхе, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.

     Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно лобных долей и при фронтальных их зон. Если у обезьяны уничтожить часть этих зон, то решение ими двухфазных задач становится невозможным. Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающим и достигла самого высокого уровня развития у человекоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания. Для всех стадий психического развития животных характерны фиксированность и индивидуальная изменчивость поведения. Фиксированными формами поведения, которые передаются наследственно, являются инстинктивные формы поведения.

Информация о работе Развитие психики и сознания