Пути совершенствования общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Содержание

1. Понятие «общение» 3
2. Специфика педагогического общения 8
3. Пути совершенствования общения 14
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр.раб..doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Качество  педагогического общения определяется, прежде всего, тем, что оно реализует  специфическую обучающую функцию, которая включает в себя воспитывающую. Ведь исходной позицией для организации оптимального образовательного процесса является воспитывающий и развивающий характер обучения. Обучающая функция может быть соотнесена с трансляционной функцией общения, по А.А. Брудному, но только в общем плане. Обучающая функция педагогического общения является ведущей, но она не самодовлеющая, она естественная часть многостороннего взаимодействия учителя - учеников, учеников между собой. 
          Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой "человек - человек".

      Среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:

    1. Умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей".
    2. Умение слушать и выслушивать.
    3. Широкий кругозор.
    4. Речевая (коммуникативная) культура.
    5. "Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту".
    6. "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше".
    7. Способность сопереживать.
    8. Наблюдательность и др.

      Модели  педагогического общения.

      Общение - это процесс развития и становления  отношений между субъектами, которые  активно участвуют в диалоге. Речь учителя является основным средством, которое позволяет ему приобщить  учеников к своим способам мышления.

     Если  рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения:

     1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где:

    • Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
    • Тактика общения: диктат или опека.
    • Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

      В результате такой модели общения  происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения.

      Традиционно обучение и воспитание рассматривались  как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде. У него не формируется способность самостоятельно овладевать новой информацией, использовать её в нестандартных условиях и сочетаниях, находить новые данные на основе уже усвоенных. Односторонне направленный учебно-воспитательный процесс практически не достигает основной цели образования - становления зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адекватным шагам в противоречивых и меняющихся условиях современного мира. Личность под влиянием авторитарного директивного воздействия приобретает черты зависимости, конформности. 
          
2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

      Данная  модель общения характеризуется  тем, что взрослый взаимодействует  с ребенком в процесс общения. Он не подгоняет развитие детей, а  предупреждает возникновение возможных  отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

     Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).

      Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

      Личностная  позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

      В связи с этим, в современной науке и практике все большее признание приобретает  концепция педагогического процесса как диалога, предусматривающего взаимно направленное и этим обусловленное взаимодействие участников этого процесса, а также методы групповой дискуссии. В этом плане педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей обучения и воспитания.

 

       Пути совершенствования  общения 

      Когда человек верит в свои силы и возможности и очень желает, чтобы они проявились, то это воодушевление и уверенность помогают проявиться скрытым, способностям. Поэтому человек, не умеющий искусно общаться с людьми, а, главное, считающий, что этот недостаток вообще неискореним и ему не достичь совершенства общения, должен, в первую очередь, поверить в свои силы, убедить себя в том, что у него есть все необходимое, чтобы овладеть искусством общения, и что он этого добьется.

      Совершенствование путей общения можно вести по нескольким направлениям:

      1. Учиться преодолевать психологические  барьеры в общении.

      2. Развивать в себе способность заинтересовывать людей собой и своими разговорами с ними.

      3. Вырабатывать умение управлять своим настроением и чувствами.

      О психологическом барьере говорят в том случае, когда человек затрудняется вступать в контакт, выполнить какое-либо действие и т.п., поскольку ощущает в себе некоторую внутреннюю преграду. Он боится получить отказ при знакомстве, быть непонятым, осмеянным, не понравиться партнеру, услышать грубость в ответ и т.п. Часто человек не осознает самой причины, которая обусловила психологический барьер, и переживает его преимущественно на эмоциональном уровне. Положительные эмоции как бы подталкивают человека к тому, чтобы он начал действовать. Отрицательные эмоции сдерживают его, сигнализируют о том, что выполнение действия или поступка чревато для него неприятными последствиями. Отсюда желание не торопиться с действиями, а подождать, подумать.

      Если  человек "прислушивается" к своим  отрицательным эмоциям, то иногда они  помогают ему избежать нежелательных  последствий. Однако в том случае, когда тревожным переживаниям придается  слишком большое значение, они  начинают мешать человеку в его жизнедеятельности. Со стороны такие люди выглядят нерешительными, колеблющимися, заторможенными. Если в отношении какого-либо поступка или действия у них возникает психологический барьер, то они предпочитают отказаться от этого действия или поступка. Они выбирают пассивную позицию.

      Как правило, такие люди перед каким-то важным делом нелегко преодолевают свой психологический барьер: взгляд у них тревожный, руки сильно сжимаются  или теребят одна другую, поза напряженная, полное отсутствие желания продолжать разговор.

      Если  человек слишком часто испытывает чувство психологического барьера, ему необходимо:

      1. Научиться определить причину барьера.

      2. Активно, а не пассивно ее  преодолевать.

      Конечно, это очень трудно, но этому можно  научиться. Одним из способов, развивающих умение активно преодолевать психологические барьеры, является игровое поведение, когда человек играет какую-то роль (вспомните о социальной, межличностной, внутригрупповой, индивидуальной роли).

 

       Список использованной литературы 

1. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995г.

2. Калтунова  М.В. Язык делового общения.-М.: Экономика, 2000.

3. Столяренко  Л. Д. Психология делового общения  и управления. Учебник. - Ростов н/Д:  Феникс, 2005.

4. http://ru/wikipedia - Википедия. Свободная энциклопедия.

5. http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm

6. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm

Информация о работе Пути совершенствования общения