Развитие пальчиковой моторики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:38, методичка

Описание работы

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Работа содержит 1 файл

про ддло.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Образовательная программа

объединения «Школа творческого развития»

по развитию пальчиковой моторики

  для детей дошкольного возраста (4-7лет) 

на 2 года  обучения.

 

 

 

 

 

 

АВТОР: учитель начальных классов

СТЕПАНОВА Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна программы:

        обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;

        подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

        разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

        мелкая моторика;

        речевое развитие.

        занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

 

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

Обучающие:

1.       Научить детей владеть графическими навыками письма

2.       Формировать навыки исполнительского мастерства.

3.       Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

1.       Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.       Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.       Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитывающие:

1.       Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

2.       Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.       Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Отличительные особенности данной программы:

Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм:

        беседа

        экскурсия

        дидактическая игра

        ролевая игра

        физические упражнения

        коллективное творчество

        анкетирование

        индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

        пальчиковая гимнастика

        оригами

        конструирование

        графические упражнения

        игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами”  дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

        Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

        Овладение разными видами трудовой деятельности.

        Умение создавать художественный образ своего изделия.

        Овладение приемами работы с разными инструментами.

        Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

        Овладение нормами этики поведения.

 

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

 

 

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:             

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать:

        виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

        свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

        понятие “оригами”, “шаблон”;

        виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

        основные правила склеивания;

        понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь:

        применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

        пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;

        работать с трафаретами;

        изготавливать детали по шаблону;

        застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

        завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

 

К концу второго года обучения дети

должны знать:

        виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);

        виды штриховки (простая и комбинированная);

        виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);

        понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;

        понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь:

        изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;

        пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;

        плести косички из ниток;

        выполнять шнуровку.

        вырезать симметричные детали;

Формы подведения итогов реализации программы:

              В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

       тестирование по индивидуальным карточкам,

       самостоятельные работы,

       беседа, выступления

       выставки графических работ

       участие в конкурсах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

1год обучения – 72  часа

 

 

Содержание

                     Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

10 ч

1 ч

9 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

5

Графические упражнения

24 ч

3 ч

21 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч

 

Итого:

72 ч

10 ч

62 ч

Информация о работе Развитие пальчиковой моторики