Психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

Психотерапия (от греч. ψυχή — душа + греч. θεραπεία — лечение, уход) —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Работа содержит 1 файл

психотерапия..docx

— 36.25 Кб (Скачать)
 

Психологическая помощь. Психологические консультации. 
Индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Психологи оказывают  психологическую помощь взрослым в  форме разовых психологических  консультаций и долгосрочной индивидуальной, семейной или групповой психотерапии. Как правило, психологическая консультация сконцентрирована на узкой теме, в то время как психотерапия – это более длительная, глубокая, занимающая порой несколько лет, работа, сконцентрированная на личности в целом. Именно психотерапия направлена на глубинные и стойкие изменения проявлений характера, мешающих полноценно жить и развиваться.

Семейная  психотерапия сконцентрирована на отношениях членов семьи (на семье в целом) и позволяет скорректировать и оздоровить атмосферу в семье.

собенности семейной психотерапии: 
* Семейная психотерапия осуществляется поэтапно. На первом этапе проводится работа с проблемным членом семьи, в роли которого чаще выступает ребенок, самый маленький и самый беззащитный, дающий понять родителям, что в семье не все в порядке, что семья нуждается в помощи. На втором этапе в работу включаются  родители и старшие члены семьи, постепенно осознающие свою ответственность за положительный результат терапии.

 
* Семейная психотерапия всегда  проводится в комплексе, когда  психотерапевт включает родителей и детей в активное обсуждение сложившихся проблем, потенцируя поиск выхода из проблемной ситуации, выполняя функцию необходимого и действенного катализатора.

 
* Семейная психотерапия назначается  индивидуально и в группе, когда  психотерапевт общается с каждым  членом семьи индивидуально и  затем одновременно со всеми  членами семьи в целом, что  позволяет увидеть семью как  единое целое. Одновременно системный  подход помогает понять каждому  члену семьи, что они неразрывно  связаны, и каждый всегда влияет  на другого, помогая или затрудняя процесс позитивных изменений.

 
* Семейная психотерапия направлена  на профилактику 
психических расстройств и предотвращает появление заболевания еще до уровня формирования устойчивых симптомов 

Групповая психотерапия в силу своей формы дает уникальные возможности для работы над проблемами индивидуализации и установления отношений. Атмосфера групповой психотерапии дает возможность участникам исследовать свои чувства, потребности и поведение. 
 

Существует несколько  моделей психотерапии.

В гуманистической  модели решающим фактором действенности психотерапии может быть признана эмпатическая коммуникация "психотерапевт - пациент", где основным лечебным средством является эмпатическая реакция психотерапевта в соответствующий момент переработки материала. Существенную роль при этом играет создание условий для развития процесса позитивных изменений личности пациента. Наиболее типичным выражением таких условий является триада Роджерса (безусловное принятие пациента, эмпатия, конгруэнтность переживаний и поведения психотерапевта). Психотерапевт в этом случае считает, что если создать благоприятные условия, то пациент естественным образом будет изменяться, развиваться как личность в нужном направлении, что повлечет за собой и редукцию невротической симптоматики. Основное в этой модели понятие эмпатии, характерное для психотерапии гуманистической ориентации, получило признание и в психоаналитической психотерапии, где длительное время сохранялось представление о необходимости позиции эмоционального нейтралитета, личной анонимности аналитика, и в поведенческой психотерапии, принявшей факт важности эмоциональной взаимосвязи психотерапевта и пациента.

В интеракционной модели психотерапии интегративного типа предпочтение также отдается не отдельным приемам, а взаимоотношениям "психотерапевт-пациент" как лечебному инструменту. Однако психотерапевт занимает более активную позицию, берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Психотерапевтический процесс строится более структурированно, чем в предыдущей модели, повышается значение принципов контрактного взаимодействия "психотерапевт - пациент". С больным обсуждаются альтернативные формы лечения, цели психотерапии и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты лечения. Психотерапевт любого направления в той или иной мере учитывает некоторые общие феномены психотерапевтического процесса во взаимоотношениях с пациентом. В начале терапии обычно проявляется действие плацебо-эффекта, связанного с тем, что больной ожидает, что лечение принесет пользу, надеется на то, что психотерапевт понимает его и хочет ему помочь, стремится удовлетворить эмоциональные потребности в контакте. Эффективность различных методов психотерапии частично зависит от умения психотерапевта повысить надежду больного на улучшение и тем самым развить активные личностные механизмы совладания с болезнью. При этом высокие или низкие ожидания пациентом эффекта от лечения оказывают скорее негативное влияние на активность психотерапевта, а умеренные - положительное. Создавая атмосферу безопасности и эмоциональной поддержки в общении с больным, психотерапевт стимулирует появление у него механизма идентификации, способствующего снижению неуверенности, повышению самооценки посредством неосознаваемого заимствования у врача сил, оптимизма и способности к преодолению трудностей. Точное эмпатическое вмешательство психотерапевта в соответствующий момент общения ускоряет лечебный процесс благодаря тому, что проясняет пациенту подавляемые или блокируемые психологической защитой существенные переживания. Кроме направленной активации этих переживаний, помощи в их осознании и переработке, психотерапевт обычно просвещает пациента относительно сути болезни, психотерапии и его участия в ней, говорит о необходимости понимать себя и других, учит новым подходам к решению проблем, а также более конструктивному образу жизни, более широкой и гибкой жизненной философии.

Технологическая модель психотерапии интегративного типа, по сравнению с  предыдущей, характеризуется  дальнейшим возрастанием активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более  структурированным  процессом психотерапии. В этой модели существенное значение придается  применению разнообразных  технических приемов  и методов психотерапии. Приверженность психотерапевта единой технологической  стратегии, совмещающей  способы лечебного  воздействия на когнитивные, эмоциональные и  поведенческие стороны  личности пациента, отличают эту модель психотерапии интегративного типа от простого эклектического подхода. С учетом этого, независимо от формы психотерапии, используются лечебные воздействия, направленные на изменения в разных сферах личности пациента: в познавательной сфере - убеждение, внушение, конфронтация, прояснение (кларификация) и интерпретация малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной - катарсис, эмоциональная поддержка, эмпатия; в поведенческой - коррективный эмоциональный опыт, подкрепление. Важной особенностью инструментально-технологической модели психотерапии является постановка реалистических и поэтапных лечебных целей, выбор соответствующих им психотерапевтических методов. 
 
 

Информация о работе Психотерапия