Разнообразие типологий конфликта

Автор: Елена Арнаутова, 27 Октября 2010 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Понятие конфликта

Содержание

Введение
1.Понятие конфликта
2.Типология конфликта.
3.Причины возникновения конфликтов
4.Управление конфликтами
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Типология конфликта контрольная.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     Если  конфликт возникает из-за недостатков  в общении – непонимания друг друга, то оптимальный метод его решения – разъяснение позиций сторон. Люди с авторитарным характером, догматичные быстрее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте снижают уровень взаимопонимания и сотрудничества. Плохо организованные потоки информации тоже служат причиной конфликтов – неоднозначность критериев качества, неспособность определить должностные обязанности и функции, предъявление взаимоисключающих требований.

     По  мере того как организация становится более специализированной и растет число ее подразделений, почва для противоречий расширяется. Подразделения сами формулируют свои цели, уделяя большее внимание их достижению, нежели достижению целей всей организации. Когда налицо противоречивость целей, эффективен метод принятия принципиально новых решений. Стороны отказываются от своих первоначальных требований и переводят переговоры в новое русло. Это очень эффективно, когда обе стороны учитывают интересы друг друга и настроены на достижение согласия.

     Целесообразно бывает и уклонение от конфликта, что происходит тогда, когда обе стороны, стараясь не попасть в конфликтную ситуацию, снимают предложения, вызывающие конфликт.

     Используют  также сглаживание конфликта в расчете на то, что ситуация разрешится сама собой. Это бывает, когда причина несогласия является малозначительной.

     Стиль сотрудничества отличается большим желанием объединить усилия сторон. Здесь важно рассматривать конфликт, как нормальное явление, ведущее к творческому решению - способность проявлять доверие в отношении других и осознание равного права оппонента на собственную точку зрения.

     Весьма  эффективна концепция обоюдного выигрыша, когда предлагаемое решение учитывает интересы сторон. Такая стратегия укрепляет и улучшает взаимоотношения.

     Немалый успех может принести применение технологии малоконфликтного поведения, которое основывается не на власти, а на кооперации; не на поиске «козла отпущения», а на помощи и личном примере. Необходимо ценить время своих коллег, быть пунктуальным, нельзя критиковать ради критики – строгость и требовательность должны быть обоснованы. Очень важна вежливость, ведь человек всегда внутренне протестует против грубости.

     Подавление  конфликта связано с предъявление ультимативных требований или с имитацией ухода с переговоров. Силовые методы используются при высокой заинтересованности в разрешении спора, но без учета позиций другой стороны. В отдельных случаях силовое давление помогает в достижении индивидуальных целей, но вызывает отрицательное впечатление у оппонента.

     Более рациональны взаимные уступки, когда стороны предлагают, принимают или отвергают уступки. Иногда при этом используется посредничество – участие третьей стороны, причем посредник должен располагать доверием партнеров по переговорам.

     Бывает  и разъединение конфликтующих сторон, когда одна или обе стороны заменяют участников переговоров, что иногда вызывается психологической или другой несовместимостью.

 

4.Управление  конфликтами

 

     Управление  конфликтом является одной из важнейших  функций руководителя. По роду своей деятельности менеджеры нередко оказываются в числе конфликтующих субъектов. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Конфликт способен иметь разрушительные или конструктивные последствия. Здесь многое зависит от того, как конфликт управляется, и какие используются пути его разрешения. Главная задача любого руководителя заключается в том, чтобы решать возникающие проблемы на ранних стадиях развития противоречий, не допускать эскалации конфликта.

     Конфликты можно активно разрешать посредством  тщательного планирования. Управление конфликтами обычно идет по следующим  направлениям: мониторинг среды, позитивный взгляд, оценка благоприятных и негативных факторов, переоценка их.

     Если  внимательно следить за изменениями  внешней среды, то новые подходы  не станут неприятным сюрпризом. Так, одно из возможных изменений окружающей среды - намерение конкурента снизить  цены – может вызвать конфликт покупателя и продавца. Тщательное наблюдение и анализ помогут оценить неожиданности объективно и вовремя на них среагировать. Изменения анализируются на предмет благоприятных и угрожающих факторов. Обычно существуют реальные возможности снижения опасности через своевременные позитивные действия.

     В теории и практике способов разрешения и управления конфликтными ситуациями существуют различные способы, которые  были рассмотрены выше: уход от конфликта, силовые методы, стиль сотрудничества, стремление войти в положение  другой стороны, стремление к компромиссу и другие.

     Различия  в подходах разрешения самых распространенных межличностных конфликтов рассмотрены  в схеме:

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Для разрешения организационных конфликтов на предприятии часто используются следующие методы:

  • Использование руководителем своего положения в организации (приказы, меморандумы и т.п.);
  • Подробные разъяснения требований к работе;
  • Разъединение участников конфликта или уменьшение из взаимозависимости;
  • Слияние подразделений для решения общей задачи;
  • Системы поощрений, вознаграждений.

    Применение  таких методов управления конфликтными ситуациями помогает достижению общих  целей, мобилизует работников, сплачивает их в единую команду.

    В споре проявляются естественные человеческие рефлексы – уход от неприятного  общения, игнорирование проблемы или «борьба до победного конца», провоцирующая силовые методы. Часто решать проблемы мешают следующие убеждения:

  • Каждый участник уверен, что другая сторона обладает всем ассортиментом личных недостатков.
  • Кажется, что подходы противников в споре настолько несовместимы, а проблема столь сложна, что найти выход невозможно.
  • Многие полагают, что лишь одна из сторон может быть права. А увидеть взаимовыгодное решение проблемы можно и стремиться к этому должен каждый участник взаимоотношений.

     Здесь важна методика преодоления разногласий, разрядка обстановки, подавление зарождающихся конфликтов, чтобы они не переросли в серьезные столкновения. Важно достигнуть соглашения, учитывающего интересы каждой из сторон.

     Решение конфликта за счет ущерба для одной  из сторон может быть оправдано только в исключительных случаях. Но это обычно не приносит серьезных результатов.

      Важен, конечно, учет издержек и выгод от решения или отказа от решения  проблемы. Если положительный итог сопряжен с громадными затратами  нервов и средств, а выгоды совсем незначительны, то, может быть, лучше сохранить все как есть.

 

Заключение

 

     Конфликт  – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

     Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

     1. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью  и группой, в которую личность  входит, между организациями или  группами одного или различного статуса.

     2. Возможны также классификации  конфликтов по горизонтали (между  рядовыми сотрудниками, не находящимися  в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися  в подчинении друг к другу)  и смешанные, в которых представлены  и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные.

     3. Имеет место классификация по  характеру причин, вызывающих конфликт. Выделяются три основные группы  причин, обусловленных: трудовым  процессом, психологическими особенностями  человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

     4. Конфликты различают и по их  значению для организации, а  также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные  конфликты.

     Существуют  следующие способы разрешения конфликтов: разъяснение позиций сторон, принятие принципиально новых решений, уклонение от конфликта, сглаживание конфликта, концепция обоюдного выигрыша, подавление конфликта, силовое давление, взаимные уступки, посредничество, разъединение конфликтующих сторон и т.д.

Важно запомнить одно: как в деловой, так и в повседневной жизни, лучше  обходить «острые углы» и уметь  вовремя находить компромисс, а не доводить до конфликтов. 

 

Список  используемых источников

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.-М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 2005.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: ПИТЕР, 2003.

5. Дмитриев А.В. Конфликтология.-М., 2003.

6. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее пособие.-М.: Гардарики, 2002.

7. Конфликтология в трансформирующемся российском обществе: теория и практика.-М., 1998.

8. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение.-СПб.: Питер, 2001.

9. Леонов Н.И. Конфликтология.-М.: «Модэк», 2002.

10. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб.: ПИТЕР, 2003.

Информация о работе Разнообразие типологий конфликта