Развитие идеи самореализации личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

Самореализация пронизывает всю деятельность человека, рассматривая, прежде всего в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Самореализация, самоосуществление предполагает развитие человеком собственного потенциала в связи с тем, что самореализация социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека.

Содержание

Глава 1. История развития идеи самореализации личности на разных исторических этапах. 4
1.1 Проблема самоосуществления человека. 4
1.2 Понятие «Самореализации» в научных дисциплинах. 6
1.3 Личностная самореализация в деятельности. 7
Глава 2. Представления о самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии. 12
2.1 Философские тенденции саморазвития человека. 14
2.2 Психологический аспект формирования профессиональной самореализации личности. 16
2.3 Современные психологические исследования в области самореализации личности.

Работа содержит 1 файл

Развитие идеи самореализации личности в истории психологии..doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Взглядам  К. Роджерса близка позиция А Маслоу. Предполагается, что в основе в "первичных процессах познания", близких к "здоровому бессознательному" (А. Маслоу), - нормальная, здоровая человеческая природа. Осознание ее потребностей, осознание своей биологической индивидуальности - залог здорового развития.

    Сама  по себе реализация этой человеческой прерогативы при осознании всех возможностей, выслушивании звучащих на разные лады голосов, согласно представлениям гуманистической психологии, - залог  самореализации. В течение жизни  свободный выбор есть основное сущностное отношение человека к миру.

    Слабое  место гуманистической концепции  профессиональной самореализации человека, очевидно, и состоит в предположении  о скрытой мудрости организма  и личности, определяющих совершение человеком оптимального выбора при открытости сознания всем слоям опыта. К. Роджерс полагает, что человек, как мощный компьютер, выбирает возможности, точно удовлетворяющие внутренние потребности. Предполагается, что точное удовлетворение потребностей - благо для личности и ее социального окружения.

    Самоактуализация - стремление человека к возможно более  полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в  процессе деятельности. Самоопределение - становление личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком  своего места в системе социальных отношений, сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самореализация - осуществление собственных планов, идей. Соответственно, профессиональная самореализация - осуществление собственных планов и идей в области профессиональной деятельности.

    Таким образом, убедившись в близости и  неразрывности этих понятий, в обзоре литературы будем ссылаться на различных  авторов, описывающих их в данном контексте. Предшественник экзистенциализма С.Кьеркегор, а также представители современного экзистенциализма К.Ясперс и Ж.-П.Сартр также часто употребляли в своих философских рассуждениях понятия «самоопределение» и «самореализация».[15] В работах, эти авторы отмечают, что появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Глава 2. Представления  о самореализации в отечественной  и зарубежной психологии.

    Истоки  идеи «самореализации» в современном  ее варианте в зарубежной классической психологии восходят к идеям А.Адлера [2]. По его мнению, человек, сравнивая  себя с недостижимым идеалом, мотивируется чувством «стремления к совершенству». Вслед за Адлером эту идею развивали, К. Гольдштейн, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Хорни, К. Роджерс. Известный психолог, представитель «гуманистического» направления К. Роджерс в работе «Клиенто-центрированная терапия» указывал, что тенденция организма - продвигаться в направлении к зрелости, предопределена его существованием.[14] Это и означает самоактуализацию, организм движется в сторону роста самоуправления, саморегуляции и автономии, подальше от контроля со стороны внешних сил. Это происходит как на бессознательном уровне, так и в интеллектуальном плане: выбор жизненного пути, овладение приемами социализации. При адекватном развитии «самости» у ребенка, родители одобряют его чувства, и ему нет нужды искажать свой опыт в ожидании реакции родителей, подстраиваться под них. Вместо этого он сохраняет «самость» как гарант безопасности, который позволяет управлять поведением, допуская в сознание все релевантные данные своего опыта.

    Таким образом, развивается структура «самости», которая ничего не отрицает и не искажает из опыта. Игнорируемые же переживания являются нерелевантными по отношению к структуре «самости». Успешно реализованные жизненные планы позволяют привести в соответствие представление о себе как о человеке нужном, способном. Разногласие между индивидом, каков он есть, и его реальным опытом и «Я» концепцией коренным образом влияет на поведение. Сознательный контроль затрудняется, так как организм стремится удовлетворить свои нужды, не пропускаемые в сознание. Появляется напряженность, и если индивид в какой-то мере осознает эту напряженность или противоречие, то он начинает испытывать чувство тревоги, ощущать собственную разобщенность, неуверенность в себе. Подобные вещи не всегда соотносятся с внешней оценкой, так как внешние оценки необходимы для тех, кто испытывает трудности приспособления к среде. В данном случае речь идет о внутренней дезинтеграции, о которой индивид может сказать: «У меня нет конкретной цели, я не знаю, чего я хочу». При этом сознание включает защиту с целью редукции несоответствия между опытом и структурой «самости». В процессе терапии он переоценивает не устраивающие его ценности, при этом, руководствуясь внешней системой ценностей, тем, что «необходимо», «правильно», «следовало бы». Как правило, ценности индивидом принимаются, потому что воспринимаются как принципы самосохранения.

    Таким образом, вытекающее поведение удовлетворяет, во-первых, потребность индивида в  социальном одобрении; во-вторых, потребность  избежать чувства вины и сожаления. Поскольку потребности у индивидов в основном сходные, включая потребность признания со стороны других, то, при формировании ценностей, индивид учитывает желаемую степень общности с другими и строит подлинно социализированную систему ценностей. К. Роджерс утверждает, что человек становится более адекватен в окружении, когда «прислушивается» к самому себе, когда позволяет себе быть тем, что он есть. По мнению исследователя, людям свойственно развиваться в позитивном направлении, и только неблагоприятные обстоятельства, непонимание или непринятие заставляют их прибегать к психологическим защитам.

    Человек, будучи существом социальным, не может  избежать принятия многих стандартов и оценок, определяемых условиями  его жизни в обществе. Если он стремится получить одобрение окружающих, то он должен соответствовать общепринятым стандартам. Люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом, и наоборот. В основе отношений, складывающихся между ожиданием и поведением, лежит механизм «самореализации пророчества».  
А. Маслоу в работе, описывающей иерархию потребностей, отмечал потребность в социальной защите и поддержке как наиболее проявляющуюся и отвечающую за потребность к саморазвитию.[9] Если данная потребность недостаточно развита, то адаптация в окружающем мире не пойдет по пути самореализации.

    2.1 Философские тенденции саморазвития человека

    Представители домарксистской философии связывали  вопрос самореализации личности, преимущественно, с активностью личности и ее сознания. Однако у некоторых домарксистских материалистов можно найти гениальные догадки о реальной роли самореализации, как средства формирования человеком собственной личности. Как пример, можно привести намного опередившую время мысль Ф. Бэкона,[5] в которой говорится, что человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти такой способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать и проявить себя и, в конце концов, изменить себя и сформировать. Но эти идеи не получили у Ф.Бэкона широкого развития и обоснования.

    Наиболее  широко проблема самореализации личности была разработана Гегелем.[6] Внутренняя "своя" цель, которую преследует человек, осуществляя некие внешние  цели, от выполнения которых он получает удовлетворение, и есть самореализация личности в понимании Гегеля. Интересные идеи мы видим и у Л.Фейербаха, поставившего вопрос о назначении человека, которое он видит в выполнении, реализации жизненных планов. Процессы творчества, радости, познания себя и окружающих он объединил в теорию счастья и гармонии, которую назвал эвдемонизмом.

    В работах русских философов конца XIX - начала XX века утверждается принцип  свободного нравственного самоопределения  человека и говорится о возможности  его высшего духовного самоосуществления, совмещающего в себе  деятельность (Н.Я. Грот, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др.)[3]

    Представления о самореализации начинают рассматриваться  в философии в конце 1970~х годов. Особенно интенсивно развиваясь в социальной философии в начале 90-х. Несмотря на разноплановость данных исследований, феномен самореализации рассматривается в них с точки зрения раскрытия» человеком его сущностных сил. И.В. Ведин говорит о самореализации как осуществлении творческих возможностей личности в мире силами самого человека через самосозидание. И.А. Идинов, обращаясь к проблеме самореализации, отмечает, что самореализация является основным способом осуществления человеком своих возможностей. Г.К. Чернявская, рассматривает самореализацию с позиций нравственных принципов индивида, считая ее, единством самоутверждения и самоотрицания. А.К. Исаев полагает, что происходящие изменения в обществе создают условия для подлинной самореализации, основным признаком, которой является альтернативность, возможность выбора, то есть принятие человеком самостоятельных, индивидуально выверенных решений. [19]. Также одним из самых сложных вопросов он считает соотношение внутренних и внешних условий саморазвития. С одной стороны, далеко, не всегда даже наличие идеальных условий соответствует развитию человека, с другой стороны - его развитие может происходить в самых экстремальных и даже неблагоприятных внешних условиях.  

    2.2 Психологический   аспект формирования  самореализации личности.

    Проблема  самореализации, относясь к числу  междисциплинарных, дальнейшие свое развитие получила в многочисленных зарубежных и отечественных исследованиях, так как особенности и закономерности ее формирования имеют, в первую очередь, психологический характер. В зарубежной психологии самореализация чаще всего рассматривается в работах психологов-гуманистов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.), причем понятие «самоактуализации» в них является синонимом самореализации. А. Адлер, делая акцент на социальных детерминантах личности, рассматривает человека как творческое и самоопределяющееся целое с учетом его индивидуальной субъективности. Человек считал, что он сам творит свою личность, ставя перед собой цель, которая является реальным стимулом. Определяя пути достижения этой цели, планируя, управляя своими действиями и осознавая их значения для собственной самореализации. Посредством креативного «Я», опыт осмысливается и интерпретируется, способствуя, осуществлению жизненного стиля, уникального для организма. Самореализация, по мнению А. Ангьяла выражается в возрастающей эффективности продуктивности, многогранности и координированности поведения человека. Развивая свои глубинные потребности, человек формирует и более совершенные паттерны поведения, самореализуясь в своей деятельности.

    А. Маслоу считал самым ценным в человеке его стремление к самореализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, то есть к самореализации, есть основа развития и человека и общества. Описывая самореализующегося человека, А. Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других естественность, адекватность и эффективное восприятие ситуации, центрированность на задаче, открытость, контактность, но вместе с тем автономность и независимость от среды.

    Целью личностного развития, по его мнению, становится стремление к росту и  выражению себя, а именно стремление к  самореализации. Самореализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу, и научится «настраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение, исходя из нее. При этом самореализация является не одномоментным актом, но процессом, способом отношения с миром. Г. Олпорт утверждал, что  каждый человек неповторим и индивидуален, а в основе развития человеческой личности является потребность достичь все новых и новых вершин, то есть постоянном развитии и совершенствовании своих способностей, то есть самореализации. К. Роджерс считал, что направление саморазвития имеет наследственное происхождение и проявляется в естественном созревании организма, в ходе которого он становится более развитым, дифференцированным и специализированным. Как и А. Маслоу, К. Роджерс считал самореализацию важнейшей потребностью личности и соединял ее с тождественностью феноменального поля реальной действительности, то есть конгруэнтностью. Высокая конгруэнтность соответствует зрелой, гармоничной  личности. [4]

    Представления А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, по мнению Л.А. Коростылевой, не обозначают собственно психологическую сущность самореализации, базируясь на философской основе, и рассматривается, как врожденные свойства человека.

    Истоки  представлений о самореализации в отечественных психологических  трудах появились с возникновением понятия «личность» и изучением  движения сил ее развития и потенциала. Проблема потенциала человека рассматривается в работах Б. Г. Ананьева, В.М. Бехтерева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и др. В.М. Бехтерев, не соглашаясь с изучением субъективного аспекта личности как пассивной стороны, полагал, что в бессмертии человеческой личности заключается высшая степень самореализации. По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков, способ его саморазвития. С.Л. Рубинштейн считал реализацию всех создаваемых жизнью и деятельностью человека возможностей борьбой за высший уровень человеческого существования, вершину человеческого бытия, развитием сущностных сил человека. Б.Г. Ананьев, развивая комплексный системный подход к человеку, выделял иерархические, соподчиненные уровни психической организации человека (индивид, личность, индивидуальность).

Информация о работе Развитие идеи самореализации личности в психологии