Развитие ассоциативной психологии в 19-м веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:38, реферат

Описание работы

Общая характеристика ассоциативной психологии. Классические теории ассоциативной психологии. Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19-го века.

Работа содержит 1 файл

Развитие ассоциативной психологии в 19 веке(тема 8).rtf

— 145.59 Кб (Скачать)

Тема 8. Развитие ассоциативной психологии в 19-м веке. 

      1.Общая характеристика ассоциативной психологии.

      2.Классические теории ассоциативной психологии.

          а). Томас Браун.

          б). Джеймс Милль.

         3.Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19-го века.

         а). Иоганн Фридрих Гербарт.

          б). Джон Стюарт Милль.

          в). Александр Бэн.

          г). Герберт Спенсер. 

      1.Общая характеристика ассоциативной психологии.

      В начале 19 века 1)ассоциативная психология осталась единственной психологической школой, предмет которой - сознание - был признан всеми без исключения учеными.

      1)В начале 19 века появляются классические теории ассоцианизма, содержание сознания в них рассматривалось как комплекс ощущений  и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

      К 40 -50тым годам стали возникать теории, обусловившие существенные изменения в развитии науки. Одной из них была теория позитивизма, появившаяся в 30е годы. Это привело к пересмотру критериев, которым должна отвечать научная дисциплина.

      Основатель этого направления О.Кант ввёл свою классификацию наук, в которой особо выделил абстрактные науки, имеющие дело не с предметами, а с процессами, при изучении которых можно вывести всеобщие законы. Психологии в этой классификации места не нашлось.

      Для того чтобы остаться независимой и объективной (позитивной) наукой, психологии необходимо было пересмотреть свои основные методологические принципы и, прежде всего, найти объективный и точный метод исследования душевной жизни, который бы не уступал методам естественных наук.

      В течение второй половины 19века многие ученые (Милль, Спенсер, Бэн, Гербарт, Вундт) предлагали свои варианты построения психологии. Общей была идея о важности пересмотра предмета психологии и введения нового метода. Общей же оставалась мысль о том, что самонаблюдение не может оставаться основным методом, т.к. он должен быть надындивидуальным и достоверным.

      К середине 19-го века всё больше ученых, особенно в Германии приходили к выводу о существовании не только сознательных, но и бессознательных явлений. Исследование психики маленьких детей и животных, у которых самонаблюдение невозможно, также доказывало, что этот метод не может оставаться ведущим и единственным в психологии.

      Поэтому психология должна была, во-первых, научиться использовать наблюдения за другими, во-вторых, разработать новый объективный метод изучения душевной жизни.

      С середины 19-го века появляется всё больше работ, предлагающих разнообразные варианты.

Это: - метод логики (Милль - сын)

         - метод проб и ошибок (Бэн)

         - метод генетического наблюдения (Сеченов)

         - экспериментальный метод (Вундт).

1)Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на развитие психологии в этот период, было появление эволюционной теории Дарвина, которая имела решающее значение в повороте психологии к естествознанию.

      Теория эволюции позволила пересмотреть постулаты безнадёжно устаревшего механистического детерминизма.

      Говоря о том, что психология изучает ассоциации между внешним и внутренним, Спенсер вывел психологию из поля сознания в поле поведения. Это не только расширяло область её исследований, но и позволяло использовать эксперимент, объективную проверку полученных фактов. Такое понимание предмета давало основания сказать, что психология из науки о сознании трансформируется в науку о познавательных процессах. Это отвечало не только логике её развития, но и требованиям позитивизма, т.к. в центре исследования был уже не предмет (сознание), а процесс. 

2. Классические теории ассоциативной психологии

      Исследования психики и новые открытия, сделанные в начале 19го века, были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии, не подвергая сомнению её постулаты, в частности идею об универсальности законов ассоциаций.

      Одним из представителей ассоциативного направления был Томас Браун (1778-1820)г.г. Получив медицинское образование, он отошел от врачебной практики и посвятил себя занятиям философией и психологией.

В "Лекциях по философии человеческого духа" (1820) Браун ввёл вторичные законы ассоциаций, т.е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других. К числу таких факторов он относил силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности индивида, состояние его здоровья и др. Браун предпринял анализ мышления как процессы решения задач, основанных на течении ассоциаций: задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению.

      К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию следует отнести и идею Брауна о включении в комплексы, образующие ассоциации, особых ощущений, порождаемых работой мышц. С его точки зрения, мышечная чувствительность порождает уверенность в реальном существовании внешнего мира (ощущение тепла, холода и т.д.).

      Важными моментами в его концепции было выделение в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущение отношений между отдельными состояниями сознания, а также положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, где образующие эти комплексы компоненты уже не различимы. С этим было связано положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развёрнуты в  законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются новые понятия.

        Более совершенный, классический вид 2)теория ассоцианизма приобрела в работе Джеймса Милля (1773-1836)г.г.- "Анализ явлений человеческого духа" (1829)

      Он считал, что законы ассоциаций, как и законы физики служат ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы социальной области - политике, праве экономике, педагогике - они ни возникали.

      По аналогии с физическими законами он разработал и законы психики, назвав свою теорию ментальной психикой, при этом единицей психики, ментальным атомом, становилось ощущение.

      2)Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, Милль сформулировал общий закон ассоциаций : идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Таким образом, он пришел к выводу, что существуют первичные состояния сознания (ощущения, ментальные атомы) и возникающие из них копии.

      2)Ассоциации, по Миллю, могут быть одновременные или последовательные.

-Из одновременных ассоциаций построены восприятия объектов.

-Последовательные ассоциации более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли

      Милль боролся с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял так: - "есть задача что-то вспомнить". От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если "нападём" на идею, с которой ассоциировалось представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта. 

3. Развитие ассоциативной психологии во второй половине 19-го века

      Одним из первых попытку перестроить ассоциативную психологию предпринял немецкий психолог и педагог Иоганн Гербарт (1776-1841). Вего теории соединялись основные принципы ассоцианизма и традиционные подходы немецкой психологии - идеи апперцепции, активности души, роли бессознательного. Гербарт исходил из того, что наш внутренний мир весьма относительно связан миом внешним, поэтому говорить об отражении адекватном, передающем основные свойства окружающих вещей, невозможно.

      4)Гарберт заменил термин "ощущение" термином "представление", подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего (отсутствие связи между представлением и предметом).

            - Представление - часть внутреннего, психического мира.

            - Предмет является непсихическим, внешним по отношению к человеку. 

Труды Гербарта "Психология по- новому, основанная на метафизике, опыте и математике" (1816) и "Учебник психологии" (1834) стали новым этапом в развитии ассоцианизма. 

      Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришёл к выводу, что представления не являются пассивными элементами в душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет их положение в сфере психического.

      3)Для Герберта сохранение психологии как науки о душе было важным, т.к. душа в его понимании есть центр, в котором хранятся и перерабатываются знания, который (этот центр) служит источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе различные психические процессы.

      5)Развивая теорию Лейбница о структуре души, Герберт писал, что в душе можно выделить три слоя

-апперцепцию;                                                                                                                                                                                              -перцепцию;                                                                                                                                                                                                 - бессознательное.

4)Под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания.

4)Под перцепцией - область смутного сознания.

Таким образом, для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение имело бессознательное.

      С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в центральную область души - область сознания. Однако объём этой области, так же как и области апперцепции. не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее  достаточной интенсивностью, т.е. такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Ещё большую интенсивность должно иметь представление для того, чтобы преодолеть порог перцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчётливого сознания.

      Каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Герберт сделал вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения конфликта, вытеснения. Однако существуют и сходные представления, которые могут соединяться и сливаться в одно. 3)Эту концепцию Гербарт назвал "теорией статики и динамики представлений", она сыграла большую роль в теории обучения.

      Гербарт выдвинул идею о четырёх принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости:- ясности;

                  - ассоциаций ;

                  - системы;

                 - метода.

3)С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попало в центр внимания человека, для чего оно должно быть или достаточно привлекательным, или  соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями.

      Вывод: Теория Гербарта сыграла важную роль в дальнейшем развитии психологии, оказав большое влияние на многих известных психологов, повлияла на положения Фрейда о вытеснении и конфликте между сознанием и бессознательным.

      Джон Стюарт Милль (1806-1873)- известный психолог, экономист и общественный деятель.

Информация о работе Развитие ассоциативной психологии в 19-м веке