Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:56, контрольная работа
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1.Расстройства памяти……………………………………………………………. 4
2.Нарушение памяти при распространенных
психических заболеваниях……………………………………………………... 5
3.Корсаковский синдром………………………………………………………... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Расстройства
памяти…………………………………………………………….
2.Нарушение памяти при распространенных
психических заболеваниях………………………………………………
3.Корсаковский
синдром………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как «память», «воспоминания». Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал:«Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Таким
образом, память - это сложный психический
процесс, состоящий из нескольких частных
процессов, связанных друг с другом.
Память необходима человеку. Она позволяет
ему накапливать, сохранять и
впоследствии использовать личный, жизненный
опыт. Все закрепление знаний и
навыков относиться к работе памяти.
Соответственно этому перед психологической
наукой стоит ряд сложных проблем,
входящих в раздел изучения процессов
памяти. Она ставит перед собой
задачу изучения того, как запечатляются
следы, каковы физиологические механизмы
этого процесса, какие условия
содействуют этому
Исследование патологии памяти важны в теоретическом отношение, так как они позволяют выявить, какие структуры, факторы участвуют в протекании мнемической деятельности, и сопоставить данные о нарушенных звеньях мнемической деятельности с разработанной отечественными психологами системой взглядов на формулирование процессов памяти. На самом деле, в основе нарушений памяти лежат различные факторы, которые должны быть подвергнуты психологическому анализу.
Психологические состояния мозга очень часто сопровождаются нарушением памяти. Одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной памяти является нарушение памяти на текущие события, при которых относительно хорошей остается память на события прошлого. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли они родственников, беседовал ли с ним сегодня врач и так далее. Ряд экспериментальных данных свидетельствуют о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведении.
Расстройства
памяти распространяется часто не только
не текущие события, но и на прошедшие:
больные не помнят прошлого, путают
его с настоящим, смещают хронологию
событий, то есть они дезориентированы
во времени и пространстве. У таких
больных нарушения памяти часто
носят прогрессирующий
В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динамики. Такие больные в течение какого – то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать. Если человеку с таким нарушением памяти предложить запомнить 10 слов, то после второго или третьего предъявления он будет помнить 6 – 7 слов, после пятого лишь три слова, а после шестого опять шесть, восемь слов.
Исследования, проведенные за последние десятилетия, позволили ближе подойти к характеристике тех нарушений памяти, которые возникают при обще мозговых нарушениях психической деятельности.
Если эти нарушения вызывают слабость и нестойкость возбуждения в коре головного мозга, нарушения памяти могут выразиться в общем снижении объема памяти, затруднении заучивания и легкой тормозимости следов интерферирующими воздействиями.
Интересно, что в случаях умственной отсталости нарушения логической памяти могут иметь место на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая в отдельных случаях может быть удовлетворительной по своему объему.
Исследования
нарушений памяти имеют большое
значение не только для уточнения
симптомов мозговых заболеваний
и их диагностики.
2.НАРУШЕНИЕ
ПАМЯТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ
ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Как
правило, психические болезни
Причины
возникновения психических
Шизофрения
- это психическое заболевание, которое
протекает с быстро или медленно
развивающимися изменениями личности,
такими как снижение энергетического
потенциала, прогрессирующая
Существует
много форм шизофрении, например, шизофрения
с навязчивостями, с астено-ипохондрическими
проявлениями (психическая слабость
с болезненной фиксацией на состоянии
здоровья), паранойяльная шизофрения
(стойкий систематизированный
У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (то есть безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия, доходящее до болезненного безволия. Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о прогрессе в лечении больного. Согласно статистике, порядка 60% процентов больных нетрудоспособны.
Мышление
больных шизофренией
Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.
Маниакально-депрессивный психоз – это заболевание, протекающее в форме смены депрессивных и маниакальных фаз, разделенных состояниями с полным исчезновением психических расстройств. Эта болезнь не приводит к изменениям личности и дефектам в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Итак, заболевание протекает в форме отдельно возникающих или сдвоенных фаз – маниакальной и депрессивной (причём последняя фаза встречается чаще). Выраженность расстройств бывает весьма разная. Продолжительность отдельных фаз колеблется от нескольких дней и недель до нескольких лет, в среднем от 2-3 до полугода. Болезнь может начинаться как независимо, так и в связи с воздействием патогенного внешнего фактора, причём отмечен фактор возникновения в определённое время года.
Депрессивная фаза характеризуется подавленным настроением, заторможенностью мыслительных процессов, психомоторным и речевым торможением. Для маниакальной фазы характерны повышенное настроение, ускоренное протекание мыслительных процессов, психомоторное и речевое возбуждение.
Проявления МДП возможны как в детском, так в подростковом и юношеском возрасте. Для каждого возраста характерны свои особенности. В детском возрасте – вялость, медлительность, малоразговорчивость, пассивность, растерянность, нездоровый вид, жалобы (на слабость, различные боли). Отмечается снижение успеваемости, затруднения в общении, нарушения сна и аппетита. При маниакальных состояниях наблюдается легкость в появлении веселости и смеха, дерзость в общении, повышенная инициативность, отсутствие признаков усталости и др. В подростковом и юношеском возрасте депрессивное состояние проявляется в заторможенности моторики и речи, снижении инициативы, в пассивности, утрате живости реакций, чувстве тоски, скуки, апатии, тревоги. Имеет место умственное притупление, забывчивость, склонность к самокопанию, заостренная чувствительность к отношению со стороны ровесников и др. Симптомы маниакального состояния: расторможенность, развязность, дурашливость, нереалистичность стремлений и действий. Не отмечается связи их деятельности с реальными событиями в их жизни.
Согласно статистическим данным, доля больных маниакально-депрессивным психозом в психиатрических клиниках составляет 3-5%, причём женщины заболевают примерно в 2 раза чаще мужчин.
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание, характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании, настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. По статистике, распространенность эпилепсии среди населения менее 1%, причём более половины людей заболевают в возрасте ещё до 15 лет.
Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Замечено, что иногда за пару дней до припадка появляются предвестники в виде плохого самочувствия, раздражительности, головной боли и т.д. Во время припадка эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков может быть разная: от ежедневных до одного-двух раз в год. Бывают и припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей сознания или его сумеречным состоянием.
С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления, невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и тоскливости).
Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта, слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм, выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно, маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая сдержанность в жестикуляции.
Олигофрения
- психическое недоразвитие, характерное
непрогрессирующим слабоумием. По степени
возрастания тяжести
При этом заболевании отмечается недоразвитие моторики, восприятия, внимания, памяти, понятийного, абстрактного мышления. Больные затрудняются отвлечься от конкретных второстепенных деталей, выделить значимые признаки, смысловые связи.