Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:31, реферат
До недавнего времени исследования разных периодов зрелости не были широко представлены в психологической науке. Еще Б. Г. Ананьев указывал на парадоксальность сложившейся в психологии ситуации, при которой в центре психологического познания развития человека оказался ранний и поздний онтогенез, а на периферии – те фазы, когда человек живет наиболее продуктивной творческой и социальной жизнью.
3.4.4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
В ЗРЕЛОМ, ПОЖИЛОМ И СТАРЧЕСКОМ
ВОЗРАСТЕ
До недавнего времени
исследования разных периодов зрелости
не были широко представлены в психологической
науке. Еще Б. Г. Ананьев указывал
на парадоксальность сложившейся в
психологии ситуации, при которой
в центре психологического познания
развития человека оказался ранний и
поздний онтогенез, а на периферии
– те фазы, когда человек живет
наиболее продуктивной творческой и
социальной жизнью. Он выдвинул тезис,
согласно которому, «единая научная
теория индивидуального психического
развития не может быть построена
без специальной разработки ее фундаментального
отдела – возрастной психологии зрелости
или взрослости» (Б. Г. Ананьев, 1977).
В последние десятилетия
более дифференцированно стали
изучаться микровозрастные
Зрелость представляет
собой наиболее ответственный период
жизни человека, ибо в зрелости
определяется жизненный путь, наступает
расцвет творческих сил, наблюдается
проявлений того активного отношения
к жизни, в результате которого создаются
материальные и духовные ценности общества.
Период зрелости отличается от предыдущего,
юношеского, тем, что в нем заканчивается
общесоматическое развитие, достигает
своего оптимума физическое и половое
созревание. Этот период является годами
интеллектуальных достижений. Формирование
личности определяется совокупностью
социальных условий (экономических, политических,
правовых и моральных), условиями
образования и воспитания, а также
социальной активностью самой личности
на протяжении всей ее жизни.
Многие авторы уделяли
внимание важности изучения развития
взрослых (Б. Г. Ананьев, 1980; Л. И. Анциферова,
1982; С. Л. Рубинштейн, 1989; А. А. Бодалев, 1983;
К. Рощак, 1990; Abxander, Druker & Langer, 1990; Baltes &
Baltes,1990; Teatherman & Peterson, 1986; Teatherman, Smith &
Peterson, 1990; Labouvie-Viet & De Voe, 1991; Perlmutter, 1988;
Rowe & Kahn, 1987). Некоторые психологи
считают, что взрослое развитие –
качественно отличный период жизни.
Однако существует также мнение, что
во взрослых возрастах относительно незначительны
различия в характеристиках на разных
стадиях зрелости (Richard & Commons, 1990; Smolak,
1992 и др.).
Многие авторы утверждают,
что не существует более или менее
явных или универсальных
Особенности развития
в период взрослости:
• В период зрелости
развитие – процесс асинхронный.
• Взрослое развитие
– гибкий процесс.
• Взрослое развитие
– процесс включенный (W. J. Hoyer, J. M.
Rybash, 1980).
Относительно возрастных
границ периода взрослости среди
психологов отсутствует единое мнение.
В классификациях разных авторов
границы зрелости имеют разные возрастные
показатели. Д. Биррен ( J . E . Birren
, 1985) выделяет раннюю зрелость (17–25 лет),
зрелость как таковую (25–50 лет) и
позднюю зрелость (50–75 лет). Д. Бромлей
( D . V . Bromley , 1966) выделяет четыре
периода зрелости, называемой им взрослостью:
ранняя взрослость (21–25 лет), средняя
взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость
(40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65
лет). Все авторы отмечают неоднородность
зрелости, которая расчленяется на
раннюю и позднюю (табл. 46).
Таблица 46
Классификация возрастных границ зрелости
№
Автор
Возрастные границы
зрелости
Ранняя зрелость
Поздняя зрелость
1
Д. Биррен
17–25 лет
50–75 лет
2
Д. Бромлей
21–25 лет
40–55 лет
4
В. В. Бунак
25–35 лет (м)
20–30 лет (ж)
после 35 лет
после 30 лет
8
Ш. Бюлер
25–45 лет
45–65 лет
5
В. В. Гинзбург
24–40 лет
45–50 лет
7
Ж. Годфруа
20–40 лет
40–60 лет
3
Д. Векслер
20–35 лет
46–53 года
6
Ю. Н. Карандашев
20–28 лет
36–44 года
7
Г. Крайг
20–40 лет
от 60 и далее
8
D. J. Levinson
17–45 лет
от 60 и далее
3.4.4.1. Развитие личности
в возрасте ранней зрелости
Центральные новообразования
ранней зрелости, в соответствии с
функционально-стадиальной
• притязания
на овладение специальностью (20–24 года);
• притязания
на овладение профессией (24–28 лет).
Одним из первых авторов,
соединившим взгляды о
В период ранней взрослости:
• строится собственный
образ жизни ,
• происходит
усвоение профессиональных ролей ,
• происходит
включение во все виды социальной
активности ,
• в систему
субъективных свойств личности включаются
жизненные планы человека, его
мотивы и цели деятельности.
Внутренней основой
возрастной динамики жизненных планов
являются изменения в системе
субъективных ценностей личности, которые
складываются в результате усвоения,
интериоризации общественных ценностей
и собственной социальной активности.
Согласно Э. Эриксону
(1968), важнейшая задача, встающая перед
человеком в юности и ранней взрослости,
– установление своей идентичности
в близких отношениях с другими
людьми и трудовой деятельности. Формирование
идентичности – непрекращающийся процесс.
Взрослые должны структурировать и
переструктурировать свою личную, профессиональную
и семейную идентичности по мере того,
как меняется их внутренний и внешний
мир.
Три системы развития
взрослого человека предполагают динамические
взаимодействия между тремя «Я»:
как индивидуума, как члена семьи
и как работника. Эти взаимодействия
осуществляются в более широком
контексте общества и культуры (табл.
47).
Таблица 47
Три системы Я-идентичности
взрослого человека
Э. Эриксон (1968) считал,
что каким бы ни был источник приобретения
идентичности, главным событием взрослости
является достижение генеративности.
Он толкует генеративность как попытку
увековечить себя путем внесения
долговременного и значимого
вклада в окружающий мир путем
профессиональной деятельности, художественного
творчества или воспитания детей.
Задачи ранней взрослости
(R. J. Havighurst, 1953):
• выбор супруга
(и);
• подготовка
к супружеской жизни;
• создание семьи;
• воспитание
детей;
• ведение
домашнего хозяйства;
• начало профессиональной
деятельности;
• принятие гражданской
ответственности;
• нахождение
конгениальной социальной группы.
3.4.4.2. Развитие личности
в возрасте средней зрелости
«Выше головы» –
именно этим выражением воспользовался
Р. Кеган ( R . Kegan , 1984), чтобы охарактеризовать
сложность взрослых ролей и обязанностей
взрослого человека в современном
мире. Такая характеристика особенно
подходит для среднего возраста –
времени, когда взрослые люди пытаются
осмыслить непрерывно меняющиеся требования,
предъявляемые к ним как к
родителям, меняющиеся роли в близких
отношениях и перемены в профессиональном
мире, а также проблемы более широкого
мира. С одной стороны, можно утверждать,
что в среднем возрасте трудно
обрести «твердую почву под ногами»,
поскольку стремительный поток
жизненных событий вызывает постоянные
социальные и когнитивные изменения,
но, с другой стороны, не менее верно
и то, что годы средней взрослости
– это время относительного постоянства
и преемственности в развитии
личности и видов на будущее.
Несмотря на испытываемый
натиск внешних изменений, внутренние
изменения происходят постепенно и,
как правило, наступают вместе с
важными жизненными событиями. Осмысление
и переоценка жизни в среднем
возрасте происходят как раз в
контексте этих изменений и сохранения
преемственности. Эти размышления
и переоценки происходят в контексте
трех связанных между собой миров
– личного мира, мира семьи и
профессионального мира.
Центральные новообразования
возраста средней зрелости в соответствии
с функционально-стадиальной
• притязания
на овладение социальной ролью (28–30
лет);
• притязания
на овладение социальным статусом (32–34
года).
В период средней
взрослости наступает консолидация
социальных и профессиональных ролей
(Д. Б. Бромлей, 1966) . Главная дилемма
развития у взрослого человека средних
лет в соответствии с точкой зрения
Э. Эриксона – это дилемма неуспокоенности
(генеративность) . Неуспокоенность, понятие
близкое самоактуализации, которую
А. Маслоу определяет как стремление
стать как можно лучше.
Задачи средней
взрослости (R. J. Havighurst, 1953):
• достижение
гражданской и социальной ответственности;
• достижение
и поддержание целесообразного
жизненного уровня;
• выбор подходящих
способов проведения досуга;
• помощь детям
стать ответственными и счастливыми
взрослыми;
• усиление личностного
аспекта супружеских отношений;
• принятие физиологических
перемен середины жизни и приспособление
к ним;
• приспособление
к взаимодействию со стареющими родителями.
Среди специфических
жизненных задач взрослой жизни,
Р. Пэк (R. C. Peck, 1968) выделяет наиболее важные
проблемы, или конфликты развития
взрослого человека в среднем
возрасте:
• По мере убывания
жизненных сил и ослабления здоровья
переключение большей части своей
энергии на умственную деятельность,
вместо физической. Р. Пэк называет
эту корректировку признанием ценности
мудрости против признания ценности
физических сил.
• Уравновешивание
– на новом уровне – социального
против сексуального начала в человеческих
отношениях. Эта перестройка вызвана
социальным давлением наряду с биологическими
изменениями. Физиологические изменения
вынуждают людей переопределять
свои отношения с представителями обоих
полов, делая акцент на общении и товарищеских
отношениях, а не на сексуальной близости
или конкуренции.
Информация о работе Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте