Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 07:50, контрольная работа
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтом’ проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Отсюда и обилие работ в этом направлении.
Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной пс
Московский
гуманитарно-экономический
Кировский филиал
Гуманитарный факультет
Специальность
«Психология»
Контрольная работа
по общей психологии
на тему
«Пути формирования
учебной мотивации у младших
школьников»
Киров 2011
Задание
№1
Литература:
1. Бабкина ПВ. Развивающие игры
с элементами логики. М: Издательство
«Институт практической
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения
детей п подростков. М.1972.
3. Божович ЛИ. Проблемы развития мотивационной
сферы ребенка. М., 1995.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности:
Под редакцией Д. И.
Фельдштейна / Вступительная статья Д.
И. Фельдштейна. 2-е изд. М.:
Издательство «Институт практической
психологии». Воронеж: НПО «МОДЭЮ»,1997.
5. Гамезо М.В. Петрова ЕЛ., Орлова Л.М.
Возрастная и педагогическая психология:
Учеб. пособие для студентов всех\ специальностей
педагогических вузов. М.: Педагогическое
общество России, 2003.
6. Елфимова Н.Е. Диагностика и коррекция
мотивации учения у дошкольников и
младших школьников-М.: МГУ. 1991.
7. Зак А. Методы развития интеллектуальных
способностей у детей. М., 1996.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия
Мастера психологии. Спб., 2000.
9. Ковалев В.И. Мотивы поведения н деятельности.
М.. 1988.
10. Мазо Е.Е. Психологический практикум.
- Минск, 1991.
11. Маркова А. К.
Мотивация учебной деятельности школьника
(в помощь учителю). Вопросы психологии,
1978, Г’ 3, с. 136 -142.
12. Маркова А. К.
Проблема формирования мотивации учебной
деятельности. Советская педагогика, 1979,
11. с.63 71.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб..
1999.
14. Методические рекомендации: Мотивация
как основа учебной деятельности/ IIод
редакцией В.Н. Роженцевой. Норильск,
2002.
15. Научный журнал: вопросы психологии/Под
редакцией Е.Б. Щедрина. М.. 2001.
16. Науч но-методический журнал: Начальная
школа/ Под редакцией Горедкого В.Г.
17. Практикум по экспериментальной и прикладной
психологии. - Л.:
ЛГУ,1990.
18. Реан А. А., Бордовская Н. В.. Розум С. И.
Психология и педагогика. СП6.: Питер. 2002.
432 с.: ил. (Серия «Учебник нового века<>).
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического
психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд..
перераб. и доп. М.: Гума-пит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. Кн. 1:
Система работы психолога с детьми разного
возраста. 384с: ил.
20. Фридман Л. М.. Пушкина Т. А.. Каплунович
И. Я. Изучение
личности учащегося и ученических коллективов.
М., 1988.
21. Хекхаузен Х. Мотивация н деятельность.
М., 1986.
22. Чирков ВИ. Мотивация учебной деятельности.
- Ярославль, 1991.
Задание
№2
Краткий анализ монографий
Учебная деятельность занимает практически
все годы становления личности, начиная
с детского сада и кончая обучением
в средних и высших профессиональных учебных
заведениях. Получение образования является
непременным требованием к любой личности,
поэтом’ проблема мотивации обучения
является одной из центральных в педагогике
и педагогической психологии. Отсюда и
обилие работ в этом направлении.
Проблема мотивации является актуальной
как в отечественной, так и в зарубежной
психологии. С одной стороны, это происходит
потому, что необходимость внедрения в
практику психологических исследований,
выход к реальному поведению человека,
к его регуляции требует сегодня познания
закономерностей поведения человека и,
особенно, в отношении побуждений о их
реализации. С другой стороны, назрела
необходимость раскрытия связей внутренних
мотивационных тенденции человека к действию
с социальной детерминации его психики.
Обзор работ отечественных психологов
показывает, что в настоящее время в психологии
накоплены данные, как для уточнения некоторых
исходных позиций, так и для дальнейшего,
более широкого и глубокого исследования
проблем мотивации.
Многочисленные исследования проведены
отечественными психологами по вопросам
мотивов деятельности и, в
частности, мотивов учебной
деятельности. Так, Л.И.Божович,
её сотрудники и последователи длительное
время изучают мотивы школьников. При
анализе направленности личности (понимая
под направленностью
относительно постоянные и
доминирующие мотивы) были выделены
широкие
социальные мотивы получения знаний
и мотивы, порожденные самой учебной
деятельностью.
Исследуя отношение школьников к учению,
Л.И.Божович установила, что одним из важнейших
моментов, раскрывающих психическую
сущность этого отношения, является та
совокупность мотивов, которая определяет
учебную деятельность школьников. Ею сделан
вывод о том, что проблема формирования
устойчивости личности есть прежде всего
проблема становления социальных по своему
происхождению и нравственных по содержанию
мотивов поведения. Работы Л.И.Божович
и её сотрудников имели большое значение
для развития проблемы мотивации учения.
Вместе с тем перспективным для дальнейшего
развития этой области психологии является
её положение о взаимосвязи мотивов с
направленностью личности и с её отношением
к окружающей действительности, а также
о структурности мотивации.
Л.И.Божович и её сотрудниками под мотивом
понимается внутренняя позиция личности.
Одним из важнейших моментов, раскрывающих
сущность отношений школьников к учению,
является совокупность мотивов: ‘При
этом под мотивами учения мы понимаем
то, ради чего учится ребёнок, что побуждает
его учиться”.
В зарубежных исследованиях изучению
мотивов уделяется большое внимание. Выполнены
многочисленные теоретические и экспериментальные
работы по вопросам побуждений в поведении
человека и животных. Разработка вопросов
мотивации ведется интенсивно в различных
областях психологической науки с использованием
множества методов.
Своеобразное понимание
мотивации характерно для гештальтской
психологической школы. К.Левин,
разработавший методику
экспериментального изучения мотивов,
понимал их как нечто самостоятельное.
Как представителями
гештальтпсихологии понималась
категория образа, так К.Левиным в теории
поля понималась категория мотива. Поведение
К.Левин объяснял, исходя из
отношений, складывающихся у личности
с непосредственной конкретной
средой в данный временной
микроинтервал. К.Левин. перейдя от
фрейдистского понимания мотива как
сжатой в организме энергии к
представлению о системе «организм -
среда”, сделал важный шаг вперёд в развитии
учения о мотивах. Его несомненной заслугой
является и
разработка, и применение
экспериментального метода при исследовании
мотиваций.
В теории Д.К.Маккеланда говорится о том,
что все без исключения
мотивы и потребности человека
приобретаются, формируются при его
онтогенетическом развитии. Мотив здесь
“стремление к достижению некоторых довольно
общих целевых состояний”, видов удовлетворения
или результатов. Мотив достижения рассматривается
как первопричина человеческого поведения.
Г.Олпорт в своей книге
«Личность» как представитель
«персоналистического» направления
выдвинул идею личностного подхода к мотивации
человека. В его теории
самореализации личность
рассматривается как первопричина человеческого
поведения.
В теории мотивации Э.Даффи поведение
описывается через его направленность
(подход. общая линия поведения) и интенсивность
(внутреннее возбуждение и активность).
При определении мотивации необходимо
определить активацию о её направление.
Д.Берлайн
разработал сложную систему мотивации,
согласно которой потребность определяет
ответы организма. Но сама потребность
у него тесно связана с потенциалом возбуждения
первичных структур, и поэтому его теория
физиологична.
В теории мотивации И.Аткинсона и
К.Бёрча Аткинсон вылеляет несколько
«языков» мотивации:
экспериментальный, нейрофизиологический,
поведенческий,
математический. Основываясь на взглядах
К.Левина и Э.Толмена Аткинсон рассматривает
поведение как, во-первых, ожидание чего-то
и, во-вторых, ценность, превращающуюся
в мотив. Новым здесь является то, что Аткинсон
и Бёрч рассматривают не реакции, а действия
(в том числе и вербальные). Воздействующие
стимулы преобразуются в зависимости
от мотивов, их значимости и оценки. Это
определяет эффективное состояние н характеристику
действий.
В теории мотивации А.Маслоу
отмечается стремление индивида к
непрерывному развитию как ведущий
мотив. Мотивы определяются
потребностями, которые имеют несколько
уровней: от биологических потребностей
до потребностей самоактуализации. Поведение
зависит от потребностей и способностей
и определяется внутренними н внешними
мотивами.
На мой взгляд, наиболее полно вопрос мотивации
рассмотрен в книге «Мотивация н мотивы»
Ильина Е.П.. Учебное пособие посвящено
основным вопросам теории и методологии
изучения мотивации мотивов человека.
Особое внимание в нем уделяется анализу
представлений о сущности мотива
его структуре и разновидностям. Автор
предлагает собственную концепцию мотивации
и мотивов, базирующуюся на критическом
рассмотрении и синтезе имеющихся в психологии
взглядов на эту
проблему. В пособии излагаются
закономерности формирования
мотивационной сферы человека. В
онтогенезе и в различных видах
поведения в деятельности
рассматриваются нарушения мотивации
при патологии.
Автор предпринял попытку
проанализировать причины
значительного расхождения авторов в
понимании сущности мотивации и мотивов.
В основу этой работы положен интегральный
подход к рассмотрению сущности и структуры
мотивации и мотива, снимающий, большинство
имеющихся противоречий. Этот подход позволяет
по-новому взглянуть на ряд положений,
казавшихся аксиоматичными и незыблемыми
в психологии мотивации, а также обосновать
положение С. Л. Рубинштейна о том, что
мотивы составляют ядро личности человека.
Таким образом, зная особенности личности,
можно в значительной мере судить о мотивационной
сфере человека, а изучая мотивационную
сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Несмотря на то, что взгляды на сущность
мотива у психологов существенно расходятся,
все они сходятся в одном: за мотив принимается
какой-то один конкретный психологический
феномен (но разный у разных авторов). В
основном психологи группируются вокруг
следующих точек зрения на мотив: как на
побуждение, на потребность, на цель, на
намерение, на свойства личности, на состояния.
Глава 13 вышеназванной книги посвящена
вопросу «Мотивация учебной деятельности».
Автор анализирует следующие вопросы:
мотивация учебной деятельности в школе;
формирование мотивов учебной деятельности
школьников: мотивация учебной деятельности
студентов.
Мною
более внимательно прочитаны
два первых раздела этой главы, в
которых Ильин Е.П. определяет понятие
мотива учебной деятельности,
перечисляет контент-категорий
(факторы) мотивации учения, соотносит
их с признаками мотива и стадиями мотивационного
процесса, учитывающее возраст и пол учащихся,
ситуацию в семье, социальное происхождение
и другие моменты.
Мне, как учителю начальных классов, особенно
интересным показался анализ мотивации
учебной деятельности и поведения дошкольников
и младших школьников. Беседы с дошкольниками
позволяют думать, что именно стремление
учиться, а не только внешние атрибуты
школьной жизни являются важным мотивом
поступления в школу. Особенностью мотивации
большинства школьников младших классов
является беспрекословное выполнение
требований учителя. Социальная мотивация
учебной деятельности настолько сильна,
что они даже не всегда стремятся понять,
для чего нужно делать то, что им велит
учитель: раз велел, значит, нужно.
Ильин Е.П. также описывает особенности
мотивации учебной деятельности и поведения
школьников средних и старших классов.
Далее Ильин Е.П. пишет, что надеяться на
то, что мотив учения возникнет сам мо
себе, стихийно, не приходится» А. К. Маркова
отмечает, что учебно-познавательные мотивы
формируются в ходе самой учебной деятельности,
поэтому важно как эта деятельность осуществляется.
Ильин Е.П. поднимает вопрос формирования
мотивации учебной деятельности, очень
глубоко анализирует
этапы организации учебной
деятельности. Основными факторами, влияющими
на формирование положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности, являются:
содержание учебного материала;
организация учебной деятельности;
коллективные формы учебной деятельности;
оценка учебной деятельности; стиль педагогической
деятельности учителя.
Важна внутренняя и внешняя мотивация
учения школьника. Для формирования внутренней
мотивации учителю нужно уметь оценивать
способ выполнения учебной деятельности
ученика. а внешняя мотивация приобретает
форму подсказок, намеков, требований
и указаний.
Одной из основных задач учителя для формирования
мотивации учения школьника является
повышение в структуре
мотивации учащегося
удельного веса внутренней
мотивации. Развитие внутренней мотивации
учения происходит как сдвиг внешнего
мотива на цель учения.
Таким образом, увлечь ученика учением
можно в рамках такого процесса обучения,
который не прибегает к мерам давления
на ребенка, а находит стимулы именно во
внутренне положительном расположении
ученика к учению и стремится к воспитанию
и формированию в нем такой установки.
Учебный процесс по
содержанию, форме подачи материала должен
быть гибким и преследовать одну из главнейших
задач обучения - сделать усвоение знаний
учащихся прочным, осмысленным, а саму
учебу - желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность, формирующая
учебные мотивы, представляет сложный
процесс, обязательно включающий в себя
в развернутом или свернутом виде звено
создания готовности принятия учебной
задачи, ориентировки в ней, звено учебных
действий, преобразование учебного материала,
звено контроля, оценки своей работы. Эти
элементы функционируют как составляющие
личности школьника, выполняются совместно
и под руководством учителя и носят осознанный
характер.
Познавательная активность, интерес к
поиску, преобразованию учебной информации
проявляются лишь в определенной обучающей
атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Известный психолог и педагог Ш.
А. Амонашвили,
который не только создал концепцию такого
обучения. но и практически реализовать
ее в своей педагогической работе с детьми,
так характеризуется этот подход: «Суть...
заключается в том, чтобы педагогически
обязательную учебно-познавательную задачу
учащиеся принимали на положительно-мотивационной
основе. Иначе говоря, дело заключается
в том, чтобы при необходимости усвоения
именно определенной системы знаний и
именно в определенный период обучения
школьник принимал педагогически обязательную
учебную задачу как им же свободно выбранную».
Такое обучение, конечно же, предъявляет
повышенные требования к педагогу, причем
не только к технике его общения, но и к
артистизму, который необходим, чтобы
убедить детей, что без их помощи, без сотрудничества
с ним справиться с задачей крайне трудно,
почти невозможно. Все это определяет
формирование мотивации учения школьника.
Общий путь формирования
мотивации учения
состоит в том, чтобы
способствовать превращению
имеющихся у школьника широких побуждений
в зрелую мотивационную сферу с устойчивой
структурой. Безусловно, эта работа может
быть под силу только всему педагогическому
коллективу, работающему во
взаимосвязи с семьей, хотя и каждому учителю
желательно видеть ее в полном объеме.
Стремление учиться заложено в природе
человека - это главный тезис, от которого
существует прямая и устойчивая зависимость
между эффективностью усвоения информации,
действенностью формирования
практических навыков и умений,
способностью к восприятию новых подходов
и их реализации в своей деятельности
- с одной стороны. и степенью активности
субъекта, мерой его включенности в учебный
процесс - с другой. Этот принцип требует,
чтобы ученик был понят и не только и столько
как объект психолого-педагогических
воздействий, сколько как активный субъект
учебного процесса, лишь в этом случае
оказывается возможным эффективно использовать
в процессе обучения такие мощные факторы,
какими выступают факторы мотивационного,
эмоционального, личностного порядка.
Задание № 3
Краткий
анализ экспериментальных
исследований
Журнал
год издания |
Автор
название статьи |
Цель предмет объект исследования | Гипотеза задачи | Методики | Основные выводы |
дефектология. - М., 2000 год | Брайтфельд Вера Николаевна: Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития | Цель
исследования:
Выяснить возможности создания условий и способов организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у подростков с задержкой психического развития. Предмет исследования: Особенности учебной
мотивации и возможности Объект исследования: Младшие подростки (11-13 лет) с задержкой психического развития, обучающиеся в специальной школе |
Гипотеза исследования
состояла в том, что систематически
целенаправленная коррекционно-развивающая
работа в условиях специальной школы
способствует повышению уровня учебной
мотивации подростков с ЗПР. При
этом наиболее эффективное повышение
учебной мотивации достигается специальными
коррекционными занятиями направленнными
на развитие познавательных процессов
и творческой активности подростков.
Задачи исследования: 1.Отобрать, апробировать и при необходимости адаптировать методики изучения учебной мотивации у подростков с задержкой психического развития. 2.Охарактеризовать
особенности учебной мотивации
у подростков с задержкой 3. Определить
приемы активизации учебной |
Из стандартизированных (тестовых) методик нами применялись тест-опросник В.К.Тербачевского и шкала Ханина-Стамбулова. |
Задание №4
Информация о работе Пути формирования учебной мотивации у младших школьников