Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:32, контрольная работа
Таким образом, цель работы ― ознакомиться с приёмами и средствами улучшения памяти человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Выявить законы, явления и эффекты процессов памяти;
Выделить и описать приемы управления памятью;
Изучить и представить методы и средства улучшения памяти.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Законы, явления и эффекты процессов памяти………………………….......4
2. Приемы управления памятью……………………………………………..….6
3. Методы и средства улучшения памяти………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………13
Литература……………………………………………………………………….14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
«АНГАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ
и ПЕДАГОГИКА»
Тема:
«Пути, приёмы и средства
улучшения памяти человека»
Выполнила:
студент
группы БТПз-07-1
Павлицова
К.О.
Проверил:
кандидат пед.наук
Распутин
Б.Л.
Ангарск, 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Законы, явления и эффекты процессов памяти………………………….......4
2. Приемы управления памятью……………………………………………..….6
3. Методы и средства улучшения памяти………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность. Память ― это познавательный процесс, включающий в себя несколько частных процессов, связанный друг с другом: запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации. Память составляет основу познания мира человеком. По признанию С. Рубинштейна, отсутствие памяти превратило бы его в «существо мгновения» [7, 300].
К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.
Таким образом, цель работы ― ознакомиться с приёмами и средствами улучшения памяти человека.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
При
написании работы были использованы
книги: «Введение в психологию» Риты Л.
Аткинсон, в которой рассмотрены законы
и эффекты процессов памяти, а также методы
и приемы развития памяти; «История развития
высших психических функций» Л.С. Выготского,
где в томе 3 представлена характеристика
процессов памяти и приемы её развития
и совершенствования; «Лекции по общей
психологии» А.Р. Лурия, где изложены особенности
формирования памяти и возможности её
тренировки; «Общую психологию: познавательные
процессы» В.М. Козубовского, в котором
автор отмечает зависимость развития
памяти от законов, явлений и эффектов
процессов памяти.
1. Законы, явления и эффекты процессов памяти
У каждого из нас разные способности и резервы памяти. Кому-то достаточно прочитать текст один раз и пересказать его с точностью до буквы, а кому-то потребуется час, чтобы запомнить несколько абзацев. Однако каждый человек имеет неограниченные возможности, так как человеческий мозг обладает огромным потенциалом. Психологи считают, что средний человек использует свой мозг лишь на 10%, а остальные 90% пропадают.
Итак, каждый человек способен развить свою память и увеличить процент использования своего мозга. Это даст ему ощутимое преимущество на «средними» людьми и, несомненно, поможет достигнуть успеха в жизни.
Законы памяти необходимо изучать, чтобы использовать их для индивидуального развития человека, а также для эффективной организации его знаний и навыков в сфере профессиональной деятельности.
Ассоциативный закон памяти устанавливает факт зависимости процессов запоминания, сохранения и восстановления информации от ассоциативных связей между ее фрагментами или фрагментами другой информации по параметрам схожести, контрасту, содержанию и смежности.
Закон осознания утверждает, что процессы памяти зависят от степени осмысленности информации, подлежащей запоминанию, сохранению и последующему восстановлению.
Закон эмоциональной окраски фиксирует зависимость памяти от уровня эмоциональной реакции индивида, сопровождающей процессы запоминания, сохранения, восстановления и забывания информации. Закон имеет следствия: «эффект края», «эффект первичности» и «эффект недавности». «Эффект края» состоит в прочном запоминании начала и конца информации.
«Эффект первичности» говорит о более высокой вероятности припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. «Эффект недавности» (новизны) заключается в большей вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними. Так, по отношению к знакомому человеку значимой является последняя информация о нем. О незнакомце значимой оказывается первая информация.
Эффекты объясняются ограниченностью ёмкости кратковременной и оперативной памяти, буферной функцией видов памяти. Вновь поступающий сигнал вытесняет один из ранее поступивших. В этой связи сигналы, поступившие в буферную память первыми и последними, закрепляются прочнее по сравнению с сигналами, поступившими в середине [5, 172].
Закон актуальных потребностей устанавливает факт влияния на процессы памяти потребностей и мотивов человека. Например, эффект Зейгарник: из серии выполняемых заданий помнить незавершенные. Дело в том, что незавершенные дела порождают неудовлетворенные потребности, которые в соответствии с законом актуальных потребностей активизируют процесс сохранения памяти [6, 438].
Закон речевого и образного сопровождения памяти утверждает, что речевая интерпретация запоминаемого материала влияет на процессы памяти. Это можно объяснить тем, что в памяти человека информация хранится в виде образов и внутренней речи. Перевод чувственного восприятия материала на язык «мышления» и образов обеспечивает передачу информации из кратковременной в долговременную память (и наоборот).
Закономерности забывания информации описываются некоторыми кривыми, явлениями и эффектами. Кривая забывания Эббингауза описывает влияние времени на процесс забывания информации, полученной на основе механического запоминания логически бессвязных между собой знаков. Сразу после запоминания забывание идет быстро, а затем замедляется. Информация теряется быстрее в первые 9-10 часов после ее усвоения, а затем в течение последующих 7 дней потери не превышают 20% [5, 173].
Таким образом, психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приёмы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.
2. Приемы управления памятью
Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы. Объективные факторы управления: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия. Субъективные факторы управления: подсказки, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояния человека.
Без подсказок невозможно обеспечить доступ в хранилище информации. Порой подсказки не осознаются в полной мере человеком, порой ему приходится сознательно искать их. Например, возникает потребность в вещи, которая находится в соседней комнате. Мы направляемся в нее. Но, оказавшись в ней, забываем, зачем пришли сюда. Совет: «Вернись назад, вспомнишь». Следовательно, для воспроизведения забытой информации полезно перенестись в ту среду, где эта информация «родилась». В житейской интерпретации этот вывод звучит по-другому: «дома и стены помогают». В привычной обстановке скорость процесса воспроизведения информации увеличивается [5, 188].
Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью. Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Память развивается под «нагрузкой»: чтобы научиться петь, надо... петь. И чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память [6, 479].
Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются... одни слабые воспоминания [4, 78].
Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает её запоминание. По словам французского писателя А. Ривароля, память повинуется сердцу. Надо искренне полюбить его.
Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. Так, в наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства.
Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени - часов, дней).
Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов. Для лучшего запоминания используют прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект - в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала. Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации. Конечно же, весьма эффективным приёмом запоминания информации является повторение [6, 524].
Из вышеизложенного можно сделать вывод. Используя метод ассоциаций, информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями, способствует более прочному запоминанию.
Обращаться к
Советы по развитию памяти
1. «Закон распределения повторений во времени». Суть: число повторений, необходимых для полного усвоения материала, уменьшается, если не стремиться запомнить все сразу.
Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека