Психотерапия терминальных больных

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

Психотерапия пациентов, умирающих от неизлечимой болезни или по причине старости имеют свои сложности. Эмоциональные нагрузки, которые испытывают умирающие больные, определяются в первую очередь их личностными особенностями, а также мыслями о боли и возможной медленной и мучительной смерти.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ПСИХОТЕРАПИЯ ОБРАЗАМИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ В КАТАТИМНО-ИМАГИНАТИВНОМ ПОДХОДЕ
3. ПСИХОТЕРАПИЯ ОБРАЗАМИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ ПО МЕТОДУ БАНСОНА
4. ПСИХОТЕРАПИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ ЗВУКОВЫМИ ОБРАЗАМИ
5. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Независимо  от характера болезни и индивидуальных особенностей больного есть определенное содержание переживания этого самого тяжелого и в то же время ответственного момента, присущего каждому человеку. О нем очень проницательно и трогательно пишет известный украинский психолог С. Д. Максименко: «…в этот наиболее драматический момент человеческого существования все переплетается, изменяется, живет, но не рассыпается, потому что до самого конца есть «Я» — всеобщий, универсально-природный стержень этой жизни. Перед бездной духовного и физического исчезновения себя как «Я» человеческая экзистенция представляет собою драму, в которой анализируются свои поступки. Рефлексия в это время обращена как внутрь, так и в будущее, происходит что-то очень важное, главное. Но объективный анализ не получается — происходит проживание своего бытия, своей драматичной жизни, которая освещена футурогенной концепцией и обращена в будущее. И человек продуцирует только добрые импульсы, извлекая из себя и уничтожая в себе все низкое и злое. Находясь на последней грани своего бытия, человек находит и актуализирует «точки достоинства», которые он посылает в будущее. Человек раскаивается, и это дает ему силу перед новым будущим»

Поддержка терминальных больных является чрезвычайно  тяжелой для психолога. У специалиста, оказывающего такого рода психологическую поддержку, должны быть собственный опыт преодоления кризисной ситуации, определенная позиция относительно такого явления, как смерть, способность заглянуть в глаза страданию, интуиция и милосердие. Нужно быть готовым к тому, что психологическая поддержка на этом этапе осуществляется, как правило, в крайне неблагоприятных и непредвиденных условиях, пронизанных глубоко пессимистическими настроениями. Психологу, как и врачу, постоянно приходится сталкиваться со всем спектром тяжелых проблем терминального периода, что требует от специалиста колоссальной психологической и физической выносливости. И только в тех случаях, когда под действием сильных обезболивающих средств состояние пациента позволяет ему слышать и говорить, становится возможной работа с такими мотивами, как врата, которые отделяют жизнь от смерти; последний путь и дом в конце дороги; дорога, которая уходит в землю. Работа с этими мотивами помогает преодолевать страх смерти, забвения. В имагинациях на эти темы переживаются идеи конечности и бесконечности жизни, реинкарнации, жизни после смерти, перенесения сквозь времена и эпохи, переживается неготовность и готовность принятия смерти.

Многолетний опыт оказания психологической помощи больным на различных этапах стационарного лечения и в процессе диспансерного наблюдения позволяет констатировать ее позитивное влияние на качество жизни пациентов.

Таким образом, в процессе комплексного лечения хронически больных пациентов поддержка психологом надежды и веры в выздоровление предопределяет успех лечения. Появление жизненной перспективы становится новым мотивом, который помогает пациенту преодолевать трудности и продолжать назначенное врачом лечение. Благодаря психотерапевтическому влиянию, которое в значительной мере снижает уровень неопределенности представлений пациента о своей болезни и ее фатальности, происходит переоценка значимых переживаний, жизненной ценности, смыслов. Это гуманистическая миссия, требующая от психолога высокой профессиональной культуры, альтруистической и оптимистической установки, способности к принятию неожиданных решений, а также глубокой веры в целесообразность и значимость психологической помощи тяжело больным людям. 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОТЕРАПИЯ  ОБРАЗАМИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ ПО МЕТОДУ БАНСОНА        

      Метод основан на изученной автором  специфике психодинамического статуса терминальных больных, вынужденных существовать в условиях постельного режима, т. е. ограниченном пространстве, испытывающих интенсивные боли, в предвидении надвигающейся смерти. При этом меняются состояния сознания, мир предстает с совершенно другими приоритетами. То, что прежде было несущественно, становится вдруг важнейшим, кг поверхность сознания всплывают давно забытые события и кажутся гораздо более современными, чем актуальное жизненное пространство. Как и при деменциях позднего возраста, переживание центрируется на воспоминаниях о детстве и давнем прошлом. Полностью изменяется восприятие времени, обычно исчезает ого линейность. Обостряется метафоричность восприятия и мышления, больные в большей степени сосредоточены на своих сновидениях и фантазиях, приобретающих характер реальности. Усиленный интерес к будущей жизни чаще выражается различными метафорами и символами. Масштабы времени и пространства в существенной мере теряют реальный и практический характер. 
        Такие изменения в сознании больных, как правило, совершенно непонятны для обслуживающего персонала, который трактует их как проявления спутанности. В то же время понимание их позволяет психотерапевту проникнуть во внутренний мир больного, в котором важнейшие сообщения часто «переодеты» в метафоры и символические образы. Заранее подготовленные картинки с такими возможными образами не лучший инструмент для эксплорации больных (такая модификация предлагается некоторыми американскими авторами). Оптимальным решением является мысленный зрительный образ, вырастающий из бессознательных переживаний больного, который расшифровывается психотерапевтом. Если при проработке сновидений, фантазий и «бессмысленных» сообщений пациента значимый образ находится психотерапевтом, то дальше он может с ним активно работать. С помощью неглубокого гипноза или даже в состоянии бодрствования на фоне уже существующего жизненного сознания, с использованием своих собственных направленных ассоциаций, психотерапевт погружает больного в положительно эмоционально окрашенные и избавляющие от мучений состояния. Действенность этого погружения определяется неслучайным характером и индивидуальной значимостью для больного найденного образа. 
        Многие часто используемые образы находятся в тесной связи с архетипическими картинами Юнга (Jung C. G.). На начальных этапах психотерапии часто используются надындивидуальные образы (пляж на берегу красивого озера, горный луг летом). К индивидуальным особенностям приближает детская комната в родительском доме. Из мира животных пациенты часто предпочитают дельфинов, с которыми путешествуют в подводном царстве. Продуцируемые больными образы могут принимать неприятный, агрессивный характер (змеи, драконы, хищные растения), что позволяет добиться катарсического эффекта.        

      Наиболее  действенным психотерапевтическим фактором метода является, как подчеркивает автор, не столько суггестивно успокаивающий  больного образ, сколько психологическая  поддержка, которую оказывает психотерапевт  благодаря той интимности общения  и взаимопонимания, которая достигается при нахождении эмоционально значимых для больного образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОТЕРАПИЯ  ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ ЗВУКОВЫМИ  ОБРАЗАМИ

Не последнее  место должны занимать и голоса природы, а также имитирующие их музыкальные  звуки. Успокоительно воздействовали на больных записи, воспроизводящие журчанье ручья, стук дождя по крыше, мерное дыхание морских волн. Также в условиях хосписа отмечается особое воздействие звуков колокола на больного. По старым церковным традициям для больных и для умирающих создавался особый ритм звона, который служил как бы звуковым солнцем и помогал душе больного или умирающего проходить через препятствия пространства в высшие сферы. В основу жизни заложен ритм: вдох — выдох, прилив — отлив, восход — заход. В некоторых практиках больным предлагалось найти тот тон, который им наиболее приятен, затем подсказать или найти ритм ударов и, наконец, определить силу удара в пластину. Впечатляющим для нас явилось облегчение некоторых болевых симптомов у наших пациентов.

Больные оценивали это воздействие как  звуковой массаж, который вначале  как будто усиливал боль, а затем  рассеивал ее в пространстве. Многие подчеркивали релаксирующий эффект колоколотерапии. Заме-чателен факт, что и те пациенты, которые отрицали облегчение болей, засыпали под воздействием звона, что само по себе уже являлось свидетельством

ими седативного  эффекта. Также существует эффект воздействия колокольного звона на чувство предсмертной тоски. Больные погружались в состояние релаксации и в то же время испытывали сложные переживания во время сеанса. Они рассказывали о расширении пространства, удлинении чувства времени, ощущении психологического стержня внутри себя, часть из них свидетельствовала об особом экстатическом переживании, близком к религиозному откровению. Они видели свое тело со стороны, ощущали, как вместе со звуком растворяются в пространстве, поднимаются в иные сферы. Верующие пациенты говорили о видениях святых. Почти все говорили о том, что звук помогал им преодолеть больничные стены и слиться с природой.  

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусыгина Н. П. Психологическая помощь онкологическим больным // Московский психотерапевт. журн.— 2000.— № 1.— С. 77–100.

2. Волкова Е. В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью // Журн. прикладной психологи.— 2000.— № 7.— С. 55–70.

3. Гнездилов А. В. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе.— СПб.: АОЗТ фирма «КЛИНТ», 1995.— 133 с.

4. Манухина Н. М. Некоторые особенности психологической помощи пациентам с соматическими заболеваниями // Журн. практич. психологии и психоанализа.— 2003.— № 1.— С. 11–17.

5. Печий П. Г. Символодрама в кризисной интервенции. Комплексный подход к лечению онкохирургических больных // Символдрама: Глубинная психология и символдрама.— Запорожье: Керамистолдрама.— Запорожье: Керамист,

Информация о работе Психотерапия терминальных больных