Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:46, реферат
Самореализация пронизывает всю деятельность человека, рассматривая, прежде всего в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Самореализация, самоосуществление предполагает развитие человеком собственного потенциала в связи с тем, что самореализация социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека.
Глава 1. История развития идеи самореализации личности на разных исторических этапах. 4
1.1 Проблема самоосуществления человека. 4
1.2 Понятие «Самореализации» в научных дисциплинах. 6
1.3 Личностная самореализация в деятельности. 7
Глава 2. Представления о самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии. 12
2.1 Философские тенденции саморазвития человека. 14
2.2 Психологический аспект формирования профессиональной самореализации личности. 16
2.3 Современные психологические исследования в области самореализации личности.
Содержание
Введение 3
Глава 1. История развития идеи самореализации личности на разных исторических этапах. 4
1.1 Проблема самоосуществления человека. 4
1.2
Понятие «Самореализации» в
1.3 Личностная самореализация в деятельности. 7
Глава 2. Представления о самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии. 12
2.1
Философские тенденции
2.2
Психологический аспект
2.3
Современные психологические
Заключение
Список литературы 20
Введение
Понятие самореализации всесторонне рассматривается в многочисленных философских и психологических исследованиях, что связано с феноменальностью человеческого существования, а также с изменяющимися взаимодействиями индивида и рода в онтогенезе человека.
Самореализация пронизывает всю деятельность человека, рассматривая, прежде всего в ракурсе человека созидающего, человека-творца. Самореализация, самоосуществление предполагает развитие человеком собственного потенциала в связи с тем, что самореализация социально-индивидуальный процесс осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил на основе жизнедеятельности данного конкретного человека.
Термин «самореализация» впервые приводится в Словаре по философии и психологии изданном в 1902г. в Лондоне: «Самореализация - осуществление возможностей развития «Я». Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление. Эта идея прошла путь от древней до современной этической мысли.
Известно,
что реализация личности в профессиональной
деятельности не сводится только к набору
знаний, умений, навыков и норм поведения,
а связана с глубинными, смысловыми выборами
личности. Поэтому способность личности
определить для себя значимые профессиональные
цели, найти за рамками ролевых требований
свои смысловые и ценностные структуры
— все это как условие самоактуализации
личности приобретает большое значение
для представителей различных профессий.
Поэтому необходимо проследить историческое
развитие идеи самореализации личности
в истории психологии, для того чтобы в
настоящее время с помощью психологических
методов и знаний способствовать росту
самореализации профессиональной деятельности
человека.
Глава
1. История развития
идеи самореализации
личности на разных
исторических этапах.
В
основе исследования проблемы самореализации,
несомненно, лежит изучение представления
о понятии самореализации личности
и его эволюции. Развитие представлений
о самореализации и ее особенностей
в значительной степени связанны
с феноменальностью человеческого
существования, с изменяющимися взаимодействиями
индивида и рода в онтогенезе человека,
поскольку «самореализация - это социально-индивидуальный
процесс осознанного целеполагающего
опредмечивания сущностных сил на основе
жизнедеятельности данного конкретного
человека» [7].
1.1
Проблема самоосуществления
человека.
В античности проблема самоосуществления человека рассматривается через соответствие общественно одобряемому образцу. Жизнь человека зависела от соответствия его определенному стандарту (так называемая «культура стыда»). В христианстве утверждается ценность души человека, формирует культуру совести, что достигается через просветление, а самореализация обретает черты индивидуальной выраженности.
В
средневековой восточной
В
эпоху Возрождения
Идея самореализации личности имеет давнюю историю. В качестве высшей ценности самореализация трактуется в философии Упанишад в даосизме. На западе учение о самореализации восходит, по крайне мере, к Аристотелю и отчасти Платону, представляя собой не только теоретический анализ этого феномена, но и практические рекомендации путей и способов индивидуального самоосуществления. Так Платон писал: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее»[11], в этих строчках отражается современное определение самореализации личности. В период своего становления человеческое познание было направлено «вовне», на объективный мир. Греческие философы впервые стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Возникает вопрос о целях и методах выражения человеком своей сущности в этом мире. Возникает вопрос о самореализации человека как личности. «Познай самого себя» - этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, становится у софистов и Сократа ведущим содержанием всех их философских размышлений. Человек только в себе самом может найти истину. А так как поиск истины всегда являлся одной из приоритетных задач существования человека, то можно сказать, что самореализация направляется внутрь самого человека. «Я поставил своей жизненной целью оказывать каждому в его индивидуальной духовной жизни посильную помощь, стремясь наметить путь, по которым каждый из вас мог бы стать лучшим и более разумным» [12] - говорил в апологии Сократ. Намечая тем самым основное направление самореализации - «стать лучшим и более разумным». По Сократу знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.
Платоновская этика ориентированна на самосовершенствование личности, на создание совершенного общества - государства. Платон общественное, государственное начало ставит над индивидуальным, личным. Таким образом, личность реализовывалась в социуме, посредством которого стремилась к совершенству.
Сущность,
смысл человеческой жизни и истории
не предшествует их существованию, а
складывается в конкретно-исторических
условиях культурного и социального
творчества людей.
1.2
Понятие «Самореализации»
в научных дисциплинах.
Понятие «самореализации» как центральное понятие в научных дисциплинах начинает рассматриваться в философии в конце 1970-х - начале 1980-х годов. В ряде диссертационных работ по социальной философии оно становится предметом специального исследования. С этого момента начинается разработка понятийного аппарата, с помощью которого самореализации придается статус научной проблемы.
Многие ученые указывают, что самореализация личности — проблема не только междисциплинарная, но и межпарадигмальная в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представления о самореализации личности. Данная проблема также отличается маргинальным характером, поскольку охватывает темы, входящие в проблемное поле различных наук. Этот термин используется в работах по психологии, по социологии, по педагогики, и в философских трудах. Но и внутри каждой отдельной дисциплины нет единства мнений по поводу ее определения.
Начнем с того, что внутри самого термина «самореализация» сосуществуют два понятия: «само» и «реализация». Что касается первого, то решение его можно приравнять к ответу на вопрос «Что есть человек? », «Что делает человека человеком?», «В чем сущность и основное отличие человека?». В зависимости от того, как решались эти вопросы, изменялось то центральное, что и должно было осуществляться в процессе самореализации. Что же касается «реализации», здесь есть один универсальный фактор: реализация - это всегда действие - не ощущение, не состояние, а процесс, у которого присутствует результат. А вот каков этот процесс: внутреннего или внешнего плана, чем он обуславливается, каковы его характеристики и что он имеет на выходе, опять же зависело от исторического момента, господствующей идеологии, социальной ситуации и конкретной философской и психологической школы, в рамках которой и решалась эта проблема. Необходимо отметить, что проблема самореализации и в философии, и в психологии долгое время носила скорее идеальный, чем прикладной характер. Поскольку и истинная сущность человека и характер деятельности, направленный на реализацию этой сущности, рассматривался в своих высших проявлениях, как цель (или идеал) к которой стремится или в которой может проявиться личность. Различные авторы понимают процесс самореализации и как развитие личности, и как выражение сущности личности, как процесс или как личностную характеристику.
1.3. Личностная самореализация в деятельности.
Известно,
что наиболее полное раскрытие способностей
человека возможно лишь в общественно
значимой деятельности. Причём важно,
чтобы осуществление этой деятельности
детерминировалось не только извне
(обществом), но и внутренней потребностью
самой личности. Деятельность личности
в этом случае становится самодеятельностью,
а реализация её способностей в данной
деятельности приобретает характер самореализации.
З. Фрейд был одним из первых, кто попытался
увидеть в доминантных инстинктах человека
потребность в самореализации. Самореализация,
по
З.Фрейду, локализуется в бессознательном
слое человеческой психики и проявляется
в «стремлении к удовольствию», присущем
человеку с рождения [16]. Этой инстинктивной
потребности в самореализации противостоят
навязанные обществом императивные требования
культуры (нормы, традиции, правила и т.д.),
основная функция которых состоит в цензуре
за бессознательным, в подавлении инстинкту
подобных потребностей.
Большое внимание характеристике потребности в самореализации уделяет Э.Фромм.[17] Он связывает её с потребностями человека в целостности. Человек, отмечает Фромм, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность - психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.
Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя:
а) трудовой способ существования;
б) наличие сознания;
в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми - общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, следовательно, и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации - родовая потребность человека.
Особенность потребности в самореализации состоит в том что, удовлетворяя её в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить её полностью [10].
Удовлетворяя
базовую потребность в
Поэтому, говоря о всесторонней и гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.
Плоды цивилизации и культуры, которыми мы ежедневно пользуемся в повседневной жизни, мы воспринимаем как нечто вполне естественное, как результат развития производственных и общественных отношений. Но за таким представлением скрыто великое множество исследователей и великих мастеров осваивающих мир в процессе своей человеческой деятельности. Именно профессиональная деятельность наших предшественников и современников лежит в основе прогресса материального и духовного производства.
В
центре самореализации личности, как
ее понимает гуманистическая психология,
лежат понятия, так или иначе
связанные с самосознанием.
Самосознание может определяться через
познание себя, познание своей самости.
Самость - гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть "центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности". [20] Сознательное, Эго подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам.
Потребность в самореализации - высшая в иерархии потребностей. [18] В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но прежде чем выполнять профессиональное предназначение, человек должен понять, что именно в себя включает такая самореализация. Согласно К. Роджерсу, это происходит при открытости человека внутреннему и внешнему опыту, при осознании всех его сторон. [13] Из множества возможностей организм, как компьютер, выбирает ту или иную, которая наиболее точно удовлетворяет внутреннюю потребность, или ту, которая устанавливает более эффективные отношения с окружающим миром, или же другую, которая открывает более простой и удовлетворяющий человека способ восприятия жизни. В этом метафорическом представлении возможности не иерархизированы, акцент делается на свободном выборе среди потенциально равноценных предложений, которые отсеиваются мудрым организмом на основе собственных субъективных критериев.
Информация о работе Развитие идеи самореализации личности в психологии