Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:38, реферат
Общая характеристика ассоциативной психологии. Классические теории ассоциативной психологии. Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19-го века.
Воспитателем Милля был его отец Джеймс Милль, считавший, что законы психологии не только дают знания о содержании духовной жизни человека, но и подсказывают способы его безграничного совершенствования.
/К 12 годам Джон превосходил по уровню развития своих сверстников. Он знал не только множество языков, но и ряд разделов высшей математики/.
Восприняв убеждение своего отца в том, что психическая жизнь человека подчинена законам ассоциации, Милль- младший внес в это убеждение важные коррективы. Он предложил заменить "ментальную физику" "ментальной химией".
Такая замена означала, что, благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у исходных элементов, подобно тому как синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду.
Милль считал, что такие же "химические" преобразования происходят в области психики.
Учение Милля сыграло важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления в психологии, особенно в разработке проблем творческого мышления.
Большое значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе "Логика" (1843).
5)Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуждений. Милль считал, что логика может стать и тем объективным и надындивидуальным методом, который поможет психологии изучить содержание сознания, особенности протекания познавательных процессов. Именно такой подход соединит психологию с объективной наукой и откроет перед ней путь к дальнейшему развитию в качестве точной дисциплины.
Другой путь соединения психологии с естествознанием предлагали ученые, связывающие ее дальнейшее развитие не с логикой, а с биологией, теорией эволюции. Открытие эволюционной теории Дарвина означало расширение предмета психологии, включение в него новых проблем, направленных на исследование вопросов взаимосвязи поведения и сознания.
Большое значение имел тот факт, что с теорией эволюции в психологии появилось два новых постулата - об адаптации как главной детерминанте, определяющей психическое развитие, и о генезисе психики, т.е. о том, что все психические процессы не появляются в готовом виде, но проходят закономерные этапы в своем развитии.
5)Мысль о том, что можно выделить генетические этапы в развитии психики, привела к появлению нового метода исследования - генетического, который исследует закономерности общей психологии, изучая постепенное формирование определенной функции.
Именно эти положения привели к осознанию того, что генетический метод может стать основной особой области психологической науки, предметом которой является исследование генезиса психики, т.е. к появлению генетической, или возрастной психологии.
Эволюционный подход в психологии отразился, прежде всего, на концепциях Бэна и Спенсера, которые утверждали, что психика является закономерным этапом эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде.
Александр Бэн (1818-1903) в работах "Ощущения и интеллект" (1855) и "Эмоции и воля" (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился теснее связать психические процессы с телесной организацией.
Истолковывая движущие силы поведения, Бэн противоречит причинной тенденции в физиологии и психологии, где главным механизмом поведения считался рефлекс. 6)Бэн противопоставил рефлексу спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его психологии.
6)Спонтанными он называл действия, для возникновения которых прямых физических причин недостаточно. Принципом спонтанных движений Бэн объяснял возникновение навыка. Исходным для него служат беспорядочно повторяющиеся случайные движения, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те, что привели к успеху. Бэн обращал внимание и на факторы, которые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому, руководимому человеческим разумом. 6)Он доказывал, что, как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, но постепенно. Человек отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окружающего мира, которые закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия. Так появилась в психологии модель проб и ошибок, которая в дальнейшем была положена в основу объективного исследования поведения. Бэн способствовал фактическому расширению области психологического исследования, а теоретическое обоснование было сделано Спенсером.
Герберт Спенсер (1820-1903) был одним из основателей позитивизма. Основой позитивной психологии он делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма.
Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними.
Спенсер писал о том, что существует объективная психология, изучающая строение мозга, и субъективная психология, занимающаяся состоянием души. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Таким образом, и внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию.
Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по психологии "Основы психологии" (1870-1872) Спенсер писал о том, что психика является механизмом адаптации к среде. Так в науке появился новый подход к детерминации психики - биологический, пришедший на смену механистическому объяснению. Из этого подхода следует, что психика возникает закономерно на определенном этапе эволюции, в то момент, когда условия жизни усложняются настолько, что приспособится к ним без адекватного их отражения невозможно.
Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, сформулировав органическую теорию общества. Он говорил о том, что человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному окружению, поэтому его психика развивается вместе с обществом. Он одним из первых психологов сравнил психологию дикаря и современного человека, сделал вывод о том, что у современного человека по сравнению с дикарями сильно развито мышление, в то время как у первобытных людей было больше развито восприятие.
Эти выводы в то время были достаточно нетрадиционны и принципиальны, они позволили ученым разработать сравнительные методы психических исследований, которые получили широкое распространение. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и живущих в разное время, Спенсер отказался от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность формирования знаний. Он писал, наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, "сознание не чистый лист, оно полно предугатованных ассоциаций". Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов.
Теория
Спенсера получила признание среди психологов,
оказала огромное влияние на дальнейшее
развитие психологии, и способствовала
созданию экспериментальной психологии.
Информация о работе Развитие ассоциативной психологии в 19-м веке