Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:31, реферат
До недавнего времени исследования разных периодов зрелости не были широко представлены в психологической науке. Еще Б. Г. Ананьев указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социальной жизнью.
• Катексисная
(эмоциональная) гибкость против катексисного
обеднения. Эмоциональная гибкость
лежит в основе корректировок, к
которым люди среднего возраста должны
прибегать в тех случаях, когда
рушатся семьи, уходят друзья и старые
интересы перестают быть средоточием
жизни.
• Умственная
гибкость против умственной ригидности
– борьба со склонностью слишком
упорно придерживаться своих жизненных
правил и недоверчиво относиться
к новым идеям.
Кризис середины
жизни подразумевает
Характеристики кризиса
середины жизни :
• убывание
физических сил и привлекательности;
• осознание
расхождения между мечтами и
жизненными целями человека и действительностью
его существования;
• «социализация»,
принятие других людей как личностей,
как потенциальных друзей.
Идея кризиса середины
жизни, подобно кризису
В период кризиса
середины жизни,
• с одной
стороны, происходит переоценка прошлого
и неудовлетворенность
• с другой
стороны, появляются новые возможности
последовать за личными мечтами
и выбрать новое направление
приложению собственных усилий.
Можно сделать вывод,
что кризис середины жизни – это
процесс интенсивного и трудного
перехода, вызванного осознанием, что
адаптационный стиль, который был
адекватен в возрасте ранней зрелости,
стал неадекватным в возрасте средней
зрелости. Этот процесс включает изменение
во временном взгляде на будущее
от «времени рождения» до «времени,
оставшегося жить», обзор прошлых
и настоящих достижений и потерь,
переоценку личностных целей. Эти изменения
влияют на путь преодоления кризисных
явлений.
Ряд исследований, связанных
с проблемой кризиса, подтвердил,
что путь, которым человек проходит
середину жизни, зависит от следующих
переменных:
1) оценка (ценность);
2) временная ориентация;
3) способы преодоления;
4) базовая структура
личности (Р. Oles, 2000).
3.4.4.3. Развитие личности
в возрасте поздней зрелости,
пожилом и старческом
Центральные новообразования
в соответствии с функционально-стадиальной
периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):
• притязания
на завершенность жизненных планов
(36–40 лет);
• притязания
на расширение жизненных планов (40–44
года).
Собственное «Я»
все более лишается своего исключительного
положения. Преобразования внутреннего
мира, отношений являются следствием
главным образом сознательной саморегуляции
поступков самим человеком в
результате критического к себе отношения
и переоценки своих ценностей . Наблюдается
все усиливающаяся тенденция
довольствоваться тем, что есть, и
меньше думать о вещах, которые, скорее
всего, никогда не удастся достичь.
Отмечается отчетливая тенденция чувствовать
свое собственное положение вполне
удовлетворительным.
В исследованиях J. Rosen,
B. Neugarten (1960) доказано, что с возрастом
растет социальная активность, однако
она слабеет и понижается после
60 лет жизни.
Период старения
имеет свои особенности. Характерно,
что угасание физиологических возможностей
организма не идет параллельно с
психологическими и личностными
инволюционными процессами (табл. 48).
Таблица 48
Личностные типы
старения (К. Рощак, 1990)
Характерным для
пожилого человека является:
• смещение ряда
ведущих потребностей на нижние этажа
иерархии;
• «выпячивание»
отдельных потребностей (потребности
привязанности, страх одиночества,
потребности порядка, стабильности),
что нарушает диалектику потребностей
и затрудняет общий процесс саморегуляции;
• возникновение
«сдвоенных потребностей».
Задачи пожилого
возраста (R. J. Havighurst , 1953):
• приспособление
к убыванию физических сил и ухудшению
здоровья;
• приспособление
к выходу на пенсию и снижению доходов;
• приспособление
к смерти супруга (и);
• установление
прочных связей со своей возрастной
группой;
• выполнение социальных
и гражданских обязательств;
• обеспечение
удовлетворительных жизненных условий.
Р. Пэк (R. C. Peck, 1968) выделяет
наиболее важные проблемы, или конфликты
развития взрослого человека в возрасте
поздней зрелости:
• Дифференциация
Эго против поглощенности ролями.
Происходит переоценка собственного «Я»
помимо его профессиональной роли,
которая у многих людей вплоть
до их ухода на покой остается главной.
• Трансцендентация
тела против поглощенности телом. Изменение,
относящееся к способности
• Трансцендентация
Эго против поглощенности Эго. Имеет
особенно важное значение в старости.
Люди, встречающие старость без страха
и отчаяния, переступают через
близкую перспективу
Таблица 49
Стадии приближения
смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969)
Жизнь уходит поэтапно
– в обратном порядке по сравнению
с тем, как она развивается. Е.
М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре
стадии этого процесса:
• социальная
смерть характеризуется потребностью
умирающего изолироваться от общества,
замкнуться на самом себе и все
дальше и дальше отдаляться от живых
людей;
• психическая
смерть соответствует осознанию
человеком очевидного конца, экстравертированное
сознание угасает, уступая место
измененному состоянию сознания
и эффекту «вне собственного тела»,
появляющемуся под воздействием
эндорфинов – собственных «наркотиков»
мозга ( R . Moody , 1976) ;
• мозговая смерть
означает полное прекращение деятельности
головного мозга и его контроля
над различными функциями организма
;
• физиологическая
смерть соответствует угасанию последних
функций организма, обеспечивающих
деятельность его жизненно важных органов
.
Выводы
1. Зрелость представляет
собой наиболее ответственный
период жизни человека, ибо в
зрелости определяется
2. Формирование личности
определяется совокупностью
Психическое и социальное
развитие личности не ограничены какими-то
определенными отрезками
3. Период взрослости
характеризуется переходом к
независимости (Ю. Н.
4. В период взрослости
происходит усиление
5. Развитие взрослого
человека можно рассматривать
в контексте трех
6. Развитие личности
определяют через стадии
Информация о работе Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте