Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:07, контрольная работа
Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.
работники, социологи и др.; неспецифичность целей; динамичность
методов, их связь с задачами современности (в отличие от стабильности
методов профилактики инфекционных заболеваний) (Мягер, 1985). И все
же «психология здоровья» имеет более широкое поле теоретических и
практических задач и включает в себя не только предупреждение развития
психической и соматической патологий, но и общее совершенствование
человека.
Психология здоровья—это наука о психологических причинах здоровья,
о
методах и средствах
его сохранения, укрепления
и развития.
Таким образом, в отличие от медицинской парадигмы: движение
от патологии к здоровью, валеологическая формирует другой курс: от
здоровья к здоровью, скорее от «нормы здоровья» к «норме болезни».
(«Нормальные болезни» — это естественные возрастные болезни, например
климакс, болезни старости (Дильман, 1987).) Медицина опирается на
тактические задачи; это ретроспективная наука, которая ищет причины
уже существующей болезни. Валеология, наоборот, — проспективная
наука, опирающаяся на стратегические задачи: сохранение, укрепление
и развитие
здоровья (Казначеев, 1996).
Знакомство с литературой по данной тематике создает впечатление,
что первые попытки определения психологии здоровья отражают
больше медицинскую модель. Так, при самом общем подходе, говоря о
психологии здоровья, имеют в виду совокупность всех базовых знаний
по психологии, которые могут найти применение для понимания здоровья
и болезни (Ходырева, 1991). Те же авторы психологию здоровья
представляют как междисциплинарную область психологических знаний
о причинах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и условиях
развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути
человека
(Водопьянова, Ходырева, 1991).
И все же главной целью психологии здоровья, как нам представляется,
должно стать всестороннее совершенствование человека.
Совершенствоваться значит — вершить себя, то есть поднимать себя
все выше и выше. Это значит — находиться рядом с вершиной (акме),
однако не значит взобраться на нее. Совершенствование представляет
собой непрекращающийся процесс, который принципиально не имеет
окончательной завершенности. Используемый в психологии здоровья
подход
носит телеологический
выступает сам процесс развития. Отсюда совершенство — в принципе
недостижимая цель. В традициях это определено как «обожение человека
» — способность раствориться в энергиях Бога, самой Природы.
«Развитие — это постоянное, более или менее непрерывное, движение
вперед или вверх. Чем больше индивидуум получает, тем большего ему
хочется, поэтому желание такого рода бесконечно и никогда не может
быть удовлетворено» (Маслоу, 1962). Следовательно, психология здоровья
призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло,
вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его
достижению.
Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности,
«здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология
здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей
здоровыми.
Как известно, еще Освальд Шварц
называл улучшение в
с педагогикой). «Немного упрощая, можно сказать, что 3. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить
ее здоровой
частью», — призывал А. Маслоу (1997, с.
65).
Цель психологии здоровья не может быть окончательно определена (в
силу того, что определить — значит установить границы, предел, вместить
в какие-то рамки), ибо процесс совершенствования можно, по-видимому,
только направлять, устанавливая границы самого «русла» течения
бесконечного обновления человека, познающего и сотворяющего себя.
Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление
и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической
составляющих
здоровья.
Цель психологии здоровья выходит за рамки только сохранения здоровья,
то есть
представляет собой некоторую «
само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки
(условий)
для выполнения человеком
задач, его предназначения, в конечном счете его самоосуществления на
Земле. Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь
крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья
свою миссию. «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет
непременное
условие эффективной
достигается
счастье», — писал доктор-долгожитель
Н. М. Амосов.
Итак, в понятие «здоровье» сегодня следует включать и конкретные
формы поведения, которые позволяют улучшать качество нашей жизни,
делают ее более благополучной, позволяют достигать высокой степени
самореализации.
(7)
А вот какое определение
психологии здоровья можно найти, если
обратиться к зарубежным источникам:
Психология здоровья - область прикладной
психологии, которая пытается использовать
психологическую теорию и знание для обеспечения
личностного и общественного здоровья.
Определенный интерес представляют и
иные проблемы, такие как определение
этиологии болезни, понимание условий
и коррелятов благополучия, разработка
методик для предотвращения и лечения
болезней и улучшение системы здравоохранения
в области родовспоможения.(6)
Обратимся теперь к отечественным авторам. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к условиям (требованиям) социальной жизни; создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удовлетворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.
Психология здоровья представляет собой междисциплинарную область психологических
знаний о причинах заболеваний; факторах, благоприятных для здоровья,
и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека.
Психология здоровья
— это наука
о психологических
причинах здоровья,
о методах и
средствах его
сохранения, укрепления
и развития.
Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти.
Ее объектом с известной долей условности
является «здоровая», но не «больная»
личность .
Современная практическая психология вплотную приблизилась к пониманию
необходимости
и готова решать задачи психологического
сопровождения человека на протяжении
всего жизненного пути. Одна из таких первостепенных
задач — здоровье человека. Поэтому, продолжая
уже сказанное, психологию здоровья можно
определить как науку о психологическом
обеспечении здоровья человека на всем
протяжении его жизненного пути.
Проанализировав в основном зарубежные монографические издания последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И. Н. Гурвич делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. И тем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется определение ее именно как предметной области, т. е. через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований. Не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытаемся ниже перечислить те основные задачи исследований, которые входят в сферу интересов психологии здоровья.
К ним
следует отнести:
• определение базисных понятий психологии здоровья;
• исследование и систематизацию критериев психического и социального
здоровья;
• методы диагностики, оценки и самооценки психического и социального
здоровья;
• разработку простых и доступных для самостоятельного применения тестов
по определению здоровья и начальных стадий заболеваний;
• факторы здорового образа жизни (формирование, сохранение и укрепление
здоровья);
• изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью;
• психологические механизмы здорового поведения;
• формирование внутренней картины здоровья;
• коррекцию индивидуального развития;
• профилактику
психических и
• исследование состояний предболезни личности и их профилактику;
• разработку концепции здоровой личности;
• определение
путей и условий для
раскрытия
творческого и духовного
• психологические механизмы стрессоустойчивости;
• социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга
и отдыха, социальная адаптация, общение и др.);
• тендерные аспекты психического и социального здоровья;
• разработку индивидуально ориентированных оздоровительных программ с
учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей
человека;
• детскую и школьную психологию здоровья;
• психологическое обеспечение профессионального здоровья;
• психологию долголетия, признаки психического старения и их профилактику;
• психологическую помощь при завершении жизненного пути.