Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 17:05, контрольная работа
Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
1. Понятие «общение» 3
2. Специфика педагогического общения 8
3. Пути совершенствования общения 14
4. Список использованной литературы
Качество
педагогического общения
Педагогическое общение отражает специфику
характера взаимодействия людей, описываемого
схемой "человек - человек".
Среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
Общение
- это процесс развития и становления
отношений между субъектами, которые
активно участвуют в диалоге.
Речь учителя является основным средством,
которое позволяет ему
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:
1.
Учебно-дисциплинарная модель
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.
Традиционно
обучение и воспитание рассматривались
как односторонне направленные процессы,
механизмом которых являлась трансляция
учебной информации от её носителя
- педагога к получателю - учащемуся. Педагогический
процесс, построенный на основе таких
представлений, в современных условиях
демонстрирует низкую эффективность.
Учащийся как пассивный участник этого
процесса оказывается способен лишь усвоить
(по сути, запомнить) ту ограниченную информацию,
которая предоставляется ему в готовом
виде. У него не формируется способность
самостоятельно овладевать новой информацией,
использовать её в нестандартных условиях
и сочетаниях, находить новые данные на
основе уже усвоенных. Односторонне направленный
учебно-воспитательный процесс практически
не достигает основной цели образования
- становления зрелой, самостоятельной,
ответственной личности, способной к адекватным
шагам в противоречивых и меняющихся условиях
современного мира. Личность под влиянием
авторитарного директивного воздействия
приобретает черты зависимости, конформности.
2.
Личностно-ориентированная модель общения.
Цель личностно-ориентированной модели
общения - обеспечить чувства психологической
защищенности ребенка, доверие его к миру,
радость существования, формирование
начала личности, развитие индивидуальности
ребенка. Для этой модели общения характерен
диалогический тип общения.
Данная
модель общения характеризуется
тем, что взрослый взаимодействует
с ребенком в процесс общения.
Он не подгоняет развитие детей, а
предупреждает возникновение
Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
В связи с этим,
в современной науке и практике
все большее признание
Пути совершенствования
общения
Когда человек верит в свои силы и возможности и очень желает, чтобы они проявились, то это воодушевление и уверенность помогают проявиться скрытым, способностям. Поэтому человек, не умеющий искусно общаться с людьми, а, главное, считающий, что этот недостаток вообще неискореним и ему не достичь совершенства общения, должен, в первую очередь, поверить в свои силы, убедить себя в том, что у него есть все необходимое, чтобы овладеть искусством общения, и что он этого добьется.
Совершенствование путей общения можно вести по нескольким направлениям:
1.
Учиться преодолевать
2. Развивать в себе способность заинтересовывать людей собой и своими разговорами с ними.
3. Вырабатывать умение управлять своим настроением и чувствами.
О психологическом барьере говорят в том случае, когда человек затрудняется вступать в контакт, выполнить какое-либо действие и т.п., поскольку ощущает в себе некоторую внутреннюю преграду. Он боится получить отказ при знакомстве, быть непонятым, осмеянным, не понравиться партнеру, услышать грубость в ответ и т.п. Часто человек не осознает самой причины, которая обусловила психологический барьер, и переживает его преимущественно на эмоциональном уровне. Положительные эмоции как бы подталкивают человека к тому, чтобы он начал действовать. Отрицательные эмоции сдерживают его, сигнализируют о том, что выполнение действия или поступка чревато для него неприятными последствиями. Отсюда желание не торопиться с действиями, а подождать, подумать.
Если человек "прислушивается" к своим отрицательным эмоциям, то иногда они помогают ему избежать нежелательных последствий. Однако в том случае, когда тревожным переживаниям придается слишком большое значение, они начинают мешать человеку в его жизнедеятельности. Со стороны такие люди выглядят нерешительными, колеблющимися, заторможенными. Если в отношении какого-либо поступка или действия у них возникает психологический барьер, то они предпочитают отказаться от этого действия или поступка. Они выбирают пассивную позицию.
Как правило, такие люди перед каким-то важным делом нелегко преодолевают свой психологический барьер: взгляд у них тревожный, руки сильно сжимаются или теребят одна другую, поза напряженная, полное отсутствие желания продолжать разговор.
Если человек слишком часто испытывает чувство психологического барьера, ему необходимо:
1. Научиться определить причину барьера.
2. Активно, а не пассивно ее преодолевать.
Конечно, это очень трудно, но этому можно научиться. Одним из способов, развивающих умение активно преодолевать психологические барьеры, является игровое поведение, когда человек играет какую-то роль (вспомните о социальной, межличностной, внутригрупповой, индивидуальной роли).
Список использованной
литературы
1. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995г.
2. Калтунова
М.В. Язык делового общения.-М.
3. Столяренко
Л. Д. Психология делового
4. http://ru/wikipedia - Википедия. Свободная энциклопедия.
5. http://www.avpu.ru/proect/
6. http://www.voppsy.ru/journals_