Автор: Елена Турнаева, 13 Октября 2010 в 17:41, реферат
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Введение
I. Развитие личности как педагогическая проблема
1.1. Понятие о развитии личности
1.2. Воспитание и формирование личности
1.3 Роль обучения в развитии личности
Заключение
Список литературы
С развитием теории управления в педагогическую теорию вошли ее основные понятия – субъект и объект управления. В авторитарных педагогических системах свойством субъектности однозначно наделялся педагог, а воспитаннику отводилась роль (позиция) объекта, т.е. испытывающего педагогические влияния и пассивно перестраивающего свою деятельность в соответствии с требованиями извне. Однако свойство субъектности присуще всем людям.
Субъект
– это личность, для деятельности которой
характерны четыре качественные характеристики:
самостоятельная, предметная, совместная
и творческая.
1.3. Роль обучения в развитии личности
Проблема
соотношения обучения и развития
является как методологически, так
и практически значимой. От её решения
зависит определение содержания образования,
выбор форм и методов обучения.
Под обучением
следует понимать не процесс "передачи"
готовых знаний от учителя к ученику, а
широкое взаимодействие между обучающим
и обучающимся, способ осуществления педагогического
процесса с целью развития личности посредством
организации усвоения обучающимся научных
знаний и способов деятельности.
Под
развитием применительно к
Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.
Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.
Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами:
Современная
педагогика исходит из признания того,
что свободное и гармоничное развитие
личности возможно в условиях коллективной
деятельности. Но при определенных условиях
коллектив нивелирует личность. С другой
стороны, индивидуальность может быть
развита и найти свое проявление только
в коллективе. Незаменима роль коллектива
в формировании идейно-нравственной ориентации
личности, ее социальной гражданской позиции.
В коллективе в условиях сопереживания,
осознания личностной сопричастности
взаимодействующих людей осуществляется
эмоциональное развитие.
Заключение
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и её развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления считают личность природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов, а все явления общественной жизни естественны для простых людей, поскольку у них от рождения заложено стремление к нападению, жестокости, бунтарству.
Представители социологического направления считают, что в процессе своей жизни человек всё же социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.
Развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития.
Противоречия
могут быть между новыми потребностями,
порождаемыми деятельностью, и возможностями
их удовлетворения; между возросшими
физическими и духовными
Противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности.
В процессе обучения развитие определяется характером получаемых знаний и организацией процесса обучения. Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где обеспечивается субъектная позиция. В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание процесса общения; соблюдение этапов самого процесса развития личности.
В формировании идейно-нравственной ориентации личности незаменима роль коллектива. Именно в коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие.
О
личности Гегель говорил следующее:
“То чего не достаёт рабу, это признания
его личности; принцип же личности есть
всеобщность. Господин рассматривает
раба не как личность, а как не обладающую
самостоятельностью вещь, сам раб не числится
“Я”, его “Я” есть господин”. Личность
есть господин самого себя, - таков тезис
ценностного осмысления феномена личности
в культуре.
Используемая литература
Информация о работе Развитие личности как психологическая проблема