Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, цель работы ― ознакомиться с приёмами и средствами улучшения памяти человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявить законы, явления и эффекты процессов памяти;
Выделить и описать приемы управления памятью;
Изучить и представить методы и средства улучшения памяти.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Законы, явления и эффекты процессов памяти………………………….......4
2. Приемы управления памятью……………………………………………..….6
3. Методы и средства улучшения памяти………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

     2. Необходимо систематически чередовать  пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание.

     3. Чаще применять мнемотехнические приемы. Их не трудно изобрести человеку, знакомому с индивидуальными особенностями своей памяти.  Нужно руководствоваться генеральным правилом всякой умственной работы - отдыхать через смену занятий.

     4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти. Эмоционально окрашенные события (отрицательные, аффекты) забываются плохо. Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия. Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства.

     5. Совмещать запоминание лучше  в сочетании с другим механическим  занятием (ходьба, вязание и т.п.).

     Таким образом, под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик.

 

      3. Методы и средства  улучшения памяти

     Знание  закономерностей развития памяти составляет важный момент при развитии и совершенствовании  процессов и механизмов памяти. Мы обратимся к тому, как увеличить  объем кратковременной памяти. Затем  рассмотрим методы улучшения долговременной памяти; эти методы основаны на повышении эффективности кодирования и воспроизведения.

     Укрупнение  и объем памяти. У большинства людей объем кратковременной памяти не может превысить 7 ± 2 элементов. Можно расширить размер одной единицы и тем самым увеличить количество элементов, находящихся в объеме памяти. Имея последовательность 149-2177-619-96, можно воспроизвести все 12 цифр, если ее перекодировать как 1492-1776-1996 и сохранить единицы в кратковременной памяти. Хотя с большинством последовательностей такого не получится, мы не помним достаточное количество значительных дат. Но если систему перекодирования развить так, чтобы она работала с любой последовательностью, то объем кратковременной памяти на числа можно увеличить [3, 134].

     Образы  и кодирование. Воспроизведение несвязанных элементов можно улучшить, добавив во время кодирования значимые связи между ними; такие связи в дальнейшем будут способствовать воспроизведению. Для объединения несвязанных элементов в пары особенно полезными оказались мысленные образы, поэтому они являются главной составной частью многих мнемонических (помогающих памяти) приемов.

     Один  из известных мнемонических приемов  называется методом размещения по местам. Этот метод особенно хорошо работает с упорядоченной последовательностью произвольных элементов, например несвязанных слов. Первое, что нужно сделать, — это ввести в память упорядоченную последовательность мест, через которые вы проходите, например, во время медленной прогулки по своему дому. Когда вы уже можете легко совершить эту мысленную прогулку, вы готовы к запоминанию стольких несвязанных слов, сколько мест вам встречается по пути. Вы формируете образ, в котором связываете первое слово с первым местом, затем другой образ, который связывает второе слово со вторым местом, и так далее. Если слова — это элементы списка покупок, например «хлеб», «яйца», «молоко» и «ветчина», вы можете вообразить ломтик хлеба, прибитый гвоздем ко входной двери, яйцо, свисающее с нитки выключателя в прихожей, банку пива в книжном шкафу, рекламу молока по телевизору и занавески, сделанные из гигантских ломтей ветчины. После того как вы запомнили все элементы, их можно воспроизвести по порядку, проделав мысленную прогулку. Каждое место будет воспроизводить образ, а каждый образ будет воспроизводить слово [1, 296].

     При помощи мысленных образов можно  ассоциировать произносимые испанские  слова с соответствующими английскими (например, английское слово Sleep [сли:'п] спать можно запомнить так: Слип - аются глаза, спать хочется. Или еще одно слово - Sky [ска'й] небо: пу - скай в небо свою ракету;

     Осмысление  и кодирование. Мы видели, что чем больше мы вникаем в содержание запоминаемых элементов, тем легче их будет впоследствии воспроизвести или распознать. Чем больше связей установлено между элементами, тем больше возможностей для воспроизведения. Эти данные имеют непосредственную практическую ценность: если вы хотите запомнить какой-то факт, расширьте его значение. Вопросы о причинах и следствиях события — это эффективный способ осмысления материала, каждый вопрос устанавливает значимую связь, или путь воспроизведения этого события.

     Контекст  и воспроизведение. Контекст — мощный фактор воспроизведения, память можно улучшить путем восстановления контекста, в котором происходило запоминание. Чаще всего, когда нам надо что-то вспомнить, мы физически не можем вернуться туда, где мы это запоминали. В таких ситуациях можно восстановить контекст мысленно [1, 297].

     Организация. Мы знаем, что организация материала во время кодирования улучшает последующее воспроизведение. Этот принцип может иметь большое практическое значение: можно хранить и воспроизводить огромное количество информации, если только она организована.

     В одном исследовании испытуемые запоминали списки несвязанных слов, организуя слова каждого списка в виде рассказа.

         ЛЕСОРУБ ВЫЛЕТел из леса, СКАТился вокруг ИЗГОРОДИ позади КОЛОНИИ УТОК. Он споткнулся об какую-то МЕБЕЛЬ, порвав свой НОСОК, когда торопился к ПОДУШКЕ, где  лежала его ПОДРУГА. ОВОЩ может быть полезным ИНСТРУМЕНТом для студентов КОЛЛЕДЖа. Морковка может служить ГВОЗДем для вашего ЗАБОРа или БАССЕЙНа. Но КОРОЛевский ТОРГОВЕЦ по ЛЕСТНИЦЕ переберется через забор и скормит эту морковку КОЗЛУ.

     Осмысление материала помогает заучиванию. Память выигрывает больше всего, когда организацию выстраивает сам запоминающий.

     Тренируемость воспроизведения. Еще один способ улучшить воспроизведение — тренироваться в нем, то есть задавать себе вопросы о том, что вы пытаетесь заучить. Предположим, у вас есть 2 часа на то, чтобы выучить задание, на прочтение требуется 30 минут. Читать и перечитывать задание 4 раза — это менее эффективный путь, чем прочитать его 1 раз и потом задавать себе вопросы о нем. Потом можно перечитать отдельные места, чтобы уяснить моменты, которые было трудно воспроизвести после первого чтения, и возможно, стоит глубже осмыслить эти моменты, связав их друг с другом и с остальной частью задания. Пробное воспроизведение является хорошим приемом эффективного использования учебного времени.

     Методика  тренировки воспроизведения может пригодиться и в ситуациях с имплицитной памятью. Это идеомоторная тренировка она представляет воображаемое повторение сенсомоторного навыка при отсутствии каких-либо сильновыраженных движений тела. Например, вы можете представить, что ударяете ракеткой по теннисному мячу, внося мысленные поправки, когда воображаемый удар кажется неудачным. Такая мысленная тренировка может улучшить выполнение навыка, особенно если она чередуется с реальными физическими упражнениями [1, 299].

     Одним из наиболее известных методов улучшения памяти является метод ПВЧУК. Он разработан для улучшения способности студентов к изучению и запоминанию учебного материала. Название метода состоит из аббревиатуры названий этапов: предосмотр, вопросы, чтение, устное воспроизведение, контроль. На первом этапе предварительно просматривают материал главы, чтобы получить представление о темах и разделах. Предосмотр включает прочтение реферативной части, беглое ознакомление с содержанием главы и тщательное прочтение резюме в конце. Предосмотр создает представление об организации главы и зачатки организации. Вторая, третья и четвертая стадии (вопросы, чтение и устное воспроизведение) применяются к каждому разделу главы. На стадии вопросов прочитывают заголовки и подзаголовки и превращают их в вопросы. На стадии чтения читают раздел, находят ответы. На стадии устного воспроизведения вспоминают основные идеи раздела. Стадии вопросов и чтения приведут к осмысливанию материала во время кодирования; стадия устного воспроизведения побуждает к тренировке воспроизведения. Контроль следует после окончания главы. Мы стараемся вспомнить основные факты из того, что прочитали, и понять, как различные факты связаны один с другим.

     Таким образом, существуют методы улучшения долговременной памяти. Эти методы основаны на повышении эффективности кодирования и воспроизведения. Методы основаны на трех принципах улучшения памяти: организации материала, осмыслении материала и тренировке воспроизведения. 
 
 
 
 

 

      Заключение

     Человеческая память, если ее постоянно упражнять, будет продолжать улучшаться с возрастом. Нужно постоянно практиковать запоминание и воспроизведение во всех ситуациях, где только есть малейшая возможность.

     У каждого из нас разные способности и резервы памяти. Каждый человек имеет неограниченные возможности, так как человеческий мозг обладает огромным потенциалом.

     Процессы  памяти улучшаются при включении  их непосредственно в деятельность. Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Эмоциональная раскраска информации улучшает ее запоминание. Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов. Для лучшего запоминания используют прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой.

     Таким образом, психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти. Знание закономерностей развития памяти составляет важный момент при развитии и совершенствовании процессов и механизмов памяти.

     Среди методов и средств улучшения памяти выделяют следующие: метод укрупнения и объема памяти; использование образов и кодирования; один из известных мнемонических приемов называется методом размещения по местам; метод осмысления и кодирования; память можно улучшить путем восстановления контекста, в котором происходило запоминание; организация материала во время кодирования улучшает последующее воспроизведение; еще один способ улучшить воспроизведение — тренироваться в нем, то есть задавать себе вопросы о том, что вы пытаетесь заучить. Методы основаны в основном на трех принципах улучшения памяти: организации материала, осмыслении материала и тренировке воспроизведения.

 

      Литература

  1. Введение в психологию. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. - Учебник для студентов университетов. - 2000. - 700 с.
  2. Выготский Л. С.  История развития высших психических функций. // Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 3. - М.: 1984.
  3. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер. - 2004. - 320 с.
  4. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций: Тексты.  - М.: - 1993.
  5. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский. - 3-е изд. - Минск: Амалфея. - 2008. - 368 с.
  6. Психология памяти / Под ред. Ю.Б.Гипенрейтер и В.Я. Романова. - М.: Черо. - 2000. - 816 с.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. - 2003. -713 с.

Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека