Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

До недавнего времени исследования разных периодов зрелости не были широко представлены в психологической науке. Еще Б. Г. Ананьев указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социальной жизнью.

Работа содержит 1 файл

к психологии.....docx

— 24.85 Кб (Скачать)

•    Катексисная (эмоциональная) гибкость против катексисного обеднения. Эмоциональная гибкость лежит в основе корректировок, к  которым люди среднего возраста должны прибегать в тех случаях, когда  рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы перестают быть средоточием  жизни.  

•   Умственная гибкость против умственной ригидности – борьба со склонностью слишком  упорно придерживаться своих жизненных  правил и недоверчиво относиться к новым идеям.  

Кризис середины жизни подразумевает значительное изменение в личности и жизненных  перспективах у лиц, вступающих в  середину жизни. Согласно Levinson (1986), типичный возраст для этого кризиса  между 40 и 45 годами, согласно Jagues (1965) или Gould (1978) – около 37 лет. В обширном обзоре литературы Kearl и Hoag (1984) отметили, что чаще начало кризиса относят  к 37,7 лет. Некоторые теории подчеркивают, что кризис середины жизни – это  общий феномен, поэтому практически  каждый человек, вступающий в середину жизни должен сам столкнуться  с трудностями: биологическими, психологическими и социокультурными признаками того, что половина жизни прошла, столкнуться  с изменением в семейных ролях  и профессиональном статусе, растущим осознанием своей собственной смертности. Другие теории, однако, указывают на то, что кризис середины жизни встречается  только у некоторых людей, в то время как другие минуют этот период жизни без каких либо явных  или скрытых признаков переживания  кризиса. Тем не менее, Costa, McCrae (1978), Kruger (1994) настаивали на том, что кризис середины жизни реальный психологический  феномен, включающий в себя переживания  повышенной тревожности и депрессивности.  

Характеристики кризиса  середины жизни :  

•    убывание физических сил и привлекательности;  

•   осознание  расхождения между мечтами и  жизненными целями человека и действительностью  его существования;  

•   «социализация», принятие других людей как личностей, как потенциальных друзей.  

Идея кризиса середины жизни, подобно кризису самоопределения (identity crisis), обращена в большей мере к феноменам, связанным с развитием, чем к патологическим феноменам. Это проявляется в существенном изменении точки зрения личности на жизнь. Конечно, кризис – это переходный период, процесс последовательных внутренних и внешних изменений. Все эти  изменения могут составлять период внутреннего беспорядка и внешних  страданий, предшествующих новой жизненной  позиции, описываемой Э. Эриксоном (1963) как генеративность (generativity). В процессе переживания кризиса человек  должен построить новую жизненную  структуру. Это значит, что он должен изменить или адаптировать свои собственные  убеждения, ценности, ожидания, чувства  и способы преодоления.  

В период кризиса  середины жизни,  

•   с одной  стороны, происходит переоценка прошлого и неудовлетворенность настоящим,  

•   с другой стороны, появляются новые возможности  последовать за личными мечтами  и выбрать новое направление  приложению собственных усилий.  

Можно сделать вывод, что кризис середины жизни – это  процесс интенсивного и трудного перехода, вызванного осознанием, что  адаптационный стиль, который был  адекватен в возрасте ранней зрелости, стал неадекватным в возрасте средней  зрелости. Этот процесс включает изменение  во временном взгляде на будущее  от «времени рождения» до «времени, оставшегося жить», обзор прошлых  и настоящих достижений и потерь, переоценку личностных целей. Эти изменения  влияют на путь преодоления кризисных  явлений.  

Ряд исследований, связанных  с проблемой кризиса, подтвердил, что путь, которым человек проходит середину жизни, зависит от следующих  переменных:  

1) оценка (ценность);  

2) временная ориентация;  

3) способы преодоления;  

4) базовая структура  личности (Р. Oles, 2000).  

3.4.4.3. Развитие личности  в возрасте поздней зрелости, пожилом и старческом  

Центральные новообразования  в соответствии с функционально-стадиальной  периодизацией Ю. Н. Карандашева (1991):  

•   притязания на завершенность жизненных планов (36–40 лет);  

•   притязания на расширение жизненных планов (40–44 года).  

Собственное  «Я»  все более лишается своего исключительного  положения.  Преобразования внутреннего  мира, отношений являются следствием главным образом сознательной саморегуляции  поступков самим человеком в  результате критического к себе отношения  и переоценки своих ценностей . Наблюдается  все усиливающаяся тенденция  довольствоваться тем, что есть, и  меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать  свое собственное положение вполне удовлетворительным.  

В исследованиях J. Rosen, B. Neugarten (1960) доказано, что с возрастом  растет социальная активность, однако она слабеет и понижается после 60 лет жизни.  

Период старения имеет свои особенности. Характерно, что угасание физиологических возможностей организма не идет параллельно с  психологическими и личностными  инволюционными процессами (табл. 48).  

Таблица 48  

Личностные типы старения (К. Рощак, 1990)  
 
 

Характерным для  пожилого человека является:  

•   смещение ряда ведущих потребностей на нижние этажа  иерархии;  

•   «выпячивание»  отдельных потребностей (потребности  привязанности, страх одиночества, потребности порядка, стабильности), что нарушает диалектику потребностей и затрудняет общий процесс саморегуляции;  

•   возникновение  «сдвоенных потребностей».  

Задачи пожилого возраста (R. J. Havighurst , 1953):  

•  приспособление к убыванию физических сил и ухудшению  здоровья;  

•  приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов;  

•  приспособление к смерти супруга (и);  

•  установление прочных связей со своей возрастной группой;  

•  выполнение социальных и гражданских обязательств;  

•  обеспечение  удовлетворительных жизненных условий.  

Р. Пэк (R. C. Peck, 1968) выделяет наиболее важные проблемы, или конфликты  развития взрослого человека в возрасте поздней зрелости:  

•   Дифференциация Эго против поглощенности ролями. Происходит переоценка собственного «Я»  помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.  

•   Трансцендентация тела против поглощенности телом. Изменение, относящееся к способности индивида избегать сосредоточения на недомоганиях, сопровождающих старение.  

•   Трансцендентация Эго против поглощенности Эго. Имеет  особенно важное значение в старости. Люди, встречающие старость без страха и отчаяния, переступают через  близкую перспективу собственной  смерти благодаря участию в молодом  поколении.  

Таблица 49  

Стадии приближения  смерти (Э. Кюблер-Росс, 1969)  
 
 

Жизнь уходит поэтапно – в обратном порядке по сравнению  с тем, как она развивается. Е. М. Пэттисон (Е. М. Pattison, 1977) выделяет четыре стадии этого процесса:  

•    социальная смерть характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться на самом себе и все  дальше и дальше отдаляться от живых  людей;  

•   психическая  смерть  соответствует осознанию  человеком очевидного конца, экстравертированное  сознание угасает, уступая место  измененному состоянию сознания и эффекту «вне собственного тела», появляющемуся под воздействием эндорфинов – собственных «наркотиков» мозга ( R .  Moody , 1976) ;  

•   мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма ;  

•   физиологическая  смерть соответствует угасанию последних  функций организма, обеспечивающих деятельность его жизненно важных органов .  

  Выводы  

1. Зрелость представляет  собой наиболее ответственный  период жизни человека, ибо в  зрелости определяется жизненный  путь, наступает расцвет творческих  сил, наблюдаются проявления того  активного отношения к жизни,  в результате которого создаются  материальные и духовные ценности  общества.  

2. Формирование личности  определяется совокупностью социальных  условий (экономических, политических, правовых и моральных), условиями  образования и воспитания, а также  социальной активностью самой  личности на протяжении всей  ее жизни. Усиление взаимосвязи  различных свойств и характеристик,  накапливание новых потенций  развития, возрастная целостность  и интегрированность психологической  организации являются показателями  зрелой личности (Л. И. Анциферова, 1982; С. Л. Рубинштейн, 1989; А. А.  Бодалев, 1980).  

Психическое и социальное развитие личности не ограничены какими-то определенными отрезками времени. Они существуют на всех этапах жизненного пути человека (Х. Томэ, 1978), следовательно, можно говорить о том, что развитие личности процесс непрерывный. Но многие психологические исследования взрослого  возраста показали, что для него характерна неравномерность, диахроничность. Развитие одних функций не обязательно  ведет к развитию других.  

3. Период взрослости  характеризуется переходом к  независимости (Ю. Н. Карандашев, 1991). В это время приобретается  новый статус, который складывается  из многообразия прав и обязанностей  человека в разных сферах жизни  и деятельности, в обществе, на  работе, в собственной семье. Становление  статуса отдельного человека  зависит от системы общественных  отношений и социальных преобразований. Развитие личности зависит от  ее статуса в том смысле, что  задаются определенные возможности  собственной деятельности человека.  

4. В период взрослости  происходит усиление социального  развития личности, максимальное  включение ее в разные сферы  общественных отношений и деятельности.  

5. Развитие взрослого  человека можно рассматривать  в контексте трех самостоятельных  систем, связанных с различными  аспектами его «Я»: «Я как  индивидуума», «Я как члена семьи»  и «Я как работника». В центре  развития этих систем – развитие  того, что было названо Э. Эриксоном  близостью и генеративностью.  Данное развитие связано с  формированием идентичности.  

6. Развитие личности  определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются  как задачи. В числе задач развития, установленных Р. Хейвигхерстом  (R. J. Havighurst, 1953) для возраста ранней  зрелости – находится выбор  супруга (и); создание семьи; начало  профессиональной деятельности; принятие  гражданской ответственности и  др.; для средней зрелости –  достижение зрелой гражданской  и социальной ответственности;  достижение и поддержание целесообразного  жизненного уровня; помощь детям  стать ответственными и счастливыми  взрослыми и др.; для поздней  зрелости – приспособление к  убыванию физических сил и  ухудшению здоровья; приспособление  к выходу на пенсию и снижению  доходов; выполнение социальных  и гражданских обязательств; обеспечение  удовлетворительных жизненных условий  и др.

Информация о работе Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте