Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:38, методичка
Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Образовательная программа
объединения «Школа творческого развития»
по развитию пальчиковой моторики
для детей дошкольного возраста (4-7лет)
на 2 года обучения.
АВТОР: учитель начальных классов
СТЕПАНОВА Е.А.
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы:
обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;
подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
мелкая моторика;
речевое развитие.
занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Научить детей владеть графическими навыками письма
2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Отличительные особенности данной программы:
Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм:
беседа
экскурсия
дидактическая игра
ролевая игра
физические упражнения
коллективное творчество
анкетирование
индивидуальная корректировка действий.
Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор»; «мозаика»
должны уметь:
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
виды штриховки (простая и комбинированная);
виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;
должны уметь:
изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
плести косички из ниток;
выполнять шнуровку.
вырезать симметричные детали;
Формы подведения итогов реализации программы:
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
тестирование по индивидуальным карточкам,
самостоятельные работы,
беседа, выступления
выставки графических работ
участие в конкурсах
Учебно-тематический план.
1год обучения – 72 часа
№ |
Содержание | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Диагностика | 1 ч | - | 1 ч |
2 | Пальчиковая гимнастика | 4 ч | - | 4 ч |
3 | Оригами | 10 ч | 1 ч | 9 ч |
4 | Конструирование | 13 ч | 3 ч | 10 ч |
5 | Графические упражнения | 24 ч | 3 ч | 21 ч |
6 | Игры и действия с предметами | 20 ч | 3 ч | 17 ч |
| Итого: | 72 ч | 10 ч | 62 ч |