Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.
В данной курсовой работе решались следующие задачи:
1) Исследовать основные подходы к проблеме межличностных отношений в психологии.
2) Описать особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения межличностных отношений в психологии 6
1.1. Роль межличностных отношений в формировании личности 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений в подростковом возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития межличностных отношений подростка со сверстниками 19
2.1. Цели, задачи, методы эксперимента 20
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования межличностных отношений подростков со сверстниками 24
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

новая 3.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Существует такая закономерность: чем лучше складываются межличностные отношения в группе, тем более благоприятнее условия для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития стоит от коллектива, и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистическим), тем больше возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

1. Межличностные отношения, складывающиеся в группе, оказывают существенное влияние на психологию и поведение личности, т.к. человек, включенный в систему групповых отношений, усваивает социальные нормы, ценностные ориентации и духовную культуру в процессе взаимодействия с другими людьми.

2. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям.

3. Взаимоотношения - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся образование, а динамичная, подверженная многочисленным внешним и внутренним воздействиям развивающаяся система. Межличностные отношения преобразовываются и развиваются со временем, в течение которого люди узнают друг друга, и в зависимости от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются.

4. Под влиянием многих факторов межличностные отношения могут становиться конфликтными или превращаться в коллективистические. Неблагоприятные отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющее структуру личности.

 

1.2 Особенности  развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Подростковый возраст - сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физиологическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.

Л. И. Божович отмечала, что к  началу переходного возраста в общем  психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию в жизни. Л. И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он все равно всем существом своим направлен в будущее, хотя  «это будущее представляется ему еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л. И. Божович писала: «В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенку к миру и к самому себе. Развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь». [6]

Но стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, и поэтому он находит свое место в детском обществе.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над  взрослым. Межличностные отношения со сверстниками чрезвычайно важны для формирования личности в полном смысле этого слова. На их фоне формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе оральных норм,- это и есть личность. [7]

 Для подростка складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма- то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует,- это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков - достоинство, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В среде подростков поступки каждого по отношению к товарищу, группе, классу не остаются незамеченными и оцениваются как соответствующие или несоответствующие этим нормам.[12] Все исследователи психологи отрочества, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

В этот период учебная  деятельность для подростка отступает  на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменах. Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. [1] Происходящие в начале подросткового возраста сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию межличностных отношений со сверстниками в глубь.

У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, также проявляется  в том, что общение сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. [9]

Общение со сверстниками - ведущий тип деятельности в этом возрасте. Для ребенка в этот возрастной период важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. В этот период детей тянет друг к другу. Отношения с окружающими - наиболее важная сторона жизни подростка. Если потребность в полноценном общении со сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. [20]

Подросток чувствителен к оценке его окружающими. Отсюда известная ранимость, колебания в его настроении. Неудачи в межличностных отношениях могут привести к развитию чувства неуверенности, робости, застенчивости.

В подростковом периоде  происходит становления различных  по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Интересно складывается система отношений с учителем: то место, которое занимает ребенок внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. [9]

Для подростка отношения  со сверстниками выделяются в сферу  его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно.

У подростка очень  ярко проявляется желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушения дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация - искреннее осуждение коллектива, товарищей, нежелание общаться, а самое тяжелое наказание - открытый или негласный бойкот. Переживание одиночества тяжко и невыносимо для подростка. [2]

Заинтересованность подростка  в уважении и признании сверстников  делает его чутким к их мнениям  и оценкам. На их основе он оценивает свое положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы, что не мало важно для самооценки личности подростка.

Выводы:

1. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым, поскольку у подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

2. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеского взаимопонимания дает подростку чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия.

3. Неблагополучие в межличностных отношениях тяжело переносятся подростком, и порождает тяжелые переживания.

4. Вне общества сверстников, ребенок не может выработать необходимых взрослому качеств т.к. в нем идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон жизни.

 

Выводы:

1.Межличностные отношения  играют важную роль в жизни каждого человека оказывая существенное влияние на развитие личности т.к. человек, включенный в систему групповых отношений, усваивает социальные нормы, ценностные ориентации и духовную культуру в процессе взаимодействия с другими людьми, и лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. 

2. Межличностные отношения преобразовываются и развиваются со временем, в течение которого люди узнают друг друга, и в зависимости от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются.

3. Под влиянием многих факторов межличностные отношения могут становиться конфликтными или превращаться в коллективистические. Неблагоприятные отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющее структуру личности.

4. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым, поскольку у подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым.

5. Развитие межличностных отношений со сверстниками в подростковый период необходимо, поскольку ребенок осваивает в этом возрасте  область моральных норм, и новую социальную ситуацию развития. Вне группы он не может выработать необходимых взрослому качеств для дальнейшего успешного формирования личности;

6. Неудачи в межличностных отношениях крайне тяжело переносятся подростками, порождают тяжелые переживания и расцениваются как личная драма.

7. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, также проявляется в том, что общение сверстников является очень важным каналом информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития межличностных  отношений подростка со сверстниками

2.1. Цели, задачи, методы эксперимента

На основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаем следующую  рабочую гипотезу для проведения исследования: мы предполагаем, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте возможно с помощью диагностической программы нацеленной на

-исследование положения испытуемого в группе

-оценку уровня психологической атмосферы

-исследование отношения  к себе и сверстнику

Цель: экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.

Задачи экспериментального исследования:

1) Составить диагностическую программу, направленную на изучение развития межличностных отношений подростков со сверстниками.

2) Апробировать диагностическую программу на практике.

3) Проанализировать результаты, обобщить и интерпретировать.

Для исследования нами разработана программа диагностики.

Методика проведения исследования развития межличностных  отношений подростков со сверстниками

1) Положение испытуемого в системе межличностных отношений

2) Оценка психологической  атмосферы

3) Отношение к значимым  другим и своему «я»

В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте от 12 до 13 лет.

Экспериментальная база:

 

Характеристика диагностической  программы, применяемой в исследовании

 

Изучаемые свойства, параметры психического явления или процесса

Описание диагностических приемов, применяемых для выявления состояния изучаемого свойства, параметра

1.

Положение испытуемого в системе  межличностных отношений 

Социометрическая методика

2.

Оценка психологической атмосферы

Шкала психологической атмосферы

(Ф. Фидлер – Ю.Л. Ханин)

 

3.

Отношение к значимым другим и своему «я»

Семантический дифференциал

(Ч.  Осгуд)


 

Краткая характеристика использованных методик:

Социометрическая методика [11]

(Приложение 1)

Социометрия – это  система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия.(впервые предложенная в 30-х годах Д. Морено).

Цель: эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

Информация о работе Развитие межличностных отношений подростков со сверстниками