Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном и раннем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 3
§ 1 Проблема тревожности в отечественной психологии 3
§ 2 Феномен тревожности в зарубежной психологии 9
§ 3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 17
§4. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников 24
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном школьном возрасте.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

      Замечено, что интенсивность переживания  тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых “опасных людей” - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. (Б. Кочубей, Е.Новикова,1988)

      Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что не влияя в целом  на интеллектуальное развитие, высокая  степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. (Т.В.Лаврентьева, 1996)

      Тем не менее, у детей старшего дошкольного  и дошкольного возраста тревожность  еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий (А.И.Захаров, 1997), а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

§4. Влияние тревожности  на самооценку и статусное  положение в группе сверстников

 

      Тревожность как свойство личности во многом обуславливает  поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. (А.И.Захаров,1997).

      Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он - “гадкий утенок”. Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый - безобразным, ладный - нескладным. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями.

      Возникает внутренний конфликт - это столкновение позиций сознания и установок  в неосознаваемой сфере психики. Так, к примеру, у ребенка сложился осознаваемый принцип: “Надо помочь другу в беде, потому что он прав”. В сознании повелительный стимул - “надо”, а из неосознаваемого установка: “не надо, опасно” - и ребенок растерялся. Или, наоборот, в неосознаваемом, звучит внушенная отцом установка: “товарища надо выручать из беды любой ценой”. Однако сознание этого ребенка ориентировано на невмешательство. И он, решая умом, остается в стороне, не вмешивается, но внушенная отцом установка будоражит его, вызывает у него стыд. И ребенка мучают угрызения совести. Так рождаются нерешительность, тревожность. Ребенок боится совершить ошибку, он не уверен в себе. Внутренний конфликт порождает у него тревогу и депрессию.

      Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение  к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в  себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Трое сверстников в коридоре школы говорят о своем, но тревожный ребенок полагает, что говорят о нем и, конечно, только плохое. Он подходит, упорно стоит, вызывая недоумение ребят и испытывая чувство стыда. Но отойти в сторону, отрешиться от тревожной мнительности он не в силах. Самое важное для тревожного человека - а вдруг он еще и упустит информацию, угрожающую его безопасности (Я.Л. Коломинский, 1988).

      Тревожные дети, если у них хорошо развиты  игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и  не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или же напротив, сверхобщительные, назойливые, озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из-за своей неуверенности в себе, следовательно, эти дети не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Такой ребенок будет обижаться, и жаловаться, фальшивить и обманывать. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

      Личность  с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей  самооценке. Как правило, у нее  формируется неадекватная заниженная самооценка (см. выше). Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости. (Я. Л. Коломинский, 1988).

 

Список литературы

 

     1 Абрамова Г. С. "Введение в  практическую психологию". М.: "Издательский центр академия", 1995.

     2 Аниклева Н. П., Винникова Г.  В., Смирнов С. А. "Режиссура  педагогического взаимодействия". Новосибирск: НГПИ, 1991.

     3 Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. "Психофизиологический метод  оценки тревожности". Психологический  журнал - 1997 - №2 - стр.: 34-38.

     4 Аракелов Н. Е., Шмикова Н. "Тревожность:  методы её диагностики и коррекции". Вестник МУ, сер. Психология - 1998 - №1 - стр. 18.

     5 Бабич Н. И "Особенности первого  впечатления о другом человеке  у младших школьников". Вопросы  психологии - 1990 - №2.

     6 Бернс Эрик "Игры, в которые  играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1995.

     7 Бернс Эрик "Развитие Я - концепции  и воспитание". Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.

     8 Божович Л. И. "Личность и  её формирование в детском  возрасте", (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968 с. 231-235.

     9 Бреслав Г. М. "Эмоциональная  особенность формирования личности  в детстве: норма и отклонение". М.: Педагогика, 1990 с. 144.

     10 "Введение в практическую социальную  психологию". Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. Ю. М. Жукова, А. А. Петровской, О. В.Соловьевой - второе издание. М.: Смысл, 1996 с.373.

     11 Гарбузов В. И. "Нервные дети: советы врача". Л.: Медицина, 1990 с.176.

     12 Годфруа Ж. "Что такое психология?" в двух томах. Москва, 2001.

     13 "Дети с аффективным поведением". М.: Просвещение, 1996 с. 48-55.

     14 Добрович А. Б. "Воспитателю  о психологии и психогигиене  общения". М.: Просвещение, 1987.

     15 Зимбардо Р. "Застенчивость (что  такое и как с ней справиться". СПб.: 1995.

     16 Захаров А. И. "Предупреждение  отклонений в поведении ребенка"  третье издание. СПб.: Союз, 1997 с.224.

     17 Имедадзе И. В. "Тревожность  как фактор учения в дошкольном  возрасте". Психологические исследования. Тбилиси: Мецнисреба, 1960 с. 54-57.

     18 Изард К. Е. "Эмоции человека". М., 2001.

     19 Кондратьева С. В. "Практическая  психология" учебник студентов.

     20 Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. "Учим детей общению", популярное  пособие для родителей и педагогов.  Ярославль: Академия развития, 1997 с. 240

     21 Козлова Е. В. "Тревога - как  одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации". Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997 с. 16-20.

     22 Коломенский Я. А. "Психология  личных взаимоотношений в детском коллективе". Минск, 1988.

     23 Мухина В. С. "Детская психология". Учебник для пединститутов.

     24 Макшанцева Л. В. "Тревожность  и возможности её снижения  у детей" Психологическая наука и образование, 1988 №2 с. 15.

     25 Неймарк М. З. "Аффекты у детей  и пути их преодоления". Советская  педагогика. 1963, №5, с. 38-40.

Информация о работе Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном и раннем школьном возрасте