Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:50, контрольная работа
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтом’ проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной пс
Диагностический
инструментарий
№ | Сборник | Методика | Автор | Краткое описание |
1 | Ильин КП. Мотивация и мотивы, Серия Мастера психологии. Спб., 2000. |
«Направленность на приобретение знаний» | Е. П. Ильин
Н. А. Курдюкова |
Дается ряд утверждений вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу. |
2 | Рогов КИ. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —2- е изд., перераб. и доп. М.: 1 ума—вит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.—Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 384с: ил. |
Тест юмористических фраз (ТЮФ) |
А.Г.Шмелевым и В.С.Бабиной | Исследование
мотивационной сферы с помощью
теста юмористических фраз |
3 | Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия Мастера психологии. Спб., 2000. |
«Диагностика социально- психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере» | О.Ф.Потемкина | Дается ряд шкал, например: Шкала А «Выявление установок, направленных на “альтруизм-эгоизм”» Шкала Б «Выявление установок на “процесс деятельности”- “результат деятельности”». Нужно ответить «да» или «нет» |
4 |
Фридман Л. М., Пушкина
Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М., 1988. |
«Незаконченное
решение» |
Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. |
Цель методики: установить
наличие у учащихся
стремления к завершению
начатого дела, что может свидетельствовать
о силе и устойчивости
возникшего побуждения (ситуативного
учебно-познавательного интереса). |
5 | Елфимова Н.Е. диагностика и коррекция мотивации учения дошкольников и младших школьников. - М.: МГУ. 1991. |
«Составление расписания на неделю» | Рубинштейн СЯ. |
Анализируются особенности учебной мотивации ребенка. уровень притязаний, интересы |
Задание
№ 5
коррекционные и развивающие
задания
№ | Сборник | Методика | Краткое описание |
1 | Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 64 с. |
Развивающие игры с элементами логики | Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. |
2 | Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2- е изд.. перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. |
Коррекционная
программа по результатам тестирования
ШТУР |
Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения результатов тестирования. Коррекционная программа I: для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций. Коррекционная программа II: начинается с беседы психолога со школьником о том, что школьные успехи, усвоение знаний на уроках за-висят от того, насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, доказывать, причем всему этому можно обучиться. Ведется совместный поиск ответа на вопрос: что для этого нужно сделать? дал ее предлагается ряд заданий, в которых надо будет применить некоторые из перечисленных умственных действий. |
3 | Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. М., 1996. |
Развивающие занятия | Цель развивающих занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей в самостоятельную поисковую деятельность. |
4 | Развитие интеллекта у детей. Гильбух ЮЗ. - Киев. 1994. |
Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности, аналитического восприятия. | Упражнения: ‘Проследи за направлением”, “Сравни две картинки”. Поиск рисунков - двойников”, “Где два одинаковых?”, “Поиск простой фигуры”, “Загадочные картинки”, “Сколько здесь кубиков?”, “Сколько кубиков не хватает”, “Вообрази. что получится”, “Пара к паре”, “Подбери пару”, “Противоположности в картинках’, “Пятый - лишний”, “Составление квартета”, “Развитие событий”, “Расположение иллюстраций к сказкам”, “Анаграммы в картинках’, “Какая фигура следующая’, “Как поступить?” |
5 | Мазо Г. Е. Психологический практикум. - Минск, 1991. |
Задания на тренировку объема внимания, памяти, концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности. | Упражнения “Точки”, “Проследи за направлением”. |
Задание № 6
Выводы
ГIроблема мотивации в
Считается, что мотивационная сторона
учения школьника в практике обучения
наименее управляема. Формирование мотивации
подчас идет стихийно, не являясь предметом
специальной целенаправленной
систематической работы. В.С.Мерлин в связи
с этим справедливо подчеркивает, что
необходимо «управлять не только умственными
действиями, но и мотивами приобретения
знаний». И действительно, если не управлять
мотивационной сферой учения, то может
произойти регресс мотивации, снижение
ее уровня, мотивы могут потерять действенность,
как это и случается нередко там, где нет
целенаправленного управления этой
стороной учения. Сказанное и определяет
актуальность изучения проблемы мотивации
учения. Мотивационный компонент таит
в себе богатые возможности. Как обнаружилось
в исследованиях, мотивационная сфера
более динамична, чем познавательная,
интеллектуальная. Изменения в мотивации
происходят быстро.
Недостаточное внимание школы к воспитанию
мотивации объясняется и неразработанностью
этой проблемы, ее сложностью. Не получили
ещё однозначного раскрытия даже сами
понятия «мотив»,
«мотивация,
«потребность» и др. В этом и заключается
необходимость ее теоретического
изучения.
Задание №7
Самооценка проделанной работы
Предложенная форма
выполнения контрольной работы очень
необычна, интересна, познавательна,
но требует большого количества времени
для подготовки.
В процессе работы мне понадобилось сначала
найти, затем прочитать и проанализировать
большое количество литературных источников.
Так как в нашей районной библиотеке нет
необходимой литературы, я воспользовалась
ресурсами сети Интернет. Некоторые источники
я прочитала в электронном варианте, например.
Масло А. «Мотивация и личность», Рогов
Е.И. «Настольная книга практического
психолога», Л.И. Божович «Проблемы формирования
личности» и др.
Немало времени занял и анализ прочитанной
литературы. Наибольшую сложность меня
вызвало выделение основных идей авторов,
гипотез, предположений, обобщение понятий,
нахождение взаимосвязей между понятиями.
Выбранная мною тема оказалась трудной,
так как во многих источниках в основном
описывается понятие «мотивация деятельности»
и мало уделяется внимания понятию «учебная
мотивация», а также «пути повышения мотивации».
Понравилось, что в источниках описано
очень много различных методик диагностики,
а также коррекционных и развивающих заданий.
Было интересно не только с ними познакомиться,
но и применить их на практике.
Наибольшую трудность вызвал поиск ответа
на вопрос задания №3
«Экспериментальные исследования». По
вопросу мотивации учебной
деятельности таких исследований
описано очень мало.
Информация о работе Пути формирования учебной мотивации у младших школьников