Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:53, контрольная работа
Ни одна область человеческой деятельности, как известно, не может эффективно развиваться без методического обеспечения. Не является исключением и социально-культурная деятельность. Проблема методического обеспечения сама по себе - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности социокультурных учреждений. Это тем более важно, что на одно из первых мест в период радикальных социальных трансформаций, переживаемый сегодня Россией, выходят вопросы, связанные с оптимизацией деятельности, функционирования и развития социально-культурных учреждений.
Кировский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Пермский государственный институт искусства и культуры»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету: Методическое обеспечение СКД
на тему: «Разработать методическое сообщение»
Киров-2012
Введение
Ни одна область человеческой деятельности, как известно, не может эффективно развиваться без методического обеспечения. Не является исключением и социально-культурная деятельность. Проблема методического обеспечения сама по себе - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности социокультурных учреждений. Это тем более важно, что на одно из первых мест в период радикальных социальных трансформаций, переживаемый сегодня Россией, выходят вопросы, связанные с оптимизацией деятельности, функционирования и развития социально-культурных учреждений.
Острота проблем методического обеспечения деятельности учреждений культуры объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры и т.д.
Следует отметить, что за короткий период, чуть более 10 лет, в развитии теоретических взглядов на традиционную деятельность учреждений культуры произошли значительные изменения. На смену понятию «культурно-просветительная работа» в научную лексику включено понятие «социально-культурная деятельность», более адекватное новым социальным явлениям и подходам, сфокусировавшее идеи традиционной науки и идеи инновационной, социально-ориентированной деятельности учреждений культуры.
Они не могли не сказаться и на развитии научных представлений о методическом обеспечении. Очень важным является осмысление, генерация и анализ предыдущего опыта, выявление особенностей данного явления как самостоятельно действующей системы, вызванных потребностями и уровнем развития общественной практики.
Суть проблемной ситуации заключается в том, что, если в советское время методическое обеспечение играло важную роль как фактор повышения эффективности деятельности учреждений культуры, то с переменами, начавшимися в культурной и экономической жизни общества, отвергнувшими административно-командную систему в целом, роль методического обеспечения была без достаточных оснований отвернута. И в настоящее время методическое обеспечение, как фактор повышения эффективности социально-культурной деятельности, в практической жизни не всегда используется оптимально, роль его нередко недооценивается руководителями сферы культуры, органами местного самоуправления, а порой работниками социально-культурных учреждений и самими методистами. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной, в обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. К сожалению, приходится констатировать, что роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении какой-либо отдельной программы.
Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе - его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем, то есть они не воспринимают методическое обеспечение как стройную систему, все компоненты которой взаимосвязаны, выполняют совершенно определенные функции и представляют единое целое. Работа методических органов нередко ведется хаотично, бессистемно, непоследовательно, не используются новые технологии методического обеспечения, что отрицательно сказывается на эффективности реализации его воспитательных возможностей.
Изучение проблем методического обеспечения социально-культурной деятельности дает знание не только о его сущности, значении, функциях в прошлом, понимание его роли, места в современных условиях, но и конструировать его будущие перспективные модели. Необходимость исследования методического обеспечения социально-культурной деятельности как системы вытекает из острой потребности расширения теоретических представлений об этом уникальном явлении в современных условиях, с одной стороны, с другой, - позволит сделать достоянием практиков научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения, повышению эффективности деятельности социально-культурных учреждений.
1. Сущность методической деятельности
В условиях муниципализации культурной жизни немаловажное значение в управленческой деятельности приобретает поиск и создание новых форм и моделей культурной деятельности, которые создавали бы современные условия для развития культурно-творческих услуг среди жителей и содействовали взаимному сотрудничеству между муниципальными властями районного и поселенческого уровней. Именно эта задача является приоритетной для всех методических служб и республиканского и муниципального уровней, так как они первыми реагируют на происходящие перемены, внедряя новые культурные технологии и передовой опыт работы.
Методист. Кто это и что это? Какие функции в сфере культурно-досуговой деятельности должен выполнять методист?
Как правило, из-за недостатка кадров и их непрофессионализма методист «и швец и жнец», т.е. делает все: он и информатор, и аналитик, и разработчик, и организатор в одном лице. В последние годы специалисты клубных учреждений все более остро стали ощущать потребность в помощи по методике разработки целевых программ, методике проведения культурно-массовых мероприятий, экспертизе качества их проведения и т.д. Стал формироваться реальный спрос на методиста нового качества, выполняющего новые функции.
В зависимости от функций деятельности методические службы – информационной, аналитической, ресурсной, учебно-методической, организационно-координационной – следует разделять методистов по направлениям деятельности. С этой точки зрения у методиста появляются новые функциональные обязанности – методист-информатор, методист-аналитик, методист-организатор, методист-координатор и др.
Методист сегодня – это не администратор, не представитель власти в учреждении культуры, а прежде всего специалист, помогающий специалисту найти свое предназначение.
Методическая деятельность – это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения.
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать следующие задачи методиста:
- удовлетворение актуальных потребностей специалистов
- формирование новых профессиональных потребностей специалистов, которые будут востребованы в ближайшем будущем
- обеспечение условий для включения специалиста в творческий поиск
- создание модели взаимодействия, помогающей специалисту включиться в сотрудничество.
Подготовка методического сообщения
Ведение методической деятельности – одна из должностных обязанностей преподавателя, работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, повышение уровня подготовки учащихся и квалификации преподавателей. Эта область включает в себя накопление теоретических знаний и практических навыков, изучение наработок других педагогов, анализ собственной работы и обобщение её результатов. В итоге Вы становитесь обладателем уникального опыта, который может быть интересен коллегам как аналогичной, так и смежных специальностей. Необходимость в организации собственной методической деятельности преподавателя связана с требованием времени: преподаватель должен уметь быстро ориентироваться в меняющейся социально-культурной среде; адаптировать новые технологии; разбираться в изменениях, которые происходят в содержании той учебной дисциплины, которую он ведет; осуществлять экспериментальную работу.
В качестве основных направлений методической деятельности можно выделить:
- совершенствование содержания образования;
- совершенствование технологий обучения;
повышение уровня психолого-педагогического мастерства преподавателя.
Отдельно отметим особенности методической деятельности начинающих преподавателей:
1. решение профессиональных проблем адаптации к новой форме деятельности - работе преподавателя ДМШ;
2. формирование потребности в самообразовании как одном из условий развития профессионализма;
3. развитие устойчивого интереса к творческой работе преподавателя.
Учитывая особенности учреждения дополнительного образования детей и конкретно – музыкальной школы, определяем основные формы и методы нашей методической деятельности:
* консультации на отделении и индивидуальные;
* методические советы, семинары;
* открытые занятия, позволяющие выявить положительные стороны и недостатки методической составляющей урока;
* нетрадиционные формы уроков (урок-концерт, лекция-концерт и т.д.);
* наставническая работа с молодыми преподавателями;
* создание репертуарных сборников;
* выступление с методическим сообщением на педагогической конференции;
* создание методических разработок.
Методическая разработка в части содержания должна:
освещать актуальную тему педагогической науки и практики;
раскрывать тему на должном теоретическом уровне, показать правильное понимание автором задач обучения и воспитания учащихся;
отражать обоснованный и проверенный опыт учебно-воспитательной работы самого автора или опыт других преподавателей учебных заведений;
содержать анализ и обобщение конкретных фактов и показателей работы, подтверждающих эффективность данного опыта;
сопровождаться выводами, рекомендациями, представляющими ценность для теории и практики образования;
выявить творческие возможности и профессиональное мастерство преподавателя;
В части оформления:
методическая разработка должна иметь титульный лист, оглавление с указанием страниц глав, список используемой литературы;
текстовая часть должна содержать в себе введение, основную часть, заключение.
Методическое сообщение может быть как вербальным (устным) вариантом изложения содержания методической разработки, так и специально подготовленным докладом. В первом случае в более сжатой форме излагаются основные моменты работы, заостряется внимание на наиболее значимых аспектах освещаемой темы, приводятся примеры из практики.
При подготовке методического сообщения (доклада) необходимо продумать структуру выступления. Как правило, она включает следующие разделы:
1. Введение, постановка проблемы (причем сам термин «проблема» в данном случае трактуется как: «вопрос, требующий изучения»). Тема должна быть актуальна, интересна и конкретна. (В выборе темы избегайте пространных и общих формулировок, декларирования азбучных истин типа: «Воспитание всесторонне развитой личности», «Необходимость эстетического воспитания». Чем уже аспект – тем лучше). Опирайтесь на научную основу – приведите краткий обзор существующих точек зрения на заявленную проблему. Вы должны показать владение теоретической базой.
2. Основная часть «расшифровывает», доказательно раскрывает установки, заявленные во введении. Постарайтесь осветить проблему с позиций современных достижений науки и практики. Подтверждайте свои доводы цитатами из авторитетных источников. Приведите яркие примеры из собственного опыта. Аргументировано доказывайте всё, что утверждаете. Обозначьте пути решения тех или иных задач (психолого-педагогических, методических, дидактических и т.д.). Делайте промежуточные выводы по каждому пункту.