Пути совершенствования общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

Содержание

1. Понятие «общение» 3
2. Специфика педагогического общения 8
3. Пути совершенствования общения 14
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр.раб..doc

— 90.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Понятие «общение» 3
2. Специфика педагогического  общения 8
3. Пути совершенствования  общения 14
4. Список использованной литературы 16
 

 

Понятие «общение» 

      Существуют  различные определения «общения». Приведем два из них:

      1. Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

      2. Общение – это реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.

      Основной  путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы – это углубленное изучение различных  социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

      Всякое  производство предполагает объединение  людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную  совместную деятельность, если – не будет установлен контакт между  людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.

      В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

      1. Общение как обмен информацией.

      Функции общения на индивидуальном уровне жизни  человека многообразны, но обычно, выделяют три класса этих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделяют три стороны общения: как обмен информацией, как межличностное взаимодействие и как понимание людьми друг друга. Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

      Общение нельзя рассматривать как отправление  информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

      Особую  роль для каждого участника общения  играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

      Характер  обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством  системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, т.е. обмен такой информацией  обязательно предполагает воздействие на партнера.

      В-третьих, коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения  обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значение одних и тех  же слов, люди не всегда понимают их одинаково: тому причиной социальные, политические, возрастные особенности.

      И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные  барьеры, которые носят социальный и психологический характер.

      Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему.

      Проксемика  – это специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной  организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства.

      2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения). 
Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга. 
Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

      Исходным условием успешности общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Нельзя представлять себе общение всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающим и лишенным внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью – возникает межличностный конфликт. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

      В совместной деятельности причинами  конфликтов могут выступать два  рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причем конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия. Особенно существенную роль смысловые барьеры приобретают в так называемом педагогическом общении, что объясняется возрастной разницей, жизненным опытом одних и отсутствием его у других, расхождением в интересах и, что особенно важно подчеркнуть, зачастую ошибками в выборе воспитательных воздействий со стороны старших.

      3. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

      Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень  важно, как воспринимается партнер  по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. Отметим сразу, что термин «восприятие» здесь употреблен не в общепсихологическом понимании. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек выступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются его эмоциональная оценка, попытка понять строй его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. 
Итак, восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. 
Связь общения с совместной деятельностью очевидна. В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения.

      Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 

       Специфика педагогического  общения 

      Педагогическое  общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

      В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Рассмотрим некоторые из них.

      А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя  с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива".

      И.А. Зимняя обращает внимание на то, что  педагогическое общение "как форма  учебного сотрудничества есть условие  оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".

      Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

      Основная цель педагогического  общения состоит как в передаче общественного и профессионального  опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными  смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

      Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

    • контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
    • побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;
    • амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

      Педагогическое  общение создает условия для  реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. 
          Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения. 
          В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принято безусловное требование И. Канта: всегда относиться к себе и учащимся как цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности. Именно оно в процессе общения и является выражением чести и достоинства субъектов общения.

      Педагогическое  общение должно ориентироваться  не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного  общения имеют такие этические  ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

      Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения).

      В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Информация о работе Пути совершенствования общения