Пути формирования учебной мотивации у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:50, контрольная работа

Описание работы

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтом’ проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной пс

Работа содержит 1 файл

Московский гуманитарно.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Диагностический инструментарий 

Сборник Методика Автор Краткое описание
1 Ильин КП.  
Мотивация и мотивы,  
Серия Мастера  
психологии. Спб.,  
2000.
«Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильин 

Н. А. Курдюкова 

Дается ряд  утверждений вопросов с парными  ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
2 Рогов КИ.  
Настольная книга практического  
психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. —2- е изд., перераб. и доп. М.: 1 ума—вит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999.—Кн. 1:  
Система работы психолога с детьми разного возраста. 384с:
ил.
Тест  
юмористических фраз (ТЮФ)
А.Г.Шмелевым и  В.С.Бабиной  Исследование  мотивационной сферы с помощью  теста  
юмористических фраз
3 Ильин Е.П.  
Мотивация и мотивы. 
Серия Мастера  
психологии. Спб., 2000.
«Диагностика социально- психологических установок личности в мотивационно- потребностной сфере» О.Ф.Потемкина  Дается ряд шкал, например:  
Шкала А  
«Выявление установок, направленных на “альтруизм-эгоизм”»

Шкала Б «Выявление установок на “процесс деятельности”- “результат деятельности”». Нужно ответить «да» или «нет»

4  
Фридман Л. М., Пушкина  Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности 
учащегося и ученических  
коллективов.-М., 1988.  
«Незаконченное  решение»  
Фридман Л. М.,  
Пушкина Т. А.,  
Каплунович И. Я.  
Цель методики: установить наличие у учащихся стремления к завершению начатого дела, что может свидетельствовать о силе и устойчивости возникшего побуждения (ситуативного учебно-познавательного интереса).  
5 Елфимова Н.Е.  
диагностика и  
коррекция мотивации учения
дошкольников и младших  
школьников.
- М.:  
МГУ. 1991.
«Составление  расписания на неделю» Рубинштейн  
СЯ.
Анализируются особенности учебной мотивации  ребенка. уровень притязаний, интересы
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 5  
коррекционные и развивающие задания
 

Сборник Методика Краткое описание
1 Бабкина Н.В.  
Развивающие игры с элементами логики.  
М: Издательство «Институт  
практической  
психологии»,  
Воронеж: НПО  
«МОДЭК», 1998.

64 с.

Развивающие игры с элементами логики Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся.
2 Рогов Е.И.  
Р59 Настольная книга практического  
психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2- е изд.. перераб. и доп.  
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Коррекционная программа по результатам тестирования

ШТУР 

Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения  результатов тестирования. Коррекционная программа I: для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций. Коррекционная программа II: начинается с беседы психолога со школьником о том, что школьные успехи, усвоение знаний на уроках за-висят от того, насколько хорошо ученик умеет думать, рассуждать, доказывать, причем всему этому можно обучиться. Ведется совместный поиск ответа на вопрос: что для этого нужно сделать? дал ее предлагается ряд заданий, в которых надо будет применить некоторые из перечисленных умственных действий.
3 Зак А. Методы  
развития  
интеллектуальных способностей у детей.  
М., 1996.
Развивающие занятия  Цель развивающих  занятий - не отработка какого-либо навыка, умения, а включение детей  в самостоятельную поисковую  деятельность.
4 Развитие интеллекта  
у детей. Гильбух ЮЗ.  
- Киев. 1994.
Задания на развитие устойчивости внимания и наблюдательности, аналитического восприятия. Упражнения: ‘Проследи  за направлением”, “Сравни две картинки”. Поиск рисунков - двойников”, “Где два одинаковых?”, “Поиск простой фигуры”, “Загадочные картинки”, “Сколько здесь кубиков?”, “Сколько кубиков не хватает”, “Вообрази. что получится”, “Пара к паре”, “Подбери пару”, “Противоположности в картинках’, “Пятый - лишний”, “Составление квартета”, “Развитие событий”, “Расположение иллюстраций к сказкам”, “Анаграммы в картинках’, “Какая фигура следующая’, “Как поступить?”
5 Мазо Г. Е.  
Психологический практикум. - Минск, 1991.
Задания на тренировку объема внимания, памяти, концентрации и устойчивости внимания, сосредоточенности. Упражнения  “Точки”, “Проследи за направлением”.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание № 6

Выводы 

 
ГIроблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения  ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.  
Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом  
специальной целенаправленной  
систематической работы. В.С.Мерлин в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний». И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Сказанное и определяет актуальность изучения проблемы мотивации учения. Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.  
Недостаточное внимание школы к воспитанию мотивации объясняется и неразработанностью этой проблемы, ее сложностью. Не получили ещё однозначного раскрытия даже сами  
понятия «мотив»,              «мотивация,  
«потребность» и др. В этом и заключается  
необходимость ее теоретического  
изучения.
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание №7

Самооценка  проделанной работы

   
Предложенная форма  
выполнения контрольной работы очень необычна,  интересна, познавательна, но требует большого количества времени для подготовки.  
В процессе работы мне понадобилось сначала найти, затем прочитать и проанализировать большое количество литературных источников. Так как в нашей районной библиотеке нет необходимой литературы, я воспользовалась ресурсами сети Интернет. Некоторые источники я прочитала в электронном варианте, например. Масло А. «Мотивация и личность», Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога», Л.И. Божович «Проблемы формирования личности» и др.  
Немало времени занял и анализ прочитанной литературы. Наибольшую сложность меня вызвало выделение основных идей авторов, гипотез, предположений, обобщение понятий, нахождение взаимосвязей между понятиями.  
Выбранная мною тема оказалась трудной, так как во многих источниках в основном описывается понятие «мотивация деятельности» и мало уделяется внимания понятию «учебная мотивация», а также «пути повышения мотивации».  
Понравилось, что в источниках описано очень много различных методик диагностики, а также коррекционных и развивающих заданий. Было интересно не только с ними познакомиться, но и применить их на практике.  
Наибольшую трудность вызвал поиск ответа на вопрос задания №3 «Экспериментальные исследования». По  
вопросу мотивации учебной  
деятельности таких исследований  
описано  очень  мало.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Пути формирования учебной мотивации у младших школьников