Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
В данной курсовой работе решались следующие задачи:
1) Исследовать основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии.
2) Описать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения межличностных отношений в психологии 6
1.1. Роль межличностных отношений в формировании личности 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития межличностных отношений подростка со сверстниками 19
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента 20
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования межличностных отношений подростков со сверстниками 24
Заключение 28
Список литературы 29
Экспериментальный материал: листы с ответами испытуемых на предложенные ранее вопросы (2 листа) обрабатываются, имеющаяся на них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.
Ход проведения: члены группы собираются в каком-либо помещении, получают листы для записи ответов и инструкцию.
Инструкция: « Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.
1. Кого из членов вашего класса вы по своему желанию включили бы в состав нового класса? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1в порядке предпочтения.
2. Кого из членов вашего класса вы, напротив, не хотели бы видеть в составе нового класса? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения»
Обработка и интерпретация результатов: более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе). Можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы- мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.
Шкала психологической атмосферы
(Ф. Фидлер – Ю.Л. Ханин) (Приложение 2) [8]
Цель методики: оценка психологической атмосферы в группе. Предложена Ф.Фидлером и адаптирована Ю.Л.Ханиным. Оценка производится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений.
Экспериментальный материал: таблица с противоположными по смыслу парами слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей.
Ход проведения: испытуемым выдаются бланки с таблицей, в которой они должны поместить знак «х» в зависимости от того, как выражен признак в классе.
Обработка результатов:
Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка "х", поставленного испытуемым, от 1 до 7 баллов.
1. Соединив значки, поставленные испытуемым, можно построить профиль оценки им психологического климата класса.
2. Вычислив средние значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели.
Сопоставление общегрупповых показателей с индивидуальными позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в классе.
Семантический дифференциал[8]
(Ч. Осгуд) (Приложение 3)
Цель:
2.2
Анализ и обобщение
Исходя из данных матрицы, при помощи социометрического индекса разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений деленной на число членов без одного, по первому критерию (Положение испытуемого в системе межличностных отношений), были получены следующие результаты, представленные в рис.1:
Рис.1
Индекс групповой сплоченности
на эмоционально-межличностном
Исходя из данных матрицы, подсчитаны следующие показатели: общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы равно 27. Максимально возможное число взаимных выборов в данной группе равно 91. Таким образом, индекс групповой сплоченности равен:
Как видно из результатов исследования положения испытуемых в системе межличностных отношений, большинство испытуемых (57%) занимают благоприятный социометрический статус. Неблагоприятный статус («пренебрегаемые» и «изолированные») занимают 43% учеников.
По второму критерию (Оценка психологической атмосферы) из таблицы диагностической программы были получены следующие результаты, представленные в таблице № 1:
Табл. 1
Имя/фамилия ученика |
итоговый показатель оценки психологической атмосферы |
Ричард Ф. |
45 |
Наташа Б. |
25 |
Катя Г. |
62 |
Вадим Р. |
52 |
Женя П. |
50 |
Рита Б. |
60 |
Денис К. |
34 |
Саша Г. |
59 |
Федя М. |
21 |
Миша Ж. |
43 |
Настя Б. |
26 |
Вова К. |
27 |
Наташа Х. |
55 |
Катя С. |
61 |
Средний балл по группе |
44,2 |
Исследование психологического климата группы показало, что большинство испытуемых (64,2%) дают высокую оценку психологической атмосферы класса. Среднегрупповой показатель равен 44,2 баллам, что является довольно высоким результатом и свидетельствует о благоприятном климате группы.
Для изучения отношения школьников к своему «я» и участникам группы (третий критерий из таблицы) мы использовали методику семантического дифференциала Ч. Осгуда, которая представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Используя полярные характеристики школьники определяли свое отношение к себе и окружающим людям. Ответ по каждому пункту шкалы оценивался от 1 до 7 баллов, далее при групповой обработке мы подсчитали средний показатель по каждому пункту шкалы, который составляет от 1.0 до 7.0 баллов. Таким образом, в ходе исследования отношения ученика к участникам группы были получены следующие среднегрупповые оценки по каждой шкале:
Рис. 2
Как видно из результатов исследования большинство учеников дают самые высокие оценки другим участникам группы по таким характеристикам как «стоящий», «хороший» и «приятный». Но в целом, из показателей всех десяти шкал, среднегрупповой показатель отношения испытуемых к другим участникам группы оценивается средним баллом (3,9) в диапазоне от 1 (самая низкая оценка) до 7 (самая высокая оценка).
В процессе исследования отношения испытуемых к своему «я» были получены следующие результаты представленные ниже на рис. 3:
Рис. 3
Большинство учеников дают самые высокие оценки по таким характеристикам как «стоящий», «хороший», «содержательный» и «приятный». Но, в целом, анализируя все десять шкал, видно, что среднегрупповой показатель отношения испытуемых к своему «я» равен 5 т.е является достаточно высоким .
В ходе проведенного исследования поставленная ранее гипотеза, гласящая о том, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на
-исследование положения испытуемого в группе
-оценку уровня
-исследование отношения к себе и сверстнику
подтвердилась. Обработка данных дали нам целостную картину системы межличностных отношений со сверстниками в данной группе.
Заключение (здесь плохое заключение, нужно переписать)
В настоящее время проблема развития межличностных отношений подростков привлекла внимание многих психологов во всем мире. Этот интерес далеко не случаен. В подростковом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений со сверстниками, которые в значительной степени определяют становление его личности. Общение со своими сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. От успешности развития межличностных отношений в этом периоде зависит дальнейшее развитие личности в целом.
В своем экспериментальном исследовании, с помощью диагностической программы, мы получили такие результаты как положение испытуемых в системе межличностных отношений, оценку психологической атмосферы класса, отношение учеников к другим членам группы и собственному «я», т.е попытались всесторонне изучить особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками .
В ходе исследования были реализованы задачи. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития межличностных отношений. Большинство авторов подчеркивало значимость переходного возраста т.к. именно в подростковый период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Именно в этот период ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Важно изучать не только новообразования этого возраста, но и факторы, влияющие на них. К таким факторам, несомненно, относятся межличностные взаимоотношения.
Список литературы
1.Абрамова, Г. С. Возрастная
психология: учеб. пособие для вузов.-М.;
2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин- С-Пб.,1994.
3.Агеев, В.С. Психология межгрупповых отношений: учеб. пособие для вузов./В.С.Агеев- М.,1993г.
4.Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник.-М.; Аспект Пресс, 2000.-288с.
5.Бодалев, А.А. Восприятие
и понимание человека
6.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебник.-М.;1968- 446с.
7.Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии.: собр. соч.,1984г.
8.Гуревич, К.М. Психодиагности
9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Колюцкий.-М.: тц Сфера, 2004- 464с.
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/ Вступительная статья А.А. Бодалева.-М.: изд. «Институт практической психологии», 1998- 368с.
11.Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003-кн.3: психодиагностика. Введение в науч-е психологическое исследование с элементами математической статистии.-640с.
12.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448с.
13.Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Знание,1982г
14.Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987.
15.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн.- М.: изд-во Владо-Пресс,- 2003- кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384с.
16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000.
17.Сидоренков, В.С. Конференция по психологии отношений/ В.С. Сидоренков// Научная жизнь.- 2007.-№1.-С.42-48.
18.Шевандрин, Н.Н. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности: учеб. пособие.-М.,Владос,-2001г.
19. Энциклопедия психологических тестов.( Общение, лидерство, межличностные отношения.)-М.,1997г.
20. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.-М.,2001г.
Информация о работе Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками