Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
В данной курсовой работе решались следующие задачи:
1) Исследовать основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии.
2) Описать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения межличностных отношений в психологии 6
1.1. Роль межличностных отношений в формировании личности 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития межличностных отношений подростка со сверстниками 19
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента 20
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования межличностных отношений подростков со сверстниками 24
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

новая 3.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

 Экспериментальный материал: листы с ответами испытуемых на предложенные ранее вопросы (2 листа) обрабатываются, имеющаяся на них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Ход проведения: члены группы собираются в каком-либо помещении, получают листы для записи ответов и инструкцию.

Инструкция: « Ваша группа (класс) существует уже давно. За время совместной жизни и общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга, и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение и неуважение друг  другу и т.п. Не все, очевидно, складывалось гладко и образовавшиеся между вами отношения далеки, по-видимому, от идеала. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе (классе), кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав класса. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

1. Кого из членов вашего класса вы по своему желанию включили бы в состав нового класса? Запишите этих людей на листе бумаги под номером 1в порядке предпочтения.

2. Кого из членов вашего класса вы, напротив, не хотели бы видеть в составе нового класса? Запишите их под номером 2 в порядке отклонения»

Обработка и интерпретация  результатов: более детальную и наглядную картину отношений, сложившихся в группе (классе). Можно получить, построив специальные диаграммы, называемые социограммами. Это - выполненные по определенной схеме рисунки, на которых при помощи соответствующих условных обозначений  отмечаются все выявленные в исследованной группе выборы и отклонения. Чаще всего строятся так называемые социограммы- мишени и индивидуальные социограммы, относящиеся к данному испытуемому, к лидеру и отвергаемому большинством членов группы.

Шкала психологической  атмосферы

(Ф. Фидлер – Ю.Л. Ханин) (Приложение 2) [8]

Цель методики: оценка психологической атмосферы в группе. Предложена Ф.Фидлером и адаптирована Ю.Л.Ханиным. Оценка производится с помощью биполярной шкалы взаимоотношений.

Экспериментальный материал: таблица с противоположными по смыслу парами слов, с помощью которых можно оценить взаимоотношения в любой группе людей.

Ход проведения: испытуемым выдаются бланки с таблицей, в которой они должны поместить знак «х» в зависимости от того, как выражен признак в классе.

Обработка результатов:

 Ответы по всем шкалам оцениваются по положению значка "х", поставленного испытуемым, от 1 до 7 баллов.

1. Соединив значки, поставленные  испытуемым, можно построить профиль оценки им психологического климата класса.

2. Вычислив средние  значения оценок по каждой паре слов, можно получить среднегрупповые показатели.

Сопоставление общегрупповых  показателей с индивидуальными  позволяет выделить тех школьников, которые дают заниженные или завышенные оценки по всем показателям. Заниженные оценки могут рассматриваться как свидетельство неудовлетворенности положением в классе.

Семантический дифференциал[8]

(Ч. Осгуд) (Приложение 3)

Цель:

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ и обобщение результатов  исследования межличностных отношений  подростков со сверстниками

Исходя из данных матрицы, при помощи социометрического индекса разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений деленной на число членов без одного, по первому критерию (Положение испытуемого в системе межличностных отношений), были получены следующие результаты, представленные в рис.1:

Рис.1

Индекс групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне подсчитывается по формуле 

Исходя из данных матрицы, подсчитаны следующие показатели: общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы равно 27. Максимально возможное число взаимных выборов в данной группе равно 91. Таким образом, индекс групповой сплоченности равен:

Как видно из результатов  исследования положения испытуемых в системе межличностных отношений, большинство испытуемых (57%) занимают благоприятный социометрический статус. Неблагоприятный статус («пренебрегаемые» и «изолированные») занимают 43% учеников.

По второму критерию (Оценка психологической атмосферы) из таблицы диагностической программы были получены следующие результаты, представленные в таблице № 1:

Табл. 1

Имя/фамилия ученика

итоговый показатель оценки психологической атмосферы

Ричард Ф.

45

Наташа Б.

25

Катя Г.

62

Вадим Р.

52

Женя П.

50

Рита Б.

60

Денис К.

34

Саша Г.

59

Федя М.

21

Миша Ж.

43

Настя Б.

26

Вова К.

27

Наташа Х.

55

Катя С.

61

Средний балл по группе

44,2


Исследование психологического климата группы показало, что большинство испытуемых (64,2%) дают высокую оценку психологической атмосферы класса. Среднегрупповой показатель равен 44,2 баллам, что является довольно высоким результатом и свидетельствует о благоприятном климате группы.

Для изучения отношения  школьников к своему «я» и участникам группы (третий критерий из таблицы) мы использовали методику семантического дифференциала Ч. Осгуда, которая представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Используя полярные характеристики школьники определяли свое отношение к себе и окружающим людям. Ответ по каждому пункту шкалы оценивался от 1 до 7 баллов, далее при групповой обработке мы подсчитали средний показатель  по каждому пункту шкалы, который составляет от 1.0 до 7.0 баллов. Таким образом, в ходе исследования отношения ученика к участникам группы были получены следующие среднегрупповые оценки по каждой шкале:

Рис. 2

Как видно из результатов  исследования большинство учеников дают самые высокие оценки другим участникам группы по таким характеристикам как «стоящий», «хороший» и «приятный». Но в целом, из показателей всех десяти шкал, среднегрупповой показатель отношения испытуемых к другим участникам группы оценивается средним баллом (3,9) в диапазоне от 1 (самая низкая оценка) до 7 (самая высокая оценка).

В процессе исследования отношения испытуемых к своему «я» были получены следующие результаты представленные ниже на рис. 3:

Рис. 3

 

Большинство учеников дают самые высокие оценки по таким  характеристикам как «стоящий», «хороший», «содержательный» и «приятный». Но, в целом, анализируя все десять шкал, видно, что среднегрупповой показатель отношения испытуемых к своему «я» равен 5 т.е является достаточно высоким .

В ходе проведенного исследования поставленная ранее гипотеза, гласящая о том, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на

-исследование положения испытуемого в группе

-оценку уровня психологической  атмосферы

-исследование отношения  к себе и сверстнику

подтвердилась. Обработка данных дали нам целостную картину системы межличностных отношений со сверстниками в данной группе.

 

Заключение (здесь плохое заключение, нужно переписать)

В настоящее время проблема развития межличностных отношений подростков привлекла внимание многих психологов во всем мире. Этот интерес далеко не случаен. В подростковом возрасте у ребенка возникают сложные и разнообразные виды отношений со сверстниками, которые в значительной степени определяют становление его личности. Общение со своими сверстниками- ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. От успешности развития межличностных отношений в этом периоде зависит дальнейшее развитие личности в целом.

В своем экспериментальном  исследовании, с помощью диагностической  программы, мы получили такие результаты как положение испытуемых в системе межличностных отношений, оценку психологической атмосферы класса, отношение учеников к другим членам группы и собственному «я», т.е попытались всесторонне изучить особенности развития межличностных отношений подростков со сверстниками .

В ходе исследования были реализованы задачи. Проведен теоретический  анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития межличностных отношений. Большинство авторов подчеркивало значимость переходного возраста т.к. именно в подростковый период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Именно в этот период ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе. Важно изучать не только новообразования этого возраста, но и факторы, влияющие на них. К таким факторам, несомненно, относятся межличностные взаимоотношения.

 

 

 

Список  литературы

1.Абрамова, Г. С. Возрастная  психология: учеб. пособие для вузов.-М.;Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000.- 823с.

2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин- С-Пб.,1994.

3.Агеев, В.С. Психология  межгрупповых отношений: учеб. пособие для вузов./В.С.Агеев- М.,1993г.

4.Андреева, Г.М. Социальная  психология: учебник.-М.; Аспект Пресс, 2000.-288с.

5.Бодалев, А.А. Восприятие  и понимание человека человеком.: учеб. пособие для вузов -М.,1982г.

6.Божович, Л.И. Личность  и ее формирование в детском возрасте: учебник.-М.;1968- 446с.

7.Выготский, Л.С. Вопросы  детской (возрастной) психологии.: собр. соч.,1984г.

8.Гуревич, К.М. Психодиагностика: учеб. пособие.-М.,1997-с86-89.

9.Кулагина, И.Ю. Возрастная  психология: учеб. пособие для вузов/ В.Н. Колюцкий.-М.: тц Сфера, 2004- 464с.

10. Мясищев, В.Н. Психология отношений: под ред. А.А. Бодалева/ Вступительная статья А.А. Бодалева.-М.: изд. «Институт практической психологии», 1998- 368с.

11.Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. Учеб. заведений: в 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003-кн.3: психодиагностика. Введение в науч-е психологическое исследование с элементами математической статистии.-640с.

12.Обухова, Л.Ф. Возрастная  психология: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 448с.

13.Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.-М.: Знание,1982г

14.Петровский А.В., Абраменкова  В.В. Социальная психология: учебное  пособие для студентов пед.  Институтов. - М.: Просвещение, 1987.

15.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн.- М.: изд-во Владо-Пресс,- 2003- кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.- 384с.

16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2000.

17.Сидоренков, В.С. Конференция по психологии отношений/ В.С. Сидоренков// Научная жизнь.- 2007.-№1.-С.42-48.

18.Шевандрин, Н.Н. Психодиагностика. Коррекция и развитие личности: учеб. пособие.-М.,Владос,-2001г.

19. Энциклопедия психологических тестов.( Общение, лидерство, межличностные отношения.)-М.,1997г.

20. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. пед. Вузов/ сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.-М.,2001г.




Информация о работе Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками