Автор: Елена Турнаева, 13 Октября 2010 в 17:41, реферат
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Введение
I. Развитие личности как педагогическая проблема
1.1. Понятие о развитии личности
1.2. Воспитание и формирование личности
1.3 Роль обучения в развитии личности
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
«Тобольский Государственный Педагогический
Институт
им. Д.И.Менделеева».
Кафедра
социальной психологии
РЕФЕРАТ
Дисциплина: ПЕДАГОГИКА
Тема:
Развитие личности как
педагогическая проблема.
Тобольск – 2008 год
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и её развития выделяются три основных направления - биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З.Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он "надевает маску" или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Все
явления общественной жизни (стачки,
забастовки, революции), как считают
представители этого
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у неё биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни её поведение, ни её развитие.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях её деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижении, признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность,
по определению Л. С. Выготского, - это
целостная психическая система,
которая выполняет определенные
функции и возникает у
Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности в отечественной и зарубежной педагогике. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Отечественная педагогика при рассмотрении этого вопроса исходит из положений диалектического материализма, который рассматривает развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:
противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;
противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется - противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.
В
процессе обучения и воспитания общие
противоречия конкретизируются, приобретая
более яркие формы. Это противоречия между
требованиями к воспитанникам и их подготовленностью
к восприятию и реализации этих требований;
между воспитательными воздействиями
и "сопротивлением материала" (А.
С. Макаренко). В педагогическом процессе
проявляются также противоречия, связанные
с условиями развития общества, и противоречия,
возникающие как следствие недостатков
воспитательной работы.
1.1. Понятие о развитии личности.
Развитие
человека – это процесс количественного
и качественного изменения, исчезновения
старого и возникновения нового, источник
и движущие силы которого скрыты в противоречивом
взаимодействии как природных, так и социальных
сторон личности. Воспитание рассматривается
педагогикой как ведущий фактор, так как
это специально организованная система
воздействия на подрастающего человека
для передачи накопленного общественного
опыта. Социальная среда имеет преимущественное
значение в развитии личности: уровень
развития производства и характер общественных
отношений определяют характер деятельности
и мировоззрение людей. Творчество предполагает
наличие у личности способностей, мотивов,
знаний и умений, благодаря которым создается
продукт, отличающийся новизной, оригинальностью,
уникальностью. Изучение этих свойств
личности выявило важную роль воображения,
интуиции, неосознаваемых компонентов
умственной активности, а также потребности
личности в самоактуализации, в раскрытии
и расширении своих созидательных возможностей.
Творчество как процесс рассматривалось
первоначально, исходя из самоотчетов
деятелей искусства и науки, где особая
роль отводилась “озарению”, вдохновению
и им подобным состояниям, сменяющим предварительную
работу мысли.
Однако, важнейшим фактором, влияющим
на творческое развитие, столь важное
для учащегося на любом этапе, является
творческий подход самого преподавателя,
в том числе и к процессу общения и контакта
с учащимися, для чего педагог должен иметь
немалые знания и обладать приёмами общения.
1.2. Воспитание и формирование личности
В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Человек с момента рождения становится социальным существом.
Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. На определенной стадии развития личности ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Самовоспитание
- систематическая и сознательная
деятельность человека, направленная
на саморазвитие и формирование своей
базовой культуры. Самовоспитание призвано
укрепить и развить способность к добровольному
выполнению обязательств как личных, так
и основанных на требованиях коллектива,
формировать моральные чувства, необходимые
привычки поведения, волевые качества.
Самовоспитание - составная часть и результат
воспитания и всего процесса развития
личности.
Формы и методы самовоспитания:
Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. Опорой взрослых в этом деле является сам ребенок, который всегда и везде хочет быть сильным, хорошим и лучшим.
Формирование личности – это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать - значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип.
Формирование
личности человека – это последовательное
изменение и усложнение системы отношений
к окружающему миру, природе, труду, другим
людям и к себе. Оно происходит на протяжении
всей его жизни. Особенно важен при этом
детский и юношеский возраст.
Развитие человека как личности осуществляется
всесторонне и целостно в единстве его
физических и духовных сил. Психология
и педагогика утверждают, что человеческая
личность формируется и развивается в
деятельности и общении. Ведущие черты
личности развиваются в результате внешнего
влияния на личность, ее внутренний мир.
Информация о работе Развитие личности как психологическая проблема