Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном и раннем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 3
§ 1 Проблема тревожности в отечественной психологии 3
§ 2 Феномен тревожности в зарубежной психологии 9
§ 3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 17
§4. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников 24
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном школьном возрасте.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

Калужский Государственный  Педагогический Университет

Им. К.Э. Циолковского

Институт  Социальных Отношений

 
 
 
 
 

Реферат на тему:

Рассмотрение  проблемы тревожности  в дошкольном и  раннем школьном возрасте 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ 

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ 3

      § 1 Проблема тревожности в отечественной психологии 3

      § 2 Феномен тревожности в зарубежной психологии 9

      § 3 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста 17

      §4. Влияние тревожности на самооценку и статусное положение в группе сверстников 24

      Список литературы 28

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ

§ 1. Проблема тревожности  в отечественной  психологии

 

      В психологической литературе, можно  встретить разные определения понятия  тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

      Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием  неблагополучия, с предчувствием  грозящей опасности”. (Л.В. Макшанцева, 1998).

      Различают тревожность как эмоциональное  состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

      По  определению Р.С. Немова: “Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”.

      Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что “широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: “тревожность характера” и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом”.

      По  определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.

      Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения. (А.В.Петровский, 1990).

      Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический  термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

      Тревожность - как черта личности связана с  генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги (Н.Аракелов, 1997).

      В исследовании уровня притязаний у подростков М.З. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Также эмоциональное неблагополучие типа тревожности наблюдалось у детей с высокой самооценкой. Они претендовали на то, чтобы быть “самыми лучшими” учениками, или занимать самое высокое положение в коллективе, то есть были высокие притязания в определенных областях, хотя действительных возможностей для реализации своих притязаний не имели (М.З. Неймарк, 1963).

      Отечественные психологи считают, что неадекватно  высокая самооценка у детей складывается в результате неправильного воспитания, завышенных оценок взрослыми успехов ребенка, захваливания, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

      Высокая оценка окружающих и основанная на ней самооценка вполне устраивает ребенка. Столкновение же с трудностями и  новыми требованиями обнаруживают его  несостоятельность. Однако, ребенок  стремится всеми силами сохранить свою высокую самооценку, так как она обеспечивает ему самоуважение, хорошее отношение к себе. Тем не менее, это ребенку не всегда удается. Претендуя на высокий уровень достижений в учении, он может не иметь достаточных знаний, умений, чтобы добиваться их, отрицательные качества или черты характера могут не позволить ему занять желаемое положение среди сверстников в классе. Таким образом, противоречия между высокими притязаниями и реальными возможностями могут привести к тяжелому эмоциональному состоянию.

      От  неудовлетворения потребности у  ребенка вырабатываются механизмы защиты, не допускающие в сознание признания неуспеха, неуверенности и потери самоуважения. Он старается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах. Пытается не признаться даже себе, что причина неуспеха находится в нем самом, вступает в конфликт со всеми, кто указывает на его недостатки, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность.

      М.З. Неймарк называет это “аффектом  неадекватности” - “…острое эмоциональное  стремление защитить себя от собственной  слабости, любыми способами не допустить  в сознание неуверенность в себя, отталкивание правды, гнев и раздражение  против всего и всех”. Такое состояние  может стать хроническим и  длиться месяцы и годы. Сильная  потребность в самоутверждении приводит к тому, что интересы этих детей направляются только на себя.

      Такое состояние не может не вызвать  у ребенка переживания тревоги. Первоначально - тревога обоснованна. Она вызвана реальными для  ребенка трудностями, но по мере закрепления  неадекватности отношения ребенка  к себе, своим возможностям, людям, неадекватность станет устойчивой чертой его отношения к миру. Тогда - недоверчивость, подозрительность и другие подобные черты, повлияют так, что реальная тревога станет тревожностью, когда ребенок будет ждать неприятностей в любых случаях, объективно для него отрицательных.

      Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно  его преодолеть.

      В работах этих авторов указывается, что очень трудно преодолеть аффект неадекватности. Главная задача состоит в том, чтобы реально привести в соответствии потребности и возможности ребенка, либо помочь ему поднять его реальные возможности до уровня самооценки, либо спустить самооценку. Но наиболее реальный путь - это переключение интересов и притязаний ребенка в ту область, где ребенок может добиться успеха и утвердить себя.

      Так, исследование Л. С. Славиной, посвященное  изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности.

      Кроме того, исследования отечественных психологов показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении  детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных  инстинктов, которые “ждут освобождения”  и всю жизнь довлеют над  человеком.

      Эти исследования можно рассматривать  как теоретическую базу для понимания  тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое.

      Проблема  тревожности имеет и другой аспект, - психо-физиологический.

      Второе  направление в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния.

      Большое число авторов считают, что тревога  является составной частью состояния сильного психического напряжения - “стресса”.

      Отечественные психологи, изучавшие состояние  стресса, внесли в его определение  различные толкования.

      Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека.

      В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

      При всех различиях в толковании понимания  “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

      Можно полагать, что наличие тревоги  в состоянии стресса связано  именно с ожиданием опасности  или неприятности, с предчувствием  его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их. Тревожность, как состояние, и есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей.

      Важный  факт: во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации, авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Так И.В. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности.

      Таким образом, стресс и фрустрация при  любом их понимании включают в себя тревогу.

      Подход  к объяснению склонности к тревоге  с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории И.П. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

      Данные  Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с  силой нервной системы. Высказанные  им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина (Б.М. Теплов, 1957).

      Он  делает предположение о более  высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

Информация о работе Рассмотрение проблемы тревожности в дошкольном и раннем школьном возрасте