Психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:39, реферат

Описание работы

Психотерапия (от греч. ψυχή — душа + греч. θεραπεία — лечение, уход) —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Работа содержит 1 файл

психотерапия..docx

— 36.25 Кб (Скачать)

Психотерапия (от греч. ψυχή — душа + греч. θεραπεία — лечение, уход) —система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик. Однако, такое определение не является полным.

Определение понятия

На сегодняшний  день в мире не существует единого  взгляда на определения понятия  «психотерапия». Но благодаря усилиям  Европейской психотерапевтической ассоциации, в европейских странах  проводится большая работа по стандартизации законодательной базы Евросоюза  согласно определению психотерапии в рамках Страсбургской декларации. Этот документ лаконично и точно  определяет современное понятие  психотерапии:

Страсбургская Декларация:

Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую  профессию;

Психотерапевтическое  образование требует высокого уровня теоретической и клинической  подготовленности;

Гарантированным является разнообразие терапевтических методов;

Образование в области  одного из психотерапевтических методов  должно осуществляться интегрально; оно  включает теорию, личный терапевтический  опыт и практику под руководством супервизора; одновременно приобретаются  широкие представления о других методах;

Доступ к такому образованию возможен при условии  широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейская психотерапевтическая ассоциация (EAP)[1]. Страсбург, 21 октября 1990 года

Оригинальный  текст (англ.)  [показать]

История

Впервые термин «психотерапия» введен в конце XIX века английским врачом Тьюком (Tuke D. H.). В опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрация влияния разума на тело» (Illustrations of the Influence of the Mind upon the Body) одна из глав названа «Психотерапия» (psychotherapeutics). Этим словом называлось терапевтическое действие, которое дух пациента мог иметь в отношении тела пациента благодаря влиянию врача. Направления и школы психотерапии

На данный момент существует большое количество направлений  психотерапии. Не редко их пытаются классифицировать по каким-либо признакам, выделяя большие группы:

По количеству участников:

Индивидуальная психотерапия

Групповая психотерапия

По задачам:

Поисковая психотерапия

Корректирующая психотерапия

По целям:

Процессуальная психотерапия

Целеориентированная психотерапия

По степени теоретического обобщения:

Аналитическая психотерапия

Феноменологическая  психотерапия

По роли, которую  занимает терапевт:

Директивная психотерапия

Недирективная психотерапия

Общие факторы  психотерапии

Прогресс  психотерапии в настоящее время  проявляется не только в разработке новых методов, попытке синтеза  концепций и технических приемов, поиске более гибкой интегративной  психотерапевтической парадигмы.

Одной из косвенных  причин существования различных  моделей и методов психотерапии является отсутствие достаточно убедительных критериев большей эффективности  одних методов по сравнению с  другими (Вагнер Э. 1999; Дойрцен-Смит Э.В., Смит Д., 1999; Люборски Л., 2003; Wolberg L., 1977; Grawe K., 1994). При отсутствии единой, общепризнанной теории личности, единого понимания закономерностей ее функционирования, нарушений и восстановления этого функционирования в современной медицине могут существовать различные концепции психотерапии.

С одной  стороны, «большие» психотерапевтические направления — психоаналитическая психотерапия, поведенческая терапия, гуманистическая психотерапия —  довольно значительно отличаются в  своих представлениях о человеке. С другой стороны, психотерапевты различных направлений весьма сходны в своем идеальном стиле отношений при взаимодействии с пациентами (Orlinsky D. E. et al., 1994).

Существует  большое число эффективных влияний, действие которых, однако, зачастую настолько  незаметно, что им не придают значения. Вместе с тем, вряд ли возможно однозначно определить, насколько в действительности эффект обусловлен психотерапевтическими  или же неспецифическими элементами. Попытка определить эти неспецифические  факторы могла бы помочь в лучшем случае целенаправленно использовать их в терапии, либо как минимум  не препятствовать их влиянию (Бьюдженталь Д., 2001; Вайнер И., 2002; Котлер Д., 2002; Люборски Л., 2003; Wolberg L., 1977).

Одной из существенных предпосылок развития интегративной  психотерапии является изучение общих  факторов психотерапии, свойственных различным ее формам и методам. Пониманию важности определения общих факторов психотерапии в интегративном движении способствовали: 
1) поиск общих базовых процессов для всех направлений психотерапии; 
2) растущее признание того, что различные методы могут иметь больше сходств, чем различий; 
3) констатация примерно равной эффективности лечения в отдаленном периоде; 
4) акцент на существенной роли взаимоотношений «психотерапевт – пациент» при любых формах психотерапии.

Изучение  и анализ процесса психотерапии предполагает рассмотрение взаимосвязей между характеристиками пациента, психотерапевта и лечебного  метода. Поэтому и поиск общих  факторов психотерапии тоже связан с  анализом того, что происходит с  пациентом при использовании  самых разнообразных психотерапевтических подходов, что объединяет поведение  психотерапевтов вне зависимости  от их теоретической ориентации, какие  общие этапы характерны для психотерапевтического  процесса.

В качестве общих факторов психотерапии с точки  зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают: 
1)обращение к сфере эмоциональных отношений; 
2)самопонимание, принимаемое пациентом и психотерапевтом; 
3)представление и получение информации; 
4) укрепление веры больного в выздоровление; 
5) накопление положительного опыта; 
6) облегчение выхода эмоций.

Перечисленные факторы, по сути, совпадают с механизмами  лечебного действия и отражают когнитивные (2, 3), эмоциональные (1, 4, 6) и поведенческие (5) процессы, способствующие успешности психотерапии и в большей или  меньшей степени представленные практически во всех психотерапевтических системах.

В качестве общих элементов стиля и стратегии  поведения психотерапевта, вне зависимости  от их теоретической ориентации, выделяют: 
1) целевую ориентацию на достижение позитивных изменений; 
2) внимание к взаимоотношениям «пациент – психотерапевт»; 
3) сочетание принципов «там и тогда» и «здесь и сейчас».
 

Краткое описание метода

Сам метод позитивной психотерапии был основан в 1968 году немцем Иранского происхождения, профессором Носсратом Пезешкианом. Метод Позитивной Психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Этот конфликт-центрированный и ориентированный на способности метод удостоен Главной Медицинской Премии Германии Ричард-Мартин-Прайс в области гарантии качества в 1997 году.

В 2009 году профессор  Носсрат Пезешкиан номинирован на нобелевскую премию в медицине и физиологии.

Название метода происходит от лат. positum «имеющий место», «данный», «фактический».

С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей человеческой природы являются его способности — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

Позитивная психотерапия является кросс-культурным методом, интегрирующим в себе, с одной стороны, философскую и интуитивную мудрость Востока, а с другой стороны, рациональную системность и научность Запада.

Метод позитивной психотерапии основывается на 3-х принципах, каждому  из которых соответствует определённая методическая составляющая:

Принципу  надежды соответствует позитивный подход в видении способностей и возможностей человека.

Принципу  баланса соответствует содержательный дифференциальный анализ психодинамики личности, результатом которого есть гармонизация первичных и вторичных актуальных способностей человека.

Принципу  самопомощи соответствует 5-шаговая метамодель, используемая как стратегия гармонизации, адаптации и развития личности — вначале, в самом процессе психотерапии, и потом, в дальнейшем процессе самопомощи человека себе и своему окружению: своему партнёру, своей семье, своей организации, своей общине и т. д.

Преимущества  позитивной психотерапии

Конфликтоцентрированная терапия (в отличие от симптомцентрированной),

Краткосрочность (15-20 сеансов),

Универсальное применение к проблемам,

Эклектичность,

Интернациональность,

Рассматривает человека как целостную систему,

Использование метафор, притч как инструмента,

Клиенту отводится  активная роль,

Ориентирована на будущее,

Работает с проблемами терапевт.

Центры  обучения

Центральным образовательным  учреждением по позитивной психотерапии является Висбаденская академия психотерапии (WIAP). Главным координирующим органом является Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP) (http://www.positum.org) с ежегодно выбираемой коллегией совета директоров.

В России обучение методу позитивная психотерапия осуществляется в Институте позитивного развития г. Москва

Действует также  Международная Академия Позитивной кросс-культурной психотерапии (IAPP) как международная организация, поддерживающая научные и профессиональные инициативы в сферах индивидуального и социального здоровья, кросс-культурного благополучия, духовного оздоровления обществ.

Всемирная Ассоциация Позитивной Психотерапии (WAPP) координирует работу Центров, Институтов и Ассоциаций Позитивной психотерапии, представляющим, развивающим и адаптирующим данный метод в более чем в 20-ти странах  мира (http://www.positum.org ) Ассоциация уделяет большое внимание качеству образования специалистов во всем мире в соответствии с регуляциями Всемирного Совета Психотерапии. Обучающие программы по позитивной психотерапии (базовый и мастер курс) ведут сертифицированные международные тренеры, список которых вы можете найти на официальном сайте Висбаденской Академии: http://positum.org/training/trainers/

В 2008 году метод Позитивной психотерапии отпраздновал своё 40-летие с даты основания.

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В последнее десятилетие  нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и  возможностям развития И. п. (Beitman В. D., Goldfried M. R., Norcross J. С., 1989). О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии». И. п., в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии. В то же время эклектический подход является одним из элементов И. п., объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников. 
        И. п. может развиваться на основе следующих подходов: 
        1) использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики; 
        2) интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.; 
        3) синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования. 
        Существенные возможности для развития И. п. предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений. Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии: 1) распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение; 2) неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов; 3) поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий; 4) примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии; 5) акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии; 6) социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие. Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента. 
        Хотя И. п. получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента. Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов. Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе — поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение. Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса. 
        Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения. Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни. 
        Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интраперсональных факторов в адаптации, а с другой — акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977). Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках: 
        1) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них; 
        2) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения; 
        3) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы; 
        4) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны. 
        Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.). Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности. В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий. 
        Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, используется в одном из новых направлений — психосинтезе, цель которого — гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума. Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности. Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии). Становление интегративной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации. 
        Таким образом, становление И. п. представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.
 

Информация о работе Психотерапия